В апреле дети работников государственного предприятия «Минский метрополитен», проживающие в общежитиях № 1 и 2, посетили музей авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ, расположенный в поселке Боровая.
4 июля 2009 года в тогда еще Центральном аэроклубе ДОСААФ в Боровой был торжественно открыт первый в Республике Беларусь музей авиационной техники под открытым небом. За девять минувших лет его экспозиции многократно пополнялись новыми самолетами и вертолетами разных времен.
Начиналось все с нескольких экспонатов – первыми на территории аэроклуба появились самолеты Як 28, МиГ 25, Су 17 и вертолет Ми 8. После активных поисков новых экспонатов на площадке аэроклуба «приземлилось» еще 25 крылатых и винтокрылых машин. Сегодня в музее насчитывается свыше 40 летательных аппаратов.
От аналогичных зарубежных авиамузеев белорусский выгодно отличается тем, что в нем можно не только созерцать экспонаты, но и надеть высотно-компенсирующий комбинезон, кислородную маску и на какое-то время ощутить себя пилотом. Дети работников государственного предприятия «Минский метрополитен», побывавшие здесь на экскурсии, также смогли забраться внутрь авиатехники разных времен и почувствовать себя в роли пилотов, штурманов самолетов и вертолетов.
Безусловно, у каждого экспоната – своя история. Например, первый советский массовый реактивный истребитель МиГ 15, опытный образец которого поднялся в небо еще в 1947 году успешно использовался во время войны в Корее в 1950–1953 годах, в Египте, долго использовался для обороны границ СССР. Кстати, на самолете такого типа в свое время летал и трагически погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель МиГ 19 нашли в лесу и восстанавливали два года. Этот самолет состоял на вооружении ВВС и истребительной авиации войск ПВО с 1955 года. Практический потолок его был более 17 километров, а при техническом дооснащении – свыше 24 километров. При этом самолет мог развить скорость до 1800 км/ч.
А вот уникальный советский двухместный барражирующий истребитель-перехватчик Як-25 собирали пять лет. Ранее он состоял на вооружении 61-й истребительной авиабазы в Барановичах. После списания был установлен в пионерском лагере на берегу Минского моря. В 2006 году Як-25 перевезли в аэроклуб.
Ближнемагистральный пассажирский самолет Ил 14П эксплуатировался с 1969 года в Азербайджане. После списания в 1978-м был передан в город Светлогорск Гомельской области, где использовался в качестве детского кинотеатра в городском парке культуры. 29 апреля 2011 года самолет перевезли в музей авиатехники. Он был покрыт шестью слоями краски, нанесенными на него во время стоянки в Светлогорске. После проведения реставрационных работ Ил-14П занял достойное место в экспозиции.
Осенью 2013 года на двух автомобильных платформах из аэропорта Минск-2 в музей доставили интереснейший экспонат – правительственный самолет Як-40. Перед транспортировкой с него сняли крылья и хвост, а затем смонтировали в Минском аэроклубе ДОСААФ. Теперь ближнемагистральный пассажирский Як-40, который в 2000-х годах использовался правительством страны, гордо взирает на своих соседей по музейной площадке и приковывает удивленные взгляды посетителей.
Этот самолет наработал с начала эксплуатации 17 257 часов, совершил 12 962 посадки, прошел четыре ремонта. Списан по причине отработки продленного срока службы в «возрасте» 36 лет. Ранее находился на хранении в Национальном аэропорту Минск. В музей доставлен 17 октября 2013 года.
Следующий интересный экспонат двухместный учебно-тренировочный самолет Як-18. Он был предназначен для первоначального обучения летчиков и сменил легендарные Ут-2 и У-2 в ВВС, гражданской авиации и аэроклубах. Это первый отечественный учебный самолет металлической конструкции с убирающимся шасси. Первый полет он совершил в 1946 году, а всего таких самолетов было не более 5 тысяч единиц.
В музее можно увидеть учебно-тренировочный истребитель МиГ 25ПУ, на котором была достигнута скорость, значительно превышавшая звуковую. Большой интерес посетителей вызывает многоцелевой, крупнейший в мире серийный транспортный вертолет Ми-26. Он предназначен для перевозки до 25 тонн грузов и техники, до 82 солдат или 68 десантников с полным снаряжением. В 1982 году на Ми-26 было установлено 14 международных авиационных рекордов, в том числе девять – женщинами. Между собой вертолетчики ласково называют его «летающая корова» или «летающий сарай». Кстати, в аэроклуб Ми-26 на внешней подвеске доставил точно такой же вертолет.
Очередной музейный экспонат – штурмовик Су-25. Это советский одноместный бронированный дозвуковой самолет, который принимал участие во многих военных конфликтах. Кабина пилота выполнена из авиационной титановой брони. На штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений, в войсках он получил прозвище «Грач».
В музее авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ вторую земную жизнь обрели самолеты и вертолеты самых различных типов и модификаций былых времен, принадлежавшие разным ведомствам. Даже есть вертолет, состоявший ранее на службе в ГАИ. Здесь можно увидеть и потрогать настоящий наземный катапультный тренажер НКТЛ, который использовался в ВВС СССР для отработки действий летчика в особых случаях, имитируя катапультирование из кабины самолета.
Много сил для создания музея и его развития приложил начальник Минского аэроклуба ДОСААФ полковник в отставке Николай Мочанский, а также инженерно-технический и летный состав этой старейшей организации оборонного общества.
В день экскурсии дети метрополитеновцев побывали в павильоне «Космос», где есть уникальные экспонаты, свидетельствующие о покорении космических просторов нашими земляками летчиками-космонавтами Петром Климуком, Владимиром Коваленком и Олегом Новицким. Мальчишки и девчонки узнали много интересных историй об авиатехнике разных времен, побывали в кабинах самолетов и вертолетов, с удовольствием фотографировались у различных экспонатов. Экспозиция музея и экскурсия очень понравились ребятам.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена