Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО:
– Это был праздник дружбы и единения, жарких по накалу состязаний, сплотивших миллионы жителей Европы в одну большую семью. Но прежде всего мы подарили его себе – белорусам – как свидетельство наших возможностей и того, что горы можем свернуть только вместе.
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей АВРАМЕНКО:
– Гостей любой страны мира первой всегда встречает дорога. Мы внесли достойный вклад в формирование имиджа нашей республики и получили колоссальный опыт встречи гостей сразу из 50 государств, а также организации транспортного сообщения между спортивными объектами.
Новые маршруты международного транспортного сообщения, усовершенствованная система информирования пассажиров, повышение уровня комфорта и качества оказания услуг – это далеко не полный перечень наших сегодняшних достижений, пользу от которых уже ощущает каждый житель и гость Беларуси.
Начальник УГАИ МВД Республики Беларусь Дмитрий КОРЗЮК:
– Мы приобрели колоссальный опыт и сделали все возможное, чтобы обеспечить безопасность транспортного сообщения участников II Европейских игр, болельщиков, жителей и гостей Минска.
Я хочу выразить искреннюю благодарность коллегам, прибывшим в Минск из регионов, для оказания помощи в этом деле, водителям, показавшим истинную культуру вождения транспортных средств в непростых дорожных условиях, обеспечившим бесперебойную работу и безопасность пассажирских перевозок.
Открывая перспективы
Сегодня мы можем с уверенностью сказать: белорусские дороги были полностью готовы к приему участников и болельщиков II Европейских игр. Все подготовительные работы велись с расчетом на дальнейшее рациональное использование полученных транспортных и дорожных ресурсов.
Верным помощником в организации транспортного сообщения во время проведения крупных международных форумов теперь станет и колоссальный опыт, полученный дорожниками, транспортниками, ведомствами и структурами, контролирующими и обеспечивающими безопасность на дорогах.
Этот опыт дался кропотливым трудом, рассказом о котором мы и подведем итоги работы по подготовке и обеспечению безопасных пассажирских перевозок в Минске во время проведения II Европейских игр.
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Движение транспорта осуществлялось в тесном взаимодействии ГУ «Столичный транспорт и связь», ГП «Минсктранс» и ГП «Минский метрополитен».
В ходе проведения Игр в Минске работали три основные организационно-технические схемы курсирования транспорта: дни открытия и закрытия, в период проведения велогонок и обычные соревновательные дни. Вся информация о движении транспорта обрабатывалась в транспортно-операционном центре в режиме онлайн.
Дополнительных маршрутов в дни открытия и закрытия форума не организовывали, а увеличили объем действующих маршрутов – интервалы движения транспорта сократили и время работы, в том числе и метрополитена, продлили.
В дни проведения велогонок введенные ограничения движения все же коснулись общественного транспорта: 22–23 июня изменили троллейбусный маршрут № 28, а 24–25 июня – № 37.
Для обслуживания аккредитованных лиц в дни Игр работало два больших пересадочных узла (хаба) – на 14 и 6 маршрутов, соответственно в деревне спортсменов и на ул. Городской Вал.
Действовало и пять специальных маршрутов, которые в экспрессном режиме связали основные места проведения соревнований с ближайшими станциями метрополитена, центром города. Расписание шаттлов на специальных маршрутах учитывало работу фан-зон.
На уровне городских властей действовал План работы, предусматривающий ежедневные мероприятия по транспортному обслуживанию населения и болельщиков городским пассажирским транспортом. На маршруты ежедневно выходило более 940 пассажирских автобусов, 630 троллейбусов и 80 трамваев.
Большим бонусом, который подарили Минску II Европейские игры, стало обновление транспортного парка столицы. Автотранспортными организациями было приобретено 405 новых автобусов МАЗ и «Неман», а также 60 электробусов производства «Белкоммунмаш».
БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Еще до начала II Европейских игр в Госавтоинспекции прекрасно понимали – без изменений привычных условий движения не обойтись. Ведь проведение столь масштабного мероприятия всегда предусматривает определенные требования обеспечения безопасности транспортного сообщения. Для такого мегаполиса, как Минск, эта задача стала приоритетной – столичные дороги должны обеспечить и ежедневное транспортное сообщение, необходимое для работы предприятий, передвижения жителей, гостей столицы.
Однако одним из жестких требований организаторов стало обеспечение возможности доставки спортсменов от мест проживания до любого из объектов Игр не более чем за 30 минут. Учитывая, что деревня спортсменов была организована на проспекте Дзержинского, а основные спортивные объекты расположены вдоль главных столичных проспектов – Независимости и Победителей, было принято решение о выделении специальных полос. Их организовали на проспекте Дзержинского, улице Немиге и проспекте Победителей и обозначили сплошной разметкой, буквами А и логотипами II Европейских игр. Эти изменения в организации движения начали действовать примерно за неделю до начала соревнований, чтобы горожане успели привыкнуть к новым условиям.
В период с 22 по 26 июня центральная часть города была отдана для проведения тренировочных и итоговых заездов в первенстве велосипедного спорта по шоссе. Ежедневно с 10.00 до 17.00 движение транспорта полностью перекрывалось, а водителям легковых и иных транспортных средств заранее предлагалось воспользоваться альтернативными маршрутами или общественным транспортом.
Но желающих пересесть в автобусы и троллейбусы нашлось немного. Ведь если, например, пропускная способность ул. Максима Богдановича рассчитана на тысячу автомобилей, то в пиковое время здесь фиксировался проезд порядка 3,5 тысячи машин.
Вместе с тем Госавтоинспекции удалось избежать заторовых ситуаций. Транспортный поток не остановился благодаря принятым накануне грамотным техническим решениям, мобильной корректировке работы светофорных объектов. Огромную роль в бесперебойной работе транспортного сообщения сыграли и регулировщики, жесты которых, по наблюдениям наших журналистов, понимали далеко не все водители. А подразделение из 25 девушек-регулировщиц стало своеобразной изюминкой крупнейшего мультиспортивного форума.
НА КОНТРОЛЕ У ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ
Напомним, до начала II Европейских игр многие перевозчики подписали Меморандум о гарантированном уровне тарифов на услуги автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси.
Вместе с тем Транспортная инспекция усилила контроль за субъектами хозяйствования, выполняющими перевозки пассажиров автомобилями-такси. Эти меры дали положительные результаты – качество оказываемых услуг улучшилось. Это подтвердилось уменьшением количества обращений пассажиров.
В период проведения Игр запланированные мероприятия Транспортной инспекции носили преимущественно профилактический и предупредительный характер. Ими стали наблюдение, оценка фактического состояния автомобилей-такси и оперативное предотвращение условий, способствующих совершению нарушений при перевозке пассажиров.
Данные мероприятия велись преимущественно на территории, прилегающей к Национальному аэропорту и железнодорожному вокзалу, в местах проведения спортивных соревнований – на Национальном олимпийском стадионе «Динамо», «Минск-Арене», «Чижовка-Арене», во Дворце спорта и других спортивных объектах с учетом расписания, а при необходимости – на автовокзалах (автостанциях), в местах проживания спортсменов.
В данной связи интересен опыт Национального аэропорта Минск, принявшего, по предварительной информации таможенных служб, порядка 70% участников II Европейских игр. На период проведения соревнований здесь была определена временная технология работы автомобильных перевозчиков пассажиров автомобилями-такси. На Привокзальной площади оборудовали специальную стоянку и поместили информацию о стоимости поездки в Минск на специальных баннерах. На стоянке такси могли находиться автомобили перевозчиков, заключивших договоры на оказание услуг по автомобильной перевозке пассажиров с РУП «Национальный аэропорт Минск».
Директор фонда «Дирекция II Европейских игр 2019 года» Георгий КАТУЛИН:
– Мечты стали реальностью… Мы хотели организовать и провести отличное спортивное мероприятие, а также продемонстрировать бизнес- и туристический потенциал Беларуси… Думаю, вся наша страна получила заряд вдохновения от этого глобального спортивного события.
Президент Европейских олимпийских комитетов (ЕОК) Янез КОЧИАНЧИЧ:
– Хотим выразить признательность НОК Беларуси, городу Минску и представителям различных белорусских ведомств за их вклад в успешное проведение такого крупного и сложного мероприятия.
Председатель Координационной комиссии II Европейских игр Спирос КАПРАЛОС:
– Последние годы мы часто бывали в белорусской столице и наблюдали, как трудились все, чтобы обеспечить проведение Игр.
К транспортному обеспечению нет вопросов, хотя на подобных мероприятиях это всегда одна из самых больших проблем.
Елена ПЕТРОВА, «ТБ» • Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»