И на старуху бывает проруха, или Мелочей в БДД не существует

Водитель витебского троллейбуса Александр Печеньков (фамилия изменена. – С.З.) угодил в криминальную историю аккурат к пенсионному возрасту, под занавес карьеры транспортника. Успешной, надо сказать, карьеры. Будучи водителем троллейбуса 1-го класса и наставником, Печеньков награжден знаками «Почетный работник ЖКХ» и «За безаварийную работу» I степени Министерства транспорта и коммуникаций. За 30 с лишним лет работы нарушений трудовой и производственной дисциплины не допускал.

Беда случилась на улице Ленина. На остановке у амфитеатра Печеньков зазевался и во время посадки-высадки пассажиров допустил серьезный прокол при открытой двери. Троллейбус тронулся, а заходившая в него дамочка выпала наружу. Дальнейший ее маршрут был прямиком в больницу скорой помощи. Тяжелая черепно-мозговая травма и кровоизлияние в мозг в конечном итоге привели к смерти пострадавшей в аварии пожилой женщины.

Опытный, абсолютно трезвый водитель, не привыкший отвлекаться во время движения, проявил преступную небрежность, стоившую человеку жизни. И погода в разгар лета стояла прекрасная, и троллейбус был абсолютно исправным, и пассажиров ближе к полуночи всего ничего, но рассеянность подвела управлявшего им мужчину.

– Остановил троллейбус согласно инструкции, двери открылись, и я отпустил ножную тормозную педаль. Троллейбус не мог начать движение. Единственное, что не выполнил согласно инструкции и в чем виноват,– не включил ручной тормоз. А сделал это для экономии времени при отъезде от остановочного пункта, – детально вспоминает роковой вечер виновник ДТП. – Не включил «ручник», поскольку кнопка остановочного тормоза, клавиша В, находилась во включенном состоянии, и этого, на мой взгляд, было достаточно. Остановочный тормоз – это, по сути, электрический ручной тормоз в отличие от механического. Оба блокируют только задние колеса троллейбуса. В тот момент, когда женщина поднималась в салон, я посмотрел вперед по ходу движения троллейбуса и обратил внимание, что две нужные мне полосы заняты дорожными работами – менялось асфальтное покрытие. Решил связаться по рации с диспетчером и пояснить ситуацию. Возможно, стоило сменить маршрут. Рация находилась справа за сиденьем водителя. Чтобы взять ее и заодно посмотреть расписание, я хотел включить свет. Абсолютно случайно ладонью отключил клавишу В, сняв с тормозов троллейбус. Он двинулся с уклона дороги вперед. Я резко нажал на ножную тормозную педаль. Машина дернулась и остановилась, но входившая пассажирка выпала. Из-за чего и произошел толчок троллейбуса вперед, затем его остановка. Люди в салоне закричали.

Водитель лишь тогда включил «ручник» и заодно аварийную световую сигнализацию, одновременно отключив троллейбус от напряжения. После прибытия бригады скорой помощи для него закончился маршрут, а с ним и смена, и карьера. Конечно, он был не прав, объясняя глухонемой потерпевшей, что произошло, дескать, самопроизвольное движение троллейбуса и он не виноват. У Фемиды на такие события совсем иной взгляд. Ни о какой неисправности техники и речи быть не может (в этом уверяет и передавший ее коллеге сменщик). Увы, не справился со своими обязанностями управлявший ею человек. Хуже того, он нарушил ПДД и уехал с места дорожно-транспортного происшествия, не сообщив о нем в ГАИ.

– Главная беда Печенькова – в пренебрежении ручным тормозом. Халатность опытного профессионала и привела к непоправимой беде. Специалисты ВТТУ в один голос уверяют: неподвижное состояние троллейбуса обеспечивается нажатием ручного тормоза. При посадке-высадке пассажиров на остановочном пункте удерживать в нажатом положении педаль ножного тормоза запрещено, так как будут задействованы электрические цепи тягового электрического двигателя, что в случае возникновения неисправности может привести к поражению входящих в салон пассажиров электрическим током, – дает весьма существенное пояснение оплошности обвиняемого старший следователь 3-го следственного отделения Витебского городского отдела Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Палащенко. – Несоблюдение техники безопасности и грубое нарушение правил безопасности дорожного движения – вот что лежит в основе этого ДТП со смертельным исходом. Вина Александра Печенькова в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 УК Республики Беларусь, полностью подтверждается показаниями свидетелей и иными материалами уголовного дела в их взаимосвязи и совокупности. Теперь слово в определении конкретного наказания этому гражданину – за судьями.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»