КАК ЛЕЗВИЕМ НОЖА…

Дорожно-транспортное происшествие, случившееся в четверг в Ушачском районе, потрясло всю страну. При встречном разъезде отвалом бульдозера, который находился на трале МАЗа, словно лезвием ножа, срезало левую сторону салона маршрутки. Один пассажир погиб, еще девять были госпитализированы в Ушачскую районную больницу.

Глядя на многочисленные фото, которые в то утро сразу после аварии были выложены на официальном сайте МЧС и в социальных сетях, думалось: как такое вообще возможно? И даже возникало недоумение: как остальные пассажиры спаслись?

Утром 5 января микроавтобус «Мерседес», работающий под брендом «Полоцкий экспресс», выехал из Полоцка в Минск. В салоне находились 15 пассажиров и водитель. В это время в столицу всегда направляется много людей: кто-то – в командировку, кто-то – чтобы пересесть в Минске на другой вид транспорта и отправиться дальше. Да и тем, кто едет просто в гости, всегда приятно иметь в запасе несколько лишних часов. В общем, все было обыденно, ничего не предвещало беды. И микроавтобус – комфортный, и водитель – трезвый и культурный. Но судьбой этому маршруту была уготована страшная участь.

3-98 4-46 da09ba00bc824cced179f0c0acd22e44 buldozer-2 buldozer-s-obshivkoy-ot-marshrutki posle-avarii

Примерно в 6 часов 10 минут в районе поселка Сорочино Ушачского района навстречу пассажирскому микроавтобусу двигался МАЗ, который тащил трал с бульдозером. Все, кто ездил в эти снежные дни по загородным дорогам, знают, как они выглядят. По сути, это две хорошо протоптанные колеи в каждом направлении, а между ними и по краям – снег. Водители понимают, что наезжать на снежную кашу просто опасно: машину может занести в сторону. К тому же на улице было еще темно.

Встреча МАЗа и «Мерседеса» получилась громкой. Левая часть обшивки микроавтобуса была обрезана и скручена в трубочку, сиденья вырваны с «корнем». А теперь представьте себе полуспящих людей, которые в дальней дороге любят склонять головы к окнам.

– Я увидел ковш бульдозера за секунду до столкновения. Что-либо предпринять уже было невозможно, – говорил водитель микроавтобуса, который и сейчас находится в шоке от случившегося. Он тоже в больнице.

Ковш выступал за габариты МАЗа примерно на полметра.

– Безусловно, это нарушение правил перевозки негабаритных грузов, – подтвердил сомнения начальник УГАИ УВД Витебского облисполкома Владимир Назарко. – Водитель МАЗа перевозил крупногабаритный груз, выступавший за габариты транспортного средства на полметра. У перевозчика не было специального разрешения на такие перевозки. Более того, запрещается передвижение крупногабаритных транспортных средств в ночное время и при осложнении погодных условий. Следовательно, двигаться водитель не имел бы права даже при наличии разрешения. Кроме того, по словам водителя микроавтобуса, на МАЗе не был включен проблесковый маячок оранжевого цвета, то есть транспортное средство не было обозначено соответствующим образом.

Уже установлено, что бульдозер транспортировали из Минска в Полоцк – к месту строительства Полоцкой ГРЭС. Погрузку тяжелой техники осуществляла одна из минских фирм. По некоторым данным, бульдозер погрузили на трал в три часа ночи.

Экстренные службы к месту страшной аварии вызвал водитель одной из проезжавших по дороге машин. Но еще до прибытия медиков и спасателей люди как могли справлялись с бедой.

– Когда очнулся, понял, что одного борта у маршрутки нет. К счастью, я сидел несколько правее. Быстро пришел в себя и с теми, кто остался цел, приступил к оказанию помощи пострадавшим. Мы помогали вытаскивать людей из машины, пока не приехала скорая. Нашли аптечку, делали перевязки. Люди были в очень тяжелом состоянии. И я думаю сейчас не о себе и не о своих близких, а о родственниках погибшего человека. Это произошло в полуметре от меня, я тоже мог оказаться вместе с ним, – говорил, лежа на больничной койке, Сергей Сунгурцев.

Погибший – 28-летний инженер-конструктор новополоцкого ОАО «Измеритель» Дмитрий Глазков.

– Это не только трагедия для семьи, но и огромная потеря для завода, – сокрушается директор предприятия Юрий Решко. – Дмитрий, несмотря на свой возраст, был уже ведущим конструктором, обучал молодежь. Два года его портрет висит на Доске почета холдинга. Парень был по-настоящему предан работе, порой даже в ущерб личной жизни. Можно сказать, что он из трудовой династии: его мать тоже работала на «Измерителе». В Минск Дмитрий ехал на «Амкодор», на испытания нового трактора, системы управления которого произведены на нашем заводе.

Даже после случившегося движение по автодороге Р46 Лепель – Полоцк – граница Российской Федерации, вблизи деревни Сорочино, было значительно затруднено в течение нескольких часов. Там работала следственно-оперативная группа, работу которой координировал лично начальник УСК по Витебской области Владимир Шалухин.

Как сообщила официальный представитель управления Следственного комитета по Витебской области Светлана Сахарова, по факту ДТП с участием микроавтобуса и МАЗа в Ушачском районе возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 (нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека) УК РБ. По ее словам, установлены личности всех пострадавших в ДТП, им сейчас оказывается помощь в больнице. Это 46-летний житель Борисова, 45-летняя жительница Полоцка, жители Новополоцка: женщины 1970, 1974, 1990 годов рождения, мужчина 1992 года рождения, а также 44-летний отец и его 22-летний сын.  63-летнюю новополочанку сын самостоятельно привез в больницу.

С участием специалистов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области и передвижной криминалистической лаборатории проводился осмотр места происшествия. Из салона микроавтобуса «Мерседес» изъят видеорегистратор. Записывающее устройство было установлено на лобовом стекле.

По словам пострадавших, многие потеряли в этой суматохе личные вещи и документы. Но все радуются хотя бы тому, что остались жить.

За жизни двоих пациентов, пострадавших в этой аварии, врачи борются до сих пор. По словам главного врача Ушачской центральной районной  больницы Сергея Моисеева, у них множественные травмы. Одна женщина прооперирована. Состояние ее недостаточно стабильно, чтобы делать какие-то прогнозы. Медики делают все возможное. А четверо пассажиров маршрутки в больнице надолго не задержатся – уже на следующий день могут готовиться к выписке. Их здоровью ничего не угрожает.

Можно ли было предотвратить эту трагедию? Вне всякого сомнения! Требовалось лишь соблюдать Правила дорожного движения в части перевозки негабаритных грузов. Эти правила, как известно, уже написаны кровью. Зачем же добавлять еще горя и страдания людям? Понимаю, что руководители фирмы, отправлявшие бульдозер в Полоцк, хотели сэкономить, но финал этой истории наглядно показывает, каким боком выходит такая экономия.

Стоит обратить внимание и на работу водителей, которые занимаются пассажирскими перевозками. Уж слишком часто в последнее время они стали фигурировать в качестве участников различных дорожно-транспортных происшествий. Микроавтобус «Полоцкого экспресса» попал в ДТП и днем ранее. Водитель маршрутки Полоцк – Минск под Лепелем не справился с управлением и вылетел в кювет. Тогда только чудом никто из пассажиров серьезно не пострадал.

Кстати, как сообщили в Госавтоинспекции, за сутки с 4 по 5 января в результате резкого ухудшения погодных условий в Витебской области произошло около 60 дорожно-транспортных происшествий, что в три раза больше обычного. По мнению сотрудников ГАИ, водители не смогли психологически перестроиться к тому, что надо быть более аккуратными, меньше надеяться на мощь мотора и хорошую резину, а больше доверять здравому смыслу и инстинкту самосохранения.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»