Игра в кошки-мышки

Кто не помнит с детства этой увлекательной игры, но чтобы так развлекались взрослые мужчины, да еще дальнобойщики… Это что-то новенькое. Между тем сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области обнаружили пристрастие к чудному хобби уже у нескольких водителей, занятых международными грузоперевозками.

Только за октябрь – ноябрь специалисты ТИ установили шесть случаев работы водителей-международников по чужой карточке тахографа. Так называемые «левые» карты приобретались по разным схемам: кто-то просто нашел потерянную, кто-то написал заявление об утере и получил новую, а кто-то попросил родственника или знакомого получить ее на свое имя. Во всяком случае, такие версии озвучивают пойманные за руку нарушители. Финал независимо от легенды один: водитель получает штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, карточка признается недействительной и изымается.

– Целью международных и национальных нормативно-правовых актов в сфере соблюдения режима труда и отдыха водителем является повышение безопасности дорожного движения, а также унификация условий конкуренции и улучшение условий труда водителей в транспортной сфере. Автомобили, осуществляющие коммерческие перевозки, на дороге являются средствами повышенной опасности. Именно поэтому многие страны защищают право своих граждан на обеспечение безопасности жизни, в том числе и путем внедрения объективного контроля, – считает заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Международный опыт свидетельствует, что использование приборов со дня их законодательного внедрения на международных автомобильных перевозках позволило снизить общее количество ДТП с участием автотранспорта, оснащенного тахографами. И, что особенно важно, уменьшить количество аварий со смертельным исходом, одновременно увеличив межаварийный пробег транспортных средств, даже способствуя экономии ГСМ.

История контроля за работой и временем отдыха водителей прошла долгий путь:  от дорожного самописца до электронного цифрового тахографа. Но параллельно с развитием данных средств развивались и множились способы обойти контроль. Хоровод игроков в кошки-мышки растет и ширится. В настоящее время в Российской Федерации и странах Европейского союза создана целая индустрия по оказанию услуг, связанных с фальсификацией данных работы тахографа. На многих сайтах в Интернете рекламируют системы, которые якобы его отключают и позволяют водителю ехать сколько угодно, не боясь ответственности. 

Самые распространенные способы фальсификации информации на тахографах – это установка устройств, искажающих их работу, выключателей в разрыве питающей цепи, магнитов, заглушающих работу датчиков, применение электронных «антитахографов», блокирующих работу спутниковой системы ГЛОНАСС, применение поддельных тахограмм и многое другое.

Иногда водители, пользуясь различными способами, становятся пользователями нескольких карт цифрового тахографа, хотя это в соответствии с законодательством запрещено. При управлении транспортным средством, когда нужно обойти режим труда и отдыха, водители поочередно применяют эти карты, имитируя работу в составе экипажа. Однако при квалифицированной проверке такие хитрости можно разоблачить.

Что ж, по большому счету, водители обманывают не только государство, но и самих себя, рискуя здоровьем – своим и других участников дорожного движения, а также собственным кошельком. Страшнее всего, что жертвами заигравшихся дальнобойщиков становятся ни в чем не повинные люди.

– Утомленный водитель может попросту уснуть за рулем и совершить ДТП в состоянии крайней усталости. Именно такая авария произошла в августе в Витебской области, когда водитель-международник в светлое время суток на прямом участке дороги врезался в попутно двигавшийся трактор. Конечно, окончательный вывод о причинах ДТП сделает следственный комитет, проводящий расследование, но хочется отметить, что при анализе тахограмм водителя было установлено: загрузился он во второй половине дня, путь к границе и прохождение не зафиксированы вовсе, а это может свидетельствовать о применении «отключки». Далее он управлял многотонным грузовиком всю ночь и под утро совершил ДТП. При дальнейшей проверке было установлено: у него это не первое нарушение режима труда и отдыха, а владелец автопредприятия совершенно не контролировал работу водителя, – приводит убедительные доказательства в подтверждение своего мнения Константин Владимирович.

Для коллег этого дальнобойщика чужие уроки впрок не идут. Игра в кошки-мышки набирает обороты. Но и самых хитрых ее участников удается выводить на чистую воду сотрудникам ТИ. Буквально в ноябре в Полоцком районе при проверке автомобиля белорусского водителя К., работающего у литовского перевозчика, специалисты инспекции наткнулись на сюрприз. Распечатка с цифрового тахографа показала, что машиной управляет не остановленный водитель, а гражданин С. Водитель К. пытался ввести в заблуждение работников Транспортной инспекции, поясняя, что коллега действительно управлял автомобилем и совсем недавно покинул его, забыв при этом карточку. Уличенный в подлоге дальнобойщик попытался бежать от сотрудников ТИ. Но скрыться не удалось: ближайший пост Госавтоинспекции стал для него конечной точкой маршрута.

Позже, при детальном расследовании этого дела, установили, что водитель С., чьей карточкой воспользовались, никакого отношения к международным перевозкам вообще не имеет. Нарушитель вполне заслуженно был привлечен к административной ответственности как за нарушения транспортного законодательства, так и за препятствия, чинимые при проведении проверки.

Еще более вопиющий случай произошел летом. На сей раз сотрудник Транспортной инспекции остановил туристический автобус, который вез людей на курорт. При проверке документации и оборудования установлено, что тахограммы в тахографе отсутствовали напрочь. Водители планировали начать отсчет рабочего времени только в Могилевской области и таким образом скрыть нарушения режима труда. Более того, при опросе стало понятно, что это обычная практика таких дальних рейсов, якобы связанная с долговременным пересечением границы. О том, что водители отвечают за безопасность более 50 пассажиров, они не задумывались.

Бывают ситуации, когда водитель совершил дальнюю поездку, но тахограф показывает значительно меньшее пройденное расстояние. Как правило, это свидетельствует о применении так называемой «отключки» – устройства, искажающего работу тахографа. Использующие подобные уловки «мудрецы» привлекаются к административной ответственности.

– Всего за 11 месяцев текущего года работниками Транспортной инспекции по Витебской области установлено 110 фактов выполнения международных перевозок без тахографа, тахограмм, карточек водителей либо с выявлением устройств, искажающих работу тахографа, 72 случая других нарушений в использовании тахографа, повлекших искажение или утрату данных о режиме труда и отдыха водителей, 320 фактов нарушения режима труда и отдыха водителей. По совокупности наложено штрафов на сумму более 40 тысяч рублей, – сообщил Константин Рой. – Не лишним будет напомнить и предостеречь: не шутите с огнем – чревато последствиями. Шила в мешке не утаишь. Беда может прийти и к самоуверенным, точнее, к самонадеянным людям – от нее не застрахован никто. Если водитель по причине чрезмерной усталости задремал за рулем и нанес значительный ущерб жизни и здоровью граждан, имуществу, то действительная причина этого может состоять в неправильной организации труда непосредственно на автотранспортном предприятии. Нужно ли так рисковать?

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий