У филиала «Нижне-Припятский» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» – богатая история и славные традиции. Первоначально это был Мозырский техучасток, переименованный в 1992 году в РУПВП «Нижне-Припятское».
Наращивая производственные мощности, предприятие из года в год увеличивало объемы путевых работ, в первую очередь землечерпальных, достигнув их максимального значения к концу 80-х – началу 90-х годов прошлого столетия. В советские времена за достижение наивысших показателей и в ознаменование 50-летия образования СССР коллектив «Нижне-Припятского» был награжден юбилейным почетным знаком.
К сожалению, слава меркнет, если ее не подпитывать делами и реальными достижениями. С развалом Союза и общим экономическим спадом у речников, в том числе и у коллектива «Нижне-Припятского», началось резкое снижение экономических показателей. Ситуация потребовала коренных перемен, и в июле 2014 года предприятие было присоединено к РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», став его филиалом.
Нелегкий, но результативный год
Флот «Нижне-Припятского» обслуживает 342,6 километра реки, обеспечивая безопасность судоходства от Микашевичей до границы с Украиной. Как только не называют Припять: жемчужина белорусского Полесья, полноводная красавица (хотя в последние годы из-за летней засухи уровень воды в реке резко падал)… Были и другие яркие эпитеты, например, полесская Амазонка. При этом Припять всегда была и остается рабочим местом для тружеников филиала.
Минувший год для коллектива был нелегким, но результативным. Во-первых, удалось реализовать практически весь запланированный объем путевых работ. Кроме того, выполнены ряд показателей и заданный план по выручке. Выдержали также соотношение роста производительности труда и заработной платы – подняли ставку первого разряда, на немного, но все же увеличили заработную плату.
За счет чего коллективу удалось это сделать? Как выяснилось из разговора с руководством и специалистами, здесь вдумчиво занимались вопросами оптимизации и строгим контролем затрат. Были уменьшены нормы расходов ГСМ. И если несколько лет назад к этому относились скептически, то сейчас виден реальный результат: экономия действительно есть. Пока же в этом вопросе была и остается превалирующей самодисциплина. Конечно же, путейцев радует, что коллектив несколько лет подряд работает с плюсом и есть выручка. Безусловно, все это дается нелегким трудом и трезвым расчетом, желанием двигаться вперед.
Какие же работы выполнялись коллективом в минувшем году? Были ли такие, которым уделялось особое внимание?
В филиале считают, что всякая работа – благодать, и стараются все задания выполнять своевременно и качественно. В прошлом году, например, был сделан акцент на берегоукреплении и строительстве искусственных выправительных сооружений – полузапруд, которые заставляют реку самостоятельно разрабатывать проблемные места. Возводились они на нескольких объектах. В частности, на станции Мозырь: там есть полуостров, который со временем размывается, и большая часть песка уносится в судоходный пролет железнодорожного моста. Также продолжили строить полузапруды на перекатах в Стрельске, в районе Загорин, на перекате Карпова Гора, не доходя до Наровли.
Следует отметить, что в минувшем году немного выросла реализация песка сторонним организациям. Труженики филиала также пробовали заняться перевозкой щебня, но ввиду отсутствия своих барж это оказалось для них непосильной задачей. Была интересная и ответственная работа в районе причала Мозырского НПЗ: углубляли подход, насыпали перемычки для разгрузки тяжеловесного оборудования (заказчиком выступал в этот раз не завод – перевозчик).
Кстати, у филиала «Нижне-Припятский» уже есть опыт работы, связанный с Мозырским НПЗ. Яркий пример – помощь в проводке крупногабаритного груза для этого предприятия. Тогда в условиях засушливого лета путейцы 87 дней вели караван с двумя реакторами общим весом 500 тонн от границы с Украиной до заводского причала.
Принимали участие в строительстве подходного канала возле д. Стрельск для доставки негабарита, углубляли причал Мозырского НПЗ в районе бывшей насос-ной станции. Его разрабатывали своим плавкраном ВД-30, на котором без устали трудился Михаил Гоморов. Отличился также командир земснаряда ВД-4 Николай Евсеев. Нынче он – мастер ремонтной бригады. Опытные специалисты капитан-механик Василий Ющенко и мастер 3-го обстановочного участка Владимир Гайко трудились на пике профессионального мастерства, так как иногда все необходимо было делать, можно сказать, с филигранной точностью. Это было почти три месяца настоящей живой работы, которую труженики филиала «Нижне-Припятский» смогли выполнить.
Сейчас у «Нижне-Припятского» – временное затишье. Межнавигационный период – самое время для ремонта флота и оборудования. И путейцы не сидят сложа руки. У тружеников филиала есть определенные планы – в нынешнем году они собираются начать работы пораньше, а для этого необходимо выйти на воду во всеоружии. Однако имеются некоторые проблемы, поскольку суда далеко не новые. Флот должен доковаться раз в 7 лет, и здесь это требование стараются соблюдать. Нынче активно ремонтируется техника, которая в навигацию будет приносить доход. Также, кроме флота, в филиале имеется большое количестве плавучих больших и малых буев. Если они водотечные, их нужно ремонтировать, красить. К началу навигации приведут в порядок и береговые знаки. Словом, все, что требуется по зимнему ремонту, будет сделано свое-временно и качественно.
Призвание – это когда река зовет
Успех дела определяют люди. Сегодня в филиале трудится 83 человека – грамотные, преданные реке и своей профессии. Костяк коллектива составляют опытные путейцы. Среди тех, кто всегда находится на самых ответственных участках или, образно выражаясь, на передовой производственного фронта, – мастер 3-го обстановочного участка Владимир Гайко, командиры земснарядов Михаил Завадский, Михаил Гоморов, командир – первый помощник механика корчекрана Сергей Алешко, мастер ремонтной бригады Николай Евсеев. За плечами каждого из них – большой трудовой путь в филиале. Это люди, которые пользуются заслуженным авторитетом и уважением в коллективе, являются наставниками молодежи. Своим высоким профессионализмом, умением трудиться на реке показывают достойный пример. Хочется также отметить ведущего специалиста по организации нормирования труда Ольгу Супоненко, ведущего специалиста по кадрам Елену Пинчук, диспетчера Наталью Долгую и других.
Работать на реке непросто. Для этого нужно иметь призвание, а призвание – это когда река зовет. Один пожилой представитель речной гвардии как-то поделился сокровенным: «Приболел и не видел реку целую неделю. А потом, когда пришел на берег и увидел припятские воды, почувствовал в душе радость и сильное волнение. Признался себе тогда: без водных просторов не могу жить! Вот вам и весь сказ».
Прав этот человек – реки крепко к себе привязывают, есть в них какая-то магическая сила. И даже те, кто слетает с речной орбиты, через некоторое время чувствуют, что живут не своей жизнью, и возвращаются. Большинство путейцев из «Нижне-Припятского» хранят верность реке, своей профессии и коллективу. Многих из них знаю долгие годы, и мне кажется, что без этих корифеев река осиротела бы. Они ведь ей как родные: ухаживают, образно говоря, как за женщиной, выполняя техническое задание и другие работы, обеспечивая безопасное судоходство. К слову, в филиале думают и о смене. Здесь готовы принять на работу молодых механиков, помощников командиров земснаряда, мотористов с опытом работы. В филиале «Нижне-Припятский» ежегодно проходят оплачиваемую практику учащиеся Светлогорского индустриального колледжа. Некоторые из них после окончания учебного заведения вливаются в трудовой коллектив.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»