Кондуктор, не жми на тормоза!

В последнюю субботу апреля в актовом зале филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» прошел областной конкурс профессионального мастерства «Лучший кондуктор – 2018», в котором участвовали представители автотранспортных предприятий области, а также предприятие городского электрического транспорта Витебска.

Что мы знаем о кондукторе? Какой он? Чем живет и увлекается? Как решает профессиональные проблемы? Ответить на эти вопросы, определить лучших профессионалов своего дела и был призван областной конкурс профессионального мастерства.

В Правилах автомобильных перевозок пассажиров Республики Беларусь определено, что кондуктор (от лат. conductor – сопровождающий, проводник) – это представитель перевозчика, заказчика или оператора автомобильных перевозок пассажиров, обеспечивающий обслуживание пассажиров, взимание платы за проезд пассажиров и провоз багажа (ручной клади), а также контроль проездных документов.

Сегодня кондуктор – это работник транспорта. Но мало кто знает, что до 1917 года это слово имело совсем другие значения. Оно обозначало воинское звание на флоте, которое до середины XIX века присваивалось унтер-офицерам. Могли его присвоить чертежникам и художникам в главных, окружных и полевых инженерных частях. На железнодорожном транспорте кондуктора делились на главного – обер-кондуктора, старшего, тормозных («тормозильщиков»), смазчика и хвостового. В автобусах они впервые появились в начале XX века в Англии, в графстве Ноттингемшер.

В Советском Союзе в семидесятых годах в общественном транспорте установили компостеры, и профессия кондуктора на время потеряла свою актуальность. Вновь вернулась она на транспортные предприятия в девяностые. В автобусном парке № 1 г. Витебска кондуктора вновь стали работать с 1995 года. Некоторые из них и сегодня трудятся на предприятии.

Кондуктор автобуса должен знать: свои права и обязанности; документы, имеющие отношение к его работе; правила перевозки людей и багажа; существующие тарифы; все остановки на маршруте; правила оказания доврачебной помощи и умело использовать эти знания на практике; правила безопасной перевозки пассажиров, эксплуатации автобуса; грамотно действовать в экстренной ситуации.

Для участия в конкурсе заявилось 12 кондукторов: 11 представительниц прекрасного пола и единственный мужчина Илья Тишонок из Глубокого. Все разные: и по возрасту, и по характеру, и по стажу работы. Объединяло же их то, что они не имеют нарушений трудовой и финансовой дисциплины, выполняют и перевыполняют доведенные плановые задания по сбору денежной выручки, но самое главное, любят свою профессию.

Конкурс профмастерства проходил в четыре этапа. На первом – у участников проверяли теоретические знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего правила пассажирских перевозок и багажа, порядка предоставления социальных льгот проезда в автобусе для отдельных категорий граждан, правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим. В билете – 10 вопросов с вариантами ответов. Каждый правильный – 1 балл, за все правильные – дополнительный премиальный балл. Время на выполнение задания – 10 минут. Конкурсанты погрузились в тонкости законодательства, а зрителей в зале развлекал вокально-инструментальный ансамбль «Вокзал».

Главная задача кондуктора – собрать как можно большую денежную выручку, при этом соблюдая высокую культуру обслуживания. И здесь нужны хорошая память и внимательность. Запомнить всех вошедших пассажиров, занимающих места и продвигающихся по салону, нелегко, учитывая, что почти на каждой остановке они сменяются.

Чтобы 8–12 часов проводить в салоне автобуса, постоянно перемещаясь из одного конца в другой, кондуктор должен быть физически выносливым человеком, не бояться ни жары, ни мороза, ни сквозняков. Кроме выполнения очевидных обязанностей, он должен обладать определенными навыками. Все люди разные, поэтому важно быть еще и врачом, и милиционером, и кассиром, и инструктором, и даже психологом. В транспорте может случиться всякое.

Известны случаи, когда людей подводило здоровье или они начинали выяснять отношения; теряли вещи. Многие пассажиры раздражены давкой и озабочены своими проблемами. Водитель не может отвлекаться на шум в салоне, поэтому не допустить проявления накопившейся агрессии, сохранить нормальную атмосферу в салоне должен кондуктор. А еще он говорит на языке пассажиров, а значит, не падает в обморок от обилия нецензурной лексики, с детьми и пожилыми общается вежливо и культурно, не боится требовать оплату с подвыпивших буянов и хулиганствующих подростков, при случае может разрядить обстановку удачной шуткой. Эти требования не прописаны в инструкциях, а необходимые навыки приобретаются только в процессе работы.

На втором этапе конкурса кондуктор должен был проверить документы у пассажиров, имеющих льготы, быстро и безошибочно взять плату за проезд, провоз багажа, выдать сдачу, показать культуру обслуживания пассажиров, разрешить при необходимости возникающие спорные ситуации на линии.

В зале с помощью стульев создали импровизированный салон автобуса, следующего по обычному городскому маршруту, в котором было 10 пассажиров. Стоимость проезда – 50 копеек. Все удостоверения, предъявлявшиеся кондуктору, являлись действительными, но нужно было разобраться, какие льготы уже отменены, а какие документы просрочены. За каждого правильно обилеченного пассажира начислялся 1 балл.

Это, пожалуй, был самый интересный конкурс. Некоторые пассажиры, а в их роли выступили артисты, возмущались, что кондуктор с них требует оплату, хотя всегда по такому удостоверению ездят бесплатно. И иногда делали это справедливо. А некоторым пассажирам, наоборот, удавалось убедить, что они имеют право на бесплатный проезд, хотя их льготы уже не действовали.

Однако больше всего ошибок было совершено при оплате багажа. Видимо, из-за волнения многие участники просто не заметили большой чемодан, который находился возле одного из пассажиров. Тем более что владелица периодически ставила его на коленки и утверждала, что это – косметичка.

Увлечения делают жизнь человека ярче и интереснее. Приятное занятие отвлекает от однообразия будней, спасает в трудных жизненных ситуациях, а иногда становится средством заработка и профессиональным призванием.

Третий этап конкурса – творческий. Он помог раскрыть кондукторов совсем с другой стороны. Для наиболее объективной оценки номер оценивался всеми членами судейской коллегии. При этом каждый из судей отдельно выставлял конкурсанту от одного до трех баллов. Итоговым результатом стало среднее число баллов, которое округлялось до одной десятой.

А оценивать было что: кондукторы пели песни, рассказывали юморески, читали стихи и танцевали.

считали монеты участники на четвертом этапе. Это испытание проводилось с целью проверки точности при подсчете, сортировке денежных средств, правильности оформления необходимых документов, а также оперативности работы кондуктора.

Кстати, среди наших монет попадались и российские, которые следовало отбраковывать.

Церемония награждения, как и весь конкурс, тоже получилась красочной. Генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов лично вручил всем конкурсантам дипломы, а победителям еще и кубки. К наградам прилагались денежные сертификаты.

Кстати, в настоящее время в филиалах объединения работает более 800 кондукторов. Ежедневно каждым обслуживается около тысячи пассажиров. Размер выручки за смену составляет более 300 рублей. В общем, переоценить важность профессии кондуктора сложно.

Итак, первое место по итогам конкурса – у Натальи Алексеевой. Она уже почти 19 лет работает кондуктором филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка».

– Победы не ожидала. Но готовилась серьезно, – сказала победительница. – В областном конкурсе принимала участие впервые. Сложно было правильно обилетить пассажиров импровизированного автобуса. Не каждый раз увидишь сразу столько разных удостоверений. С некоторыми из них я никогда не сталкивалась.

Второе место – у Светланы Савенок из автобусного парка № 2 г. Полоцка, третье – у Ильи Тишонка, представлявшего автотранспортное предприятие № 16 г. Глубокое.

– Профессиональные конкурсы стали для наших предприятий традиционными. Знание теории и практические навыки – залог финансового благосостояния. А творческие конкурсы помогают снять напряженность, присмотреться к участникам, – заявил в ходе церемонии награждения генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий