В этом году открылась музейная комната ОАО «Автобусный парк г. Гродно», где представлена история предприятия начиная с 1939 года.
В создание летописи внесли свою лепту многие работники парка, которые в экспозицию передавали личные вещи, награды, фотографии. В музейной комнате можно ознакомиться с историей развития в Гродно общественного транспорта, географией автобусных маршрутов. Узнать о трудовых достижениях заслуженных работников предприятия – тех, кто стоял у «руля», мастерски им управлял и обеспечивал выезд автобусов на линию. Отдельный стенд посвящен работникам автопарка, которые с оружием в руках завоевывали победу в Великой Отечественной войне, а также участвовавшим в боях на афганской земле воинам-интернационалистам.
Многочисленные альбомы, кубки, грамоты, фотоматериалы рассказывают о физкультурном и профсоюзном движении, творческих встречах самодеятельных артистов предприятия, спортивных состязаниях. Интересно, что благодаря поиску материалов для создания экспозиции в гродненских архивах удалось установить и точную дату образования парка.
Экспозиция знакомит с техническими характеристиками автобусов, начиная с модификаций 1902 года, первыми автобусными маршрутами, появившимися в Гродно. Ярко представлен день сегодняшний: на большой карте отмечены страны Европы, Азии, куда пролегли маршруты парка. Стрелки из Гродно разбегаются в Турцию, Черногорию, Россию, Казахстан, Литву, Латвию, Молдову, Австрию и другие государства. Здесь же можно увидеть сеть городских автобусных линий. Новые маршруты, которые появятся в будущем, на этой карте также оперативно отобразятся.
– Предшествовал созданию музейной экспозиции поиск в архивах публикаций о развитии пассажирского транспорта на Гродненщине. Благодаря этой кропотливой работе теперь установлена точная дата создания нашего автобусного парка. Ранее считалось, что это 12 января 1940 года, а оказалось: 1 декабря 1939-го, – радостно сообщает заместитель директора по идеологической работе и кадрам ОАО «Автобусный парк г. Гродно» Марина Якимович.
В автобусном парке постарались найти интересные идеи подачи информации. Одна из них воплотилась в напольном покрытии, необычный рисунок которого бросается в глаза при входе в музейную комнату: это проездные и талоны разных цветов.
– Если реализуются билеты, у автобусного парка появляются денежные средства на обеспечение пассажирских перевозок. На том и стоит автопарк. Решили мы отобразить эту мысль и сделать рисунок на полу из талонов и проездных билетов разных лет. Собрали их всем миром, а затем силами сотрудников предприятия сделали такое нестандартное напольное покрытие, – объясняет Марина Иосифовна.
На одной из стен «едет автобус». Внутри колес – фотографии. В «кабине» можно увидеть лица тех, кто руководил автопарком в прошлые годы и планирует все аспекты деятельности в нынешнее время. На «лобовом стекле» – фотографии министров транспортной отрасли разных лет. В «салоне» – портреты тех, кто в течение долгих лет обеспечивал своей безукоризненной работой выполнение поставленных задач и стал настоящей гордостью предприятия.
Здесь многое можно узнать о выдающихся работниках, среди которых – водитель, бригадир, Герой Социалистического Труда, активный участник всех мероприятий Владимир Сергеевич Пискун, председатель профсоюзной организации, наставник молодежи Алексей Давыдик, награжденный орденом Ленина бригадир Леонид Поздняков.
Встречает посетителей «водитель» в форменной одежде образца 1983 года. Манекен одевали силами работников автопарка. Правда, пока не удалось найти сумку для катушечных билетов, которая в те времена была необходимым атрибутом для осуществления трудовых задач.
А движется музейный «автобус», как и положено в каждодневной работе, к остановочному пункту. Здесь по обыкновению висит расписание. Как пассажиры в ожидании транспортного средства, посетители музейной комнаты могут отдохнуть на настоящей деревянной скамье. Раньше такими были оборудованы остановки общественного транспорта.
Окно в музейной комнате тоже непростое: на нем, как в междугородных автобусах, висит шторка, и благодаря фотографии открывается вид на автобусную остановку у Скидельского рынка образца семидесятых годов.
– В музейной комнате можно узнать о победах в республиканских и областных конкурсах профессионального мастерства, соревнованиях по гражданской обороне, выступлениях самодеятельных коллективов, ознакомиться с физкультурным движением. Представленные в экспозиции альбомы, грамоты, многочисленные фотографии помогут ощутить соревновательный и творческий дух коллектива, – добавляет методист по физкультуре, председатель проф-
кома автопарка Иван Воробей.
Пополнил музейную экспозицию материалами о развитии художественной самодеятельности автопарка Марьян Скромблевич, который много лет руководил самодеятельным хором автобусного парка № 1 г. Гродно. Сейчас он знаменитый мастер по изготовлению народных инструментов.
Светлана СМОЛЕЙ, «ТБ»