Филиал УП «Белтехосмотр» в Витебской области по итогам прошлого года признан лучшим в стране. Это обусловлено многими факторами.
Во-первых, в области зафиксировано наименьшее падение проведения гостехосмотров – на 6% по сравнению с 2017 годом. Во-вторых, диагностическая станция № 167 Витебского филиала УП «Белтехосмотр» победила в республиканском конкурсе. В-третьих, сотрудники филиала активно участвовали в спартакиадах Минтранса и занимали призовые места.
Об итогах работы Витебского филиала говорилось на традиционном совещании, которое проводилось не совсем традиционно. В актовом зале работала видеосвязь с Минском, где с большого экрана на начальников диагностических станций и других руководителей системы смотрел заместитель директора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. И не просто смотрел, а активно участвовал в работе совещания – рассказал о своем видении дел, отвечал на вопросы, предлагал варианты решения тех или иных проблем.
Честный человек
Определенных успехов филиал УП «Белтехосмотр» в Витебской области добился и в борьбе с коррупцией. В последние годы здесь фиксируется не более одного факта в год. Но это не повод почивать на лаврах. А потому вначале совещания перед собравшимися выступили представители правоохранительных органов.
Как пояснил старший оперуполномоченный УБЭП УВД Витебского облисполкома Евгений Езепкин, всех работников системы гостехосмотра можно отнести к группе риска. Если, с одной стороны, есть люди, которые выдают разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а с другой – те, кто желает получить этот допуск, невзирая на то, что без серьезных вложений в ремонт автомобиля это сделать невозможно, то неминуемо происходит поиск «компромиссных решений».
– Я работаю в данном направлении с 2014 года и хорошо знаком с положением дел в этой сфере, – сразу обозначил свою позицию Евгений Езепкин. – Да, мы вместе достигли определенных успехов. Я помню времена, когда фиксировалось по четыре-пять преступлений в год, сейчас – одно, и это результат серьезной работы. Последний раз сотрудник УП «Белтехосмотр» в Витебской области был задержан четыре года назад. Но это не означает, что надо снимать с себя ответственность, когда мы задерживаем по подозрению в совершении коррупционных преступлений руководителей диагностических станций или ведущих диагностов. В непосредственные служебные обязанности сотрудников гостехосмотра входит и контроль за работой работников ДС. Стоит обращать на это внимание.
Далее Евгений Езепкин описал психологический портрет потенциального взяточника и моменты, подталкивающие его к совершению преступлений:
– Вот устроился на работу в диагностическую станцию человек. Честный. Хороший. Он не берет взятки. Тщательно выполняет все должностные инструкции. И все у него складывается хорошо. Но у этого честного человека есть родственники, друзья, одноклассники. В определенный момент кто-то из них просит помочь пройти гостехосмотр. Нет, не за деньги. Об этом и речи нет. Надо всего лишь по дружбе закрыть глаза на незначительные огрехи, которые никак не влияют на безопасную эксплуатацию автомобиля – не хочется приобретать новую аптечку или устранять какие-то мелкие поломки. И этот честный человек соглашается помочь. На ход машины, то есть на безопасность движения, старая аптечка не влияет, резонно думает он. А потом этот друг рассказывает своим друзьям и родственникам, как он проходил гостехосмотр. И уже друзья друзей обращаются к нему за помощью. Таким образом, он становится «распорядителем банкета» – сводит автовладельцев с честным сотрудником диагностической станции. Для кого-то это делается бесплатно, у кого-то он берет деньги, кто-то ему обещает оказать услуги по хозяйству, кто-то – заправить автомобиль топливом… Клиентура ширится в геометрической прогрессии. И в определенный момент деньги и блага уже идут честному сотруднику диагностической станции. Он же не идиот, чтобы отказываться от того, что само идет в руки. Как показывает опыт, если сотрудник хоть раз переступил через себя и взял деньги, он уже не останавливается. А потом этого честного когда-то человека задерживают за получение взятки. И все вокруг удивляются: такой хороший человек, квалифицированный специалист, прекрасный семьянин, душа любой компании, мухи не обидит. Но приговор суда жесток: конфискация имущества и направление в места лишения свободы.
Кстати, в последние годы участились факты получения взятки топливом. И когда сотрудники УБЭП УВД Витебского облисполкома узнают об этом, то непременно выявляют и места, где оно сливалось. Чаще всего это происходит в автотранспортных предприятиях. Дальнейшее развитие событий – уголовное дело по статье 211 (присвоение или растрата).
– Надо избавляться от посторонних людей, которых еще можно встретить возле диагностических станций. Такие личности нередко сидят в автомобилях на стоянке, подходят и братаются с работниками ДС, разговаривают с клиентами, строят из себя значимые фигуры, показывая, что у них там все схвачено. Это мошенники, которым не место там, где осуществляется рабочий процесс по проверке транспортных средств, – категорически заявил начальник отдела ОГТО Витебской области Вильгельм Кишковский.
Динамика
О том, что все преступления, даже тщательно сокрытые от чужих глаз, оставляют следы, говорил старший следователь Управления Следственного комитета по Витебской области Алексей Нестеренко. Он подробно остановился на единственном установленном в прошлом году факте взятки в системе гостехосмотра Витебской области.
6 сентября в Орше владелец «Рено-Лагуна» хотел пройти гостехосмотр на ДС ЧСУП «Солинг Контроль». Утром приехал на диагностическую станцию, однако ему было устно указано на заклеенные пленкой отверстия для противотуманных фар. Позднее, в 12 часов дня, он представил автомобиль с устраненными внешними недостатками. Проверку производил инженер-диагност, который обо всех выявленных нарушениях сообщил и. о. начальника диагностической станции. Однако тот, несмотря на неисправности, распорядился оформить диагностическую карту с заключением: «Соответствует с замечаниями».
Уже после, при контрольном осмотре автомобиля на диагностической станции № 52 филиала «Автобусный парк № 3 г. Орша» ОАО «Витебскоблавтотранс» были выявлены многочисленные несоответствия. В частности, удельная тормозная сила стояночной тормозной системы была меньше установленной; имели место не предусмотренные конструкцией автомобиля перемещения деталей и узлов рулевого привода; не работало устройство обдува и обогрева ветрового стекла; в выхлопных газах имелось превышение допустимого содержания вредных веществ; знак аварийной остановки был поврежден так, что в случае необходимости его невозможно было установить; в медицинской аптечке находились препараты с истекшими сроками годности.
По версии следствия, исполняющий обязанности начальника станции за то, что «закрыл глаза» на эти неисправности, положил себе в карман 30 рублей. Всего ему инкриминируется восемь эпизодов получения взятки. Сумма каждого вознаграждения – от 20 до 30 рублей. В декабре уголовное дело было направлено в суд.
– Вы должны помнить: каждое коррупционное преступление кардинально меняет вашу жизнь и оставляет глубокий след в жизни близких вам людей. Стоит ли подвергать себя риску, если общая выгода, как в последнем случае, не превышает 200 рублей? Вспомните своих коллег, которые раньше рядом с вами сидели на таких совещаниях, а ныне отбывают наказание в колониях, а их имущество – добротные автомобили и дачи – было конфисковано. Поинтересуйтесь, если есть желание, как переживают эту трагедию их жены и дети. Это сломанные судьбы. Вам это надо? Думаю, нет… Ваша обязанность – не нарушать закон, и тогда все будет хорошо, – говорил прописные истины Алексей Нестеренко.
Он подробно остановился на каждом коррупционном факте, выявленном в Витебской области с начала работы системы УП «Белтехосмотр». Рассказал, какое наказание понесли люди, которые соблазнились получением взятки, в каких местах и в каких условиях они отбывали наказание. Кстати, «взяточники-первопроходцы» уже на свободе и при желании могут лично рассказать, как им тяжело приходилось в местах не столь отдаленных, как изменилась их жизнь после освобождения.
По словам Алексея Нестеренко, опираясь на статистические наблюдения, можно сделать вывод: любая преступность развивается волнообразно. После нескольких лет затишья следует подъем. И 2019-й, по его мнению, станет годом всплеска коррупционных проявлений в системе гостехосмотра.
Такой прогноз расстроил начальника отдела ОГТО Витебской области Вильгельма Кишковского, который настойчиво попросил присутствующих в зале сделать все от них зависящее, чтобы он не оправдался. А надо-то немного: не брать, когда дают.
– Не считайте, что вы умнее других. Думаете, каждый из тех, кто попался на взятках, хотел садиться в тюрьму. Нет, они были уверены, что разработали такую систему, что им ничего не угрожает. Делайте свою работу качественно, и не будет проблем, – предупредил Вильгельм Вильгельмович.
Грядут изменения
Из статистики последних лет четко видно, что привязка уплаты госпошлины к срокам проведения гостехосмотра не лучшим образом отразилась на всей системе.
Есть значительная категория автовладельцев, которые принципиально игнорируют процедуру гостехосмотра. И, к сожалению, большая их часть проживает в столице. Причем не проходят ГТО владельцы престижных автомобилей последних годов выпуска. Им, видите ли, денег не хватает. Зато в сельских районах на техосмотр приезжают машины девяностых годов выпуска. В некоторой степени это несправедливо. Сельчане без хороших дорог на старых автомобилях финансируют дорожную отрасль, а минчане на престижных и дорогих предпочитают пользоваться хорошим асфальтом, ничего не вкладывая в общую казну.
На государственном уровне обсуждаются изменения в существующий порядок вещей. Некоторые из них планируется внедрить в этом году. Уже известно, что прохождение гостехосмотра отвяжут от уплаты госпошлины, а сам дорожный сбор можно будет уплачивать на срок, когда пользуешься автомобилем, даже на месяц. Контролировать прохождение ГТО планируется с помощью камер фотофиксации нарушений скоростного режима. В планах также отмена выдачи талона к водительскому удостоверению.
Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции тяжело. И в области налажено тесное сотрудничество между представителями ГАИ и отдела ОГТО в Витебской области.
Как подчеркнул старший госавтоинспектор ГАИ УВД Витебского облисполкома Андрей Закревский, количество водителей, управляющих транспортными средствами без прохождения гостехосмотра, по-прежнему растет. Вдумайтесь в эти цифры.
За 2018 год в Витебской области сотрудниками ГАИ привлечено к административной ответственности за несвоевременное прохождение гостехосмотра 330 тысяч водителей. Еще в отношении 18 тысяч составлялись административные протоколы за повторность данного нарушения. При этом в области зарегистрировано около 48 тысяч транспортных средств. Даже если учитывать, что сотрудники ГАИ останавливали для проверки транзитный транспорт, зарегистрированный в других регионах страны, все равно можно сделать вывод: без прохождения гостехосмотра ездит едва ли не каждый второй автомобиль.
Кроме того, в прошлом году было выявлено три поддельных сертификата о прохождении гостехосмотра. По данным фактам также возбуждены уголовные дела. Радует, что подделок становится меньше.
В ГАИ вопросу прохождения ГТО уделяют серьезное внимание. В случае ДТП сразу выясняется, проходил ли автомобиль техосмотр. О каждом ДТП, произошедшем по причине технической неисправности, докладывается министру. Правда, в 2018 году в Витебской области таких ДТП не зафиксировано.
Кроме того, Андрей Закревский обратил внимание на то, что в функции ГАИ уже не входит согласование рекламы на транспортном средстве. Главное, чтобы надписи и рисунки не попадали на стекло, ограничивая тем самым обзорность водителю.
Также он попросил сотрудников гостехосмотра внимательнее следить, уплачена ли вторая часть страхования гражданской ответственности – при оформлении годовой страховки в рассрочку некоторые водители и даже организации забывают вовремя уплатить вторую часть.
Весной Госавтоинспекция совместно с сотрудниками филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области планирует проведение совместных рейдовых мероприятий, направленных на выявление и предупреждение нарушений в данной сфере.
В режиме ожидания
К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.
Как отметил в своем выступлении начальник филиала ОГТО в Витебской области Вильгельм Кишковский, слухи о грядущих переменах тоже негативно сказываются на работе диагностических станций. Многие автовладельцы заняли выжидательную позицию и не торопятся проходить гостехосмотр, надеясь извлечь какую-то выгоду в будущем.
Всего в области в 2018 году выдано 156 520 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что составило 32,44% от всего транспорта, зарегистрированного на начало года. По сравнению с аналогичным периодом 2017-го количество выданных разрешений уменьшилось на 10 009 (-6%). Тогда было выдано 166 529.
Кроме того, за отчетный период было перенесено 12 978 отметок о прохождении гостехосмотра. Такая возможность появилась у автовладельцев только с 1 января прошлого года.
Также за 12 месяцев 2018-го выдано и продлено 870 свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов. В 2017-м – 1007 (-13,6%). Выдано 1509 международных сертификатов технического осмотра ТС. В предыдущем году этот показатель составлял 1773 (-14,9%). Также выдано 542 подтверждения соответствия ТС техническим нормам ЕКМТ, за 12 месяцев 2017 года – 517 (+4,83%).
В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 35 диагностических станций, из которых 32 – стационарные, три – мобильные. На данных ДС размещается 38 диагностических линий. 28 станций являются универсальными, семь имеют ограничения по обслуживаемым категориям транспортных средств. Стационарные диагностические станции обслуживают 6 из 21 района области и город Витебск, что охватывает свыше 90% зарегистрированного в области транспорта. Мобильные диагностические станции обеспечивают потребность автовладельцев в услуге по проведению ГТО в остальных районах.
Говоря о работе мобильных станций, Вильгельм Кишковский обратил внимание на то, что в дни их приезда в отдаленные районы за ними иногда следуют для прохождения гостехосмотра и жители крупных городов. Запретить им это делать нельзя, но насторожиться нужно. Возможно, люди наивно полагают, что там контроль за техническим состоянием ослаблен, а возможно, едут, четко понимая, что конкретный диагност там пропустит его машину за определенное вознаграждение.
Кстати, средняя ежемесячная нагрузка на одного инженера по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении при работе на ДС составила 277 разрешений, что на 12 меньше, чем 2017 году (289). Однако с учетом введенной с января 2018 года услуги по переносу отметки о прохождении гостехосмотра к ежемесячной нагрузке инженера необходимо прибавить еще по 23 переноса.
Рентабельность выдачи разрешений в ряде регионов Витебской области остается крайне низкой. Причины этого зачастую связаны с недостаточным количеством зарегистрированного транспорта, неспособностью многих автовладельцев поддерживать свои транспортные средства в исправном состоянии и оплачивать госпошлину за выдачу разрешений, их нежеланием проходить гостехосмотр, так как контроль за участием в дорожном движении автотранспорта без разрешений на допуск к участию в дорожном движении находится на недостаточном уровне.
И поддельные медицинские справки
При проведении документального контроля за отчетный период 4569 раз было отказано в выдаче разрешений на допуск к участию в дорожном движении, в 2017 году – 5026.
Среди основных причин – несоответствие: VIN-кода транспортного средства; записей в регистрационных документах; требованиям ТНПА; при оплате госпошлины. В том числе поводом для отказа явились и просроченные сроки действия документов. Также в результате работы по выдаче разрешений инженерами филиала выявлено 12 поддельных медицинских справок.
Помимо этого, ведется проверка всех документов, подтверждающих уплату (освобождение от уплаты) госпошлины за выдачу разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Благодаря такой работе в прошлом году предотвращен ущерб только от недоплат плательщиками госпошлины на сумму, превысившую 3350 рублей.
Не исключено, что, когда автовладельцам будут приходить «письма счастья» за непройденный гостехосмотр, количество желающих заехать на диагностические станции увеличится. А для этого надо уже сегодня еще раз обратить внимание на подъездные пути, внешний вид производственных помещений и прилегающих территорий, состояние санитарно-гигиенических помещений для автовладельцев и помещений для ожидающих.
Вильгельм Кишковский посоветовал каждому сотруднику планомерно и постоянно совершенствовать свои знания. По его мнению, владелец автомобиля должен быть уверен: его транспортное средство осматривает действительно грамотный специалист, который разбирается в технических вопросах. Получение сертификата должно быть своеобразной гарантией качественного автомобиля.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»