Многие жители больших городов сталкивались с такой проблемой: в салоне прибывшей маршрутки свободно только пару мест, а желающих их занять – около десятка… Что делать в такой ситуации? В Витебском филиале Транспортной инспекции советуют дождаться следующий микроавтобус – ни в коем случае не ехать стоя.
Маршрутка на зимней дороге с перегрузом – это не только нарушение правил перевозки пассажиров, но и реальная опасность для всех находящихся в салоне. Сотрудники Транспортной инспекции регулярно контролируют соблюдение перевозчиками законодательства при выполнении городских и пригородных перевозок пассажиров.
Картина этого рейда мало чем отличалась от других подобных мероприятий. Раннее зимнее утро, холодный ветер, люди спешат на работу. Переполненный городской транспорт в час пик – дело привычное. И если в автобусах и троллейбусах еще можно как-то разместиться, то в маршрутных такси люди едут, как селедки в бочке.
Вместе со специалистом управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала инспекции Александром Бирюковым останавливаемся на Московском проспекте, и буквально через пару минут – маршрутное такси № 42. В нем – 9 лишних пассажиров.
– Люди заходят, их же не выставишь за дверь. Что я могу сделать? Все ехать хотят, – разводит руками водитель.
Такие слова представители Транспортной инспекции слышат постоянно. Иногда горожане даже присаживаются друг к другу на колени, чтобы не выдать своего присутствия. Ведь водитель проявил понимание и заботу, когда взял на борт «лишний груз». Правда, не стоит забывать, что при этом он еще и подзаработал…
Согласно правилам, водитель имеет право отказать пассажиру в перевозке и не продать ему билет, если в транспортном средстве нет свободных мест.
– В маршрутке можно перевозить ровно столько человек, сколько определено техническими характеристиками автомобиля. Такая информация для пассажиров размещена на специальной табличке в салоне, – отмечает Александр Бирюков. – Но, к сожалению, зачастую перевозится больше пассажиров, чем положено – в наших практически ежедневных рейдах мы это наблюдаем.
Почти все водители маршруток с перегрузом утверждают, что брали лишних пассажиров исключительно из жалости. Остальные пассажиры тоже сочувствуют водителям, а некоторые «лишние» даже садятся на корточки. Мол, мы никому не мешаем.
Действительно, принципиальных водителей – не возьму, и точка – в городе немного. Как, впрочем, и принципиальных пассажиров, которые могут написать жалобу в соответствующие организации. Большинство жителей принимает положение вещей таким, как есть.
В то же время владельцы маршрутных такси заявляют, что не требуют от своих водителей, чтобы те везли в машине больше людей, чем положено. Водители же, как видно, надеются на авось.
Однако, как пояснил специалист управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Александр Бирюков, ответственность за нарушение правил автомобильных перевозок несет исключительно водитель.
Во время рейда инспектор у провинившихся водителей изъял путевые листы и назначил встречу на конечной точке маршрута для составления протокола. Те, кто нарушил правила в первый раз, может получить предупреждение. Затем – только штраф, – говорит он.
Так, по данным филиала Транспортной инспекции, в области за 10 месяцев этого года к административной ответственности были привлечены 52 водителя маршруток, в том числе 28 – за провоз пассажиров сверх нормы.
– Из года в год мы видим одни и те же нарушения. Радует, что их количество постоянно уменьшается. В Витебске это – перегруз, в основном в часы пик. Но если раньше из 20 проверенных на Московском проспекте маршруток 10 были с перегрузом, то сейчас – только одна. Иногда и вообще без нарушений обходится. Да, людей, которые боятся опоздать на работу, можно понять. Но всегда нужно выбирать жизнь и здоровье. Стоящий в движущейся маршрутке пассажир никак не защищен и при резком торможении или маневрировании может получить серьезную травму. И такие случаи не редкость, – подчеркнул начальник управления автомобильного и весогабаритного контроля филиала инспекции Василий Трубеко.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»