Ирочка Кукса. Красавица, спортсменка, инспектор ДПС

Лишь относительно недавно на постсоветском пространстве присутствие на дороге женщины за рулем стало привычным. А теперь наши дамы не только управляют автомобилем, но и ведут контроль за безопасностью дорожного движения. В Госавтоинспекции Брестской области уже больше четырех месяцев функционируют так называемые парные экипажи, где один инспектор – мужчина, другой – женщина. Это новый формат ведения патрульной службы для Беларуси. Теория предполагала, что девушки помогут сглаживать конфликтные ситуации на дорогах и вместе с тем сделают более тщательными проверки.  Узнаем, как работает на практике такой подход.

Ирочка Кукса. Красавица, спортсменка, инспектор ДПС

Лейтенант милиции Ирина Кукса – выпускница юридического факультета Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, а с августа – новый сотрудник дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции Брестчины. Будучи еще студенткой, Ирина узнала от знакомых, что в батальон ДПС впервые набирают девушек, и решила попробовать пройти конкурс. Практически сразу после вручения диплома обратилась в группу кадров, предложив свою кандидатуру. Она всегда занималась спортом, в частности, легкой атлетикой, в университете – футболом. После прохождения предварительных проверок и медкомиссии девушку отправили на учебу в Центр повышения квалификации. На второй день после окончания курсов она вышла на службу.

– Ирина, с какими сложностями приходилось сталкиваться в первое время работы?

– Проще ответить на вопрос о сложностях обучения на курсах, ведь там мы жили в казарменном режиме. Каждый день четырех с половиной месяцев был расписан до мельчайших подробностей: подъем, приемы пищи, занятия, отбой. Обычно было по четыре пары в день: огневая подготовка, усиленные физические тренировки и другое. Выходным было лишь воскресенье. После такого режима, при котором ограничивают в свободе практически во всем, нетрудно было адаптироваться к условиям работы инспектора ДПС. К тому же на первое время нас закрепили за наставниками. На начальном этапе было просто непривычно. А в целом особых трудностей я не испытывала.

– Заметьте, так вам и не каждый мужчина ответит, – включается в разговор напарник Ирины майор милиции Владимир Галенчук.

Молодой человек в дорожно-патрульной службе – уже девять лет. Признается, что сначала новость о смене состава экипажа его насторожила. Не то чтобы он сомневался в подготовленности нового сотрудника к специфической службе, просто не был уверен, что получится сработаться: девушка все-таки.

– Сейчас для меня это такой же работник ДПС, как и остальные. Причем грамотный, физически развитый, ответственный. Это тот человек, на которого смело можно положиться, – отзывается о коллеге Владимир.

– Ирина, не чувствуете ли вы необходимость доказывать, что можете работать в ДПС не хуже мужчин?

– В какой-то степени это ощущение присутствует, но по большому счету оно ничем не обосновано. Просто иногда думается, что все-таки мужчины на этой службе продуктивнее и увереннее хотя бы потому, что давно «обжили» профессию. С другой стороны, парные экипажи были сформированы именно затем, чтобы девушки-инспекторы в общении с водителями использовали те умения и качества характера, которыми мужчины обычно не обладают или наделены в меньшей степени. Поэтому немного иной подход к работе – это как раз то, чего ожидает от нас руководство.

– Как в большинстве случаев водители строят беседу с женщиной-инспектором: стараются говорить в спокойном тоне и не создавать конфликт или все же возмущаются предъявленным обвинениям?

– Спорят довольно часто, но, как правило, стремятся оставаться при этом вежливыми. Понятно, что никому не хочется платить штраф: лишние деньги мало у кого есть. А вообще разные люди встречаются. Этот факт лучше принять на начальном этапе работы и учиться быть немного психологом, ведь к каждому нужно находить подход.

– Владимир, имея возможность сравнить, расскажите о своих наблюдениях.

– Несмотря на то что у многих женщин есть водительские права, все же пока на дороге больше мужчин. И, надо сказать, природное обаяние блюстителей порядка прекрасного пола действительно помогает в коммуникации с ними. Водители, когда их останавливает девушка в форме, обычно ведут себя проще, не повышают голос, пытаются прийти к взаимопониманию. Для некоторых даже не так досадно, если первый штраф в жизни им выписывает девушка. Вроде привлекли к ответственности, наказали, а люди, бывает, уходят улыбаясь.

– Ирина, а как родители относятся к вашей работе?

– Сначала не очень одобряли, хотя отец и сам раньше служил в ГАИ. Родители надеялись, что я буду сидеть в кабинете, в безопасности, а работу на дороге сложно назвать спокойной. Но смирились.

– У вас есть права на вождение автомобиля?

– Да, получила их еще в школе.

Как рассказала старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Милюкова, парные экипажи – идея бывшего начальника областного управления Госавтоинспекции полковника милиции Сергея Талатая:

– Пока их только четыре. Но в настоящее время рассматриваются кандидатуры новых девушек. Парные экипажи внедряются в том числе на территории области – в Жабинке и Иваново.

– Желающих достаточно, но отбор на службу в органы внутренних дел и непосредственно в дорожно-патрульную службу ГАИ очень строгий, – утверждает капитан милиции Евгений Батюков, старший инспектор группы кадров батальона ДПС. – Важно подчеркнуть, что будем принимать на работу как минимум кандидатов в мастера спорта по интересующим нас видам: легкой атлетике, пулевой стрельбе, единоборствам и т. д. Конный спорт, гребля и тому подобные направления, к сожалению, имеют мало отношения к нашей службе.

Кстати, одна из четырех девушек, работающих в парных экипажах, – мастер спорта международного класса. Евгений Александрович отметил, что в остальном требования к претенденткам те же, что и к кандидатам на должности среднего начальствующего состава УВД: высшее или среднее специальное юридическое образование, повышенное чувство ответственности, готовность к защите законных прав, жизни и здоровья граждан, способность по своим личным, моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на органы внутренних дел обязанности, отсутствие сведений компрометирующего характера.

Евгений Батюков рассказывает, что из-за последнего пункта совсем недавно были вынуждены отказать девушке, которая в остальном подходила полностью: политолог-менеджер, мастер спорта по самбо, обладательница первого дана по дзюдо, КМС по вольной борьбе.

Некоторые исконно мужские профессии со временем почти полностью перешли в руки представительниц слабого пола. У нас и в странах ближнего зарубежья так вышло с учителями, врачами. Распространено мнение, что женщина привносит в рабочий процесс порядок, она часто более внимательна и придирчива к мелочам. Однако современный мир продолжает делиться на мужской и женский, в том числе в профессиональной сфере. Мы все так же ассоциируем мужчин с профессиями, где требуется физическая сила или предполагающими высокую социальную ответственность, развитое аналитическое мышление, а женщину представляем занятой бухгалтерской деятельностью, воспитанием, рукоделием, связями с общественностью.

Да, сейчас в «мужских» профессиях достаточно много прекрасных дам. Но в большинстве случаев мы воспринимаем их не как программистов, дальнобойщиков, политиков, а как женщин-программистов, женщин-политиков и т. д. Неудивительно, что девушки, первыми принятые в батальон дорожно-патрульной службы ГАИ, также вызывают к себе повышенное внимание. И несмотря на то что обязанности у всех инспекторов ДПС равны и что девушки как сотрудники милиции имеют высокий уровень физической подготовки, владеют техникой самообороны, умеют управляться с боевым оружием и готовы к встрече с любым незнакомцем, мужчины-инспекторы всегда готовы подставить им свое надежное и крепкое плечо.

Кристина ГОЛОВИЙЧУК, «ТБ»

Добавить комментарий