Среди перевозчиков бытует мнение, что лучше три раза встретиться с ГАИ, чем один раз с Транспортной инспекцией. Почему с годами данное утверждение только крепнет и какие задачи ставит перед собой главный контролирующий орган Минтранса сегодня – об этом корреспондент «ТБ» побеседовала с начальником филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Геннадием Жилицким.
– Геннадий Михайлович, вы на этом посту – сравнительно недавно, но уже познакомились с коллективом и методами работы Гомельского филиала ТИ. Буквально с первых минут нашей встречи успела отметить, что вы высоко оцениваете своих работников, характеризуя их такими словами, как перспективный, грамотный, квалифицированный. У вас все такие?
– Да, конечно. Другие тут просто не удерживаются. Между прочим, коллектив наш на редкость стабильный – многие работают едва ли не с первого дня существования подразделения. А это дорогого стоит. Ведь даже самые крепкие знания – ничто без практического опыта, который приходит с годами. В филиале работают квалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт осуществления контроля за соблюдением перевозчиками требований законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта при выполнении международных автоперевозок.
Впрочем, отрадно, что наряду с состоявшимися профессионалами в последние годы приходит молодежь – весьма подкованная и перспективная. А главное, с желанием работать. Быстро вливается в коллектив (тоже благодаря нашим опытным сотрудникам) и приносит с собой новые знания, что дает возможность с каждым годом совершенствовать работу филиала. Такой взаимообмен дает наилучшие результаты.
Если ко всему этому добавить Положение о профессиональной этике и поведении работников Транспортной инспекции, которое было разработано и внедрено на основе многолетней работы с кадрами, непрерывную деятельность по повышению квалификации и самую бескомпромиссную борьбу с проявлениями коррупции, компетентность и высокий уровень культуры наших сотрудников в работе с перевозчиками гарантированы.
Руководство со своей стороны старается создать для инспекторов как можно более комфортные условия. Так, например, все работники обеспечиваются форменной одеждой, каждое подразделение – специальными транспортными средствами. Это не считая разного рода необходимой в работе техники, такой как фотоаппаратура, диктофоны и прочее.
Стараемся следить за тем, чтобы наши сотрудники всегда были в хорошей физической форме. Участие в спортивных состязаниях филиала инспекции по Гомельской области давно стало нормой. Да что тут говорить… Не будет слаженного, сплоченного коллектива, не будет преемственности – не будет нормальной работы.
– Гомельский филиал Транспортной инспекции – организация многоплановая, которая решает широкий спектр задач. В области контрольной деятельности особое место занимает проверка соблюдения законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
– Безусловно. К примеру, в январе – августе коллективом филиала были проведены контрольные мероприятия технического, технологического и поверочного характера при выполнении автомобильных перевозок такси в отношении 541 транспортного средства.
Не остались без внимания и вопросы перевозок пассажиров в регулярном сообщении – городские, пригородные и междугородные маршруты. Было проверено 807 транспортных средств.
Во время контрольных мероприятий установлено 749 нарушений законодательства в области автомобильного транспорта производителями транспортных работ и услуг при выполнении перевозок пассажиров автомобилями-такси и 201 – в регулярном сообщении.
Составлено 244 акта по фактам нарушений, выявленным в сфере перевозок такси, и 108 – в регулярном сообщении. К административной ответственности привлечены 336 субъектов хозяйствования и физлиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобилем-такси и 98 – в регулярном сообщении.
Кроме того, на основании части 3 пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» по выявленным нарушениям субъектам хозяйствования выдано 328 требований (предписаний) об их устранении. Из них 90 – осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров в регулярном сообщении и 238 – автомобилем-такси.
Для повышения эффективности выявления нарушений в сфере перевозок такси и профилактики несоблюдения требований законодательства в области транспортной деятельности активно применяется такая форма проверки, как контрольная закупка. В текущем году в Гомельской области проведено 80 таких мероприятий.
В преддверии нового учебного года работники филиала совместно с сотрудниками территориальных отделений Госавтоинспекции произвели осмотр всех школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей к учреждениям образования в регионе. Особое внимание уделялось соответствию их технического состояния установленным законодательством нормам. В этой сфере нарушений выявлено не было. К данному вопросу и организации, и сами водители подошли очень ответственно.
– Как в регионе осуществляется контроль на железнодорожном транспорте и обстоят дела с обеспечением безопасности перевозок?
– Основной задачей регионального отдела контроля железнодорожного транспорта филиала по Гомельской области является контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности производителями транспортных работ и услуг при организации перевозок на территории, находящейся в зоне ответственности РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
Так, с целью отслеживания оперативной обстановки и состояния безопасности движения в поездной и маневровой работе железнодорожного транспорта ежедневно в филиал инспекции поступает информация о состоянии безопасности движения и работе технических средств.
Кроме того, ежеквартально по запросу предоставляется анализ состояния безопасности движения. На основании его, а также выявленных нарушений при проведенных мониторингах с учетом критериев степени риска планируется, какие субъекты хозяйствования будут включены в план выборочных проверок в соответствии с приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 04.04.2018 № 17 «О формировании и исполнении планов выборочных проверок».
Так, за 8 месяцев 2023 года проведено 15 мониторингов на предприятиях – владельцах железнодорожных путей необщего пользования. Выявлено 113 нарушений законодательства в области транспортной деятельности. Всем субъектам направлены требования об устранении нарушений. Также проведено шесть выборочных проверок, в ходе которых выявлено 94 нарушения, направлено шесть предписаний.
В соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях процессуальные решения не применялись, поскольку неисполнение письменного требования, согласно статье 24.1, не были нарушены. Письменные требования исполнены своевременно, информирование об устранении нарушений выполнено в установленные сроки.
Пять контрольных мероприятий для устранения выявленных нарушений было проведено на предприятиях: ОАО «Гомельхлебопродукт» (База реализации), ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Гомельагрокомплект», ООО «МетрИнвест», РУП ПО «Белоруснефть-Особино».
В частности, по результатам контрольной проверки, проведенной в РУП ПО «Белоруснефть-Особино», в адрес генерального директора направлено информационное письмо о неполном устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений: технологические проезды были оборудованы частично с одной стороны дорожными знаками 1.3.2 «Многопутная железная дорога» и 2.5 «Движение без остановки запрещено», отсутствовали акты испытаний на электролебедки. Данные недостатки были устранены.
И, конечно, на протяжении всего периода работы региональным отделом контроля железнодорожного транспорта осуществляется постоянный мониторинг за устранением ранее выявленных нарушений при проведении предыдущих мероприятий.
В рамках мер предупредительного и профилактического характера сотрудники отдела принимают участие в семинарах-совещаниях, проводимых РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». В соответствии с Указом Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и руководствуясь Положением о региональном отделе контроля железнодорожного транспорта, утвержденным приказом начальника Транспортной инспекции от 06.02.2023 № 86, региональный отдел взаимодействует с транспортной прокуратурой в вопросах соблюдения законодательства в области транспортной деятельности при организации перевозок железнодорожным транспортом. Ежемесячно предоставляется информация о проводимых мероприятиях.
– На Транспортную инспекцию возложены функции контроля за проездом транспорта по платным автодорогам. Какие нарушения фиксируются наиболее часто?
– Контроль за платными дорогами в Гомельском регионе осуществляют четыре специальных автомобиля филиала ТИ. Как известно, плату за проезд по платным автодорогам с системой электронного сбора платы взимает государственное учреждение «Белавтострада». В случае фиксации факта неоплаты или неполной оплаты, отсутствия на транспортном средстве устройства электронной оплаты, использования такого устройства, не предназначенного для данного транспортного средства либо соответствующей категории транспортного средства, или использования неработающего или неисправного такого устройства – также уполномоченные сотрудники государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь».
Таким образом, как только система фиксирует нарушителя, он попадает в электронную базу и находится в ней до тех пор, пока не заплатит штраф. Как бы нарушитель ни пытался избежать штрафа, рано или поздно он будет остановлен сотрудниками инспекции. К примеру, за 8 месяцев текущего года отменено 639 нарушений порядка оплаты.
Напомним, не так давно Совет Министров уточнил вопросы взимания платы за проезд транспорта по платным дорогам Беларуси (Постановление правительства от 25.07.2023 № 475). Так, изменениями предусмотрено дополнение перечня нарушений, относящихся к неоплате, отсутствием действительной электронной виньетки для транспортного средства с данным регистрационным знаком.
Также устанавливается обязанность пользователя до выезда на платную дорогу письменно уведомить ГУ «Белавтострада» и возвратить устройство электронной оплаты при изменении цели эксплуатации транспортного средства, освобожденного от взимания платы за проезд в соответствии с законодательными актами, повлекшей изменение правового основания для освобождения от взимания платы за проезд или лишение права на освобождение от взимания платы за проезд, а также при прекращении права собственности на такое транспортное средство или изменении его регистрационного знака.
Исключено указание, что размер залоговой стоимости устройства электронной оплаты устанавливается в зависимости от категории автомобиля, так как с 1 января 2023 года плата за проезд по платным дорогам транспортных средств с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны осуществляется путем оплаты электронной виньетки (внесения платы за период пользования платной дорогой).
Документом закреплена возможность для пользователей платной дороги вносить плату за электронную виньетку с использованием топливных карт, уточнен порядок предоставления Транспортной инспекцией информации о зафиксированных нарушениях и их типах (неоплата, неполная оплата).
В заключение разговора хочу еще раз напомнить всем перевозчикам: залог вашего благополучия, в самом прямом смысле этого слова, – в неукоснительном соблюдении действующего законодательства при выполнении как пассажирских, так и грузовых перевозок.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»