Бег времени неумолим. Его невозможно остановить, как и невозможно забыть то, что достойно воспоминаний, дальнейшего развития, применения у себя. Прежде всего, передовой опыт, бескорыстное служение делу, которое ты выбрал, или то, что досталось тебе волею судьбы, радость творчества в коллективе, ставшем твоей семьей. Это в полной мере касается слесаря по ремонту подвижного состава филиала «Автобусный парк № 2» ОАО «Гомельоблавтотранс», интересного человека с нелегкой судьбой, имя и фамилия которого для нас, белорусов, звучат непривычно – Нгор СОТХУН.
Прежде чем рассказать об этом человеке, трудолюбие которого не имеет границ, а мастерство отшлифовано до тонкостей, вкратце остановимся на достижениях предприятия. В городе на Припяти, древнем Мозыре, да и в Гомельской области оно является одним из крупнейших автомобильных перевозчиков. Автобусный парк № 2 прошел славный трудовой путь длиной более чем в шесть десятков лет. На нем встречалось немало трудностей, но благодаря поиску, новаторству, творческому подходу к делу они успешно преодолевались. Не обошлось и без реорганизационных изменений,
в результате которых нынче в состав филиала входят участки в Ельске, Наровле и Лельчицах с автостанциями, Мозырский автовокзал, а также бывший филиал «ТрансМозырь». АП-2 – большое автотранспортное предприятие, в котором трудится 700 человек.
Филиал имеет солидный опыт пассажирских перевозок как в пределах РБ, так и в ближнее зарубежье. Наряду с перевозкой пассажиров занимается перевозками грузов во внутриреспубликанском и международном сообщении, предлагает услуги по перевозке строительных и сыпучих материалов. Также оказывает дополнительные услуги юридическим и физическим лицам.
Благодаря четкому руководству кадрами, высокой организации труда и слаженному взаимодействию всех производственных подразделений в 2016 году филиал сработал прибыльно и рентабельно. Перевезено 31098,3 тыс. пассажиров; пассажирооборот составил 207291,9 тыс. пасс.-км. Перевезено также 358,4 тыс. тонн грузов, выполнено 22823,1 тыс. т-км. Успешно выполнено и доведенное задание по экспорту транспортных услуг. Соотношение роста производительности труда и среднемесячной заработной платы составило 1,1.
Автомобильный парк насчитывает 244 единицы транспортных средств, в том числе 163 автобуса и 41 грузовой автомобиль. В прошлом году за собственные средства приобретены МАЗ-437043 и ГАЗ-А21Р22. Модернизация и техническое переоснащение, обновление основных средств позволяют коллективу справляться с поставленными задачами. Конечно, ключевая фигура на предприятии – водитель, но наряду с представителями этой профессии деятельность филиала невозможно представить без других специалистов: диспетчеров, экономистов, бухгалтеров, кондукторов, работников ремонтной службы и многих других. Цели и задачи у них общие – выполнение доведенных показателей по оказанию транспортных услуг и перевозке грузов. Причем работа всех звеньев предприятия должна быть организована на высоком качественном уровне и в намеченные сроки. К чести автотранспортников, следует отметить, что это им удается.
Особое место в работе парка занимает ремонтная служба, так как, выражаясь словами поэта, ничто не вечно под Луной. Ломается техника, изнашиваются детали, а перево-зочный процесс останавливать никак нельзя. Вот тут в производственной симфонии и наступает партия тех, кто «врачует» автомобили, автобусы, дает им вторую жизнь. Конечно, это ремонтники, усилия которых направлены на повышение качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава и на сокращение времени пребывания его в ремзоне.
Нгор Сотхун – один из тех, от кого зависит своевременный и качественный ремонт ТС и даже больше – коэффициент технической готовности, ибо ремонт – дело тонкое. По большому счету оно сочетает в себе не только умение, но и то, с каким настроением ты это делаешь, вкладываешь ли душу. Нгор Сотхун работает не только филигранно, но и действительно с душой. На предприятии знают: любое задание он выполнит и никогда не подведет.
ИЗ КОРОЛЕВСТВА НА ПОЛЕСЬЕ
Фамилия у этого человека камбоджийская. Родился он в красивейшем городе Пномпень – столице королевства Камбоджа, расположенного в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Неисповедимы пути Господни. Так говорят у нас. В Камбодже религия – буддизм, и как говорят там, мы не знаем. Так что лучше сказать иначе: невообразимая, переменчивая, а порой и неблагосклонная судьба Сотхуна показывала ему разные свои лики. Когда-то она привела юношу в Советский Союз, где он должен был получить образование. Достаток его семьи, в которой было трое сыновей, позволял старшего отправить на учебу. Но достаток этот давался упорным, каждодневным трудом. Отец – инженер, мать – швея, они воспитывали трудолюбие и в своих детях.
Камбоджийский юноша попал на учебу в Пинский индустриально-педагогический техникум, где приобрел специальность «мастер производственного обучения». На родине Сотхуна такие специалисты были очень нужны. После диктатуры Пол Пота и войны с Вьетнамом Камбоджа становилась на ноги. В то сложное время дружеские отношения с Советским Союзом помогли многим соотечественникам Нгора Сотхуна получить образование в Беларуси. И судьбы у всех разные. Жизнь – сложная штука. Порой она выкидывает такие коленца, что трудно и вообразить.
Не все гладко было и в жизни нашего героя. Будучи учащимся техникума, он познакомился с белорусской девушкой, к которой проникся нежными, серьезными чувствами. Вскоре они поженились и после окончания учебы оказались на родине жены в Мозыре. К сожалению, их брачный союз был непродолжительным.
– Жизнь показала, что мы поторопились вступить в брак, – с горечью рассказывает Сотхун. – Имея юридическую ответственность по содержанию несовершеннолетней дочери, я утратил право вернуться на родину…
Это было сложное время для молодого человека. Нужно было устраивать жизнь на новом месте и с чистого листа. Будучи вдали от родных берегов, он не сломался, не опустил рук, не впал в депрессию, а стал искать работу. Он понимал: это – гарантия нормального существования. Возможно, со временем ему предоставят жилье, да и без заработка никак не проживешь.
Большую роль тогда в жизни Сотхуна сыграл бывший директор АП-2 г. Мозыря Анатолий Максимович Мартынов. Когда камбоджиец пришел в парк устраиваться на работу, чуткий и внимательный руководитель рассмотрел в нем не только желание найти применение своим силам и способностям, но и потенциальные возможности классного специалиста. То, что с парня выйдет толк, было бесспорно. Молодого человека приняли на работу слесарем по ремонту подвижного состава 4-го разряда. Для Сотхуна это было прекрасным началом, и он с головой окунулся в работу. На первых порах приходилось нелегко, ведь с автотранспортом он знаком не был. Интересная деталь: в Камбодже и теперь нет автомобильного общественного транспорта. В этой стране есть железные дороги, морской и речной вокзалы, три аэропорта.
На новом месте 27-летний камбоджиец овладевал знаниями и трудовыми навыками под руководством опытных наставников. Работоспособности, дисциплинированности и ответственности ему было не занимать. Старания и умения молодого человека не остались незамеченными. Вскоре ему присвоили пятый разряд, а спустя некоторое время – шестой. Люди относились к Сотхуну с участием, руководство – с пониманием. Его успехи в труде со стороны Анатолия Максимовича Мартынова, а затем и нынешнего руководителя Сергея Константиновича Кашевича, профсоюзной организации предприятия поощрялись. Постепенно к нему приходили авторитет и уважение коллег.
Быстро летит время. С тех пор как наш герой оказался на перекрестке судьбы, прошло 22 года. Полесский город Мозырь стал для него второй родиной, а автобусный парк – большой семьей, где он находит радость и удовлетворение от общения с коллегами и любимой работой. У него есть огромный трудовой опыт и уверенность в своем профессионализме. Он знает, для чего трудится и живет на белом свете. Да, в жизни есть любовь, печаль, разлука, бывают яркие, запоминающиеся дни, а порой выпадают нулевые, ничем не примечательные. Важно не растеряться и пойти своей дорогой. Нгор Сотхун многое пережил и переосмыслил, принял наш, белорусский, уклад жизни и давно стал в автобусном парке своим. Конечно, первое время ему приходилось надеяться только на себя, но затем в его жизни появились верные друзья. Один из них – электрогазосварщик Леонид Кадол.
– Он мне не просто друг, а старший брат, – убедительно заверяет Сотхун. – Одно время, когда я испытывал проблемы с жильем, Леонид взял меня под свое крыло: пригласил пожить у него в деревне Прудок. Какие добрые, приветливые и отзывчивые у него родители! Они относились ко мне, как к родному сыну. Спасибо им и Леониду за все добро, которое они для меня сделали.
У них он узнал прелести деревенской (настоящей) белорусской кухни, когда все готовится в печи и подается, что называется, с пылу с жару. Да и русская баня – серьезная штука.
Среди друзей камбоджийца есть и водитель автомобиля техпомощи Юрий Крестьянполь. Когда минувшим летом Нгор Сотхун заболел и находился на лечении в больнице, Леонид и Юрий постоянно навещали его, поддерживали, а это дорогого стоит. Действительно, друзья познаются в беде…
Услышав вопрос о том, тянет ли его на историческую родину, Сотхун разволновался, на его глаза навернулись слезы, как у большого ребенка, а у меня почему-то защемило сердце. Зачем затронула эту тему, корила я себя. Кто меня тянул за язык?
– Моих родителей уже нет в живых, а навестить их могилы пока не могу. Но я берегу их образы в своем сердце и не забываю, кто мне дал жизнь. Мои соотечественники всегда бережно относились к семейным ценностям и традициям. У нас есть праздник Пчум Бен – поминовение усопших. В этот день, который выпадает на октябрь, я молюсь за своих родителей, за близких людей, которые ушли из жизни.
Беседуя с этим удивительным человеком, который выстоял во всех невзгодах, отметила, что он хорошо владеет русским языком. Оказалось, он знает и французский, а чтобы не забыть родной, кхмерский, по возможности встречается со своими соотечественниками, которые проживают в Пинске, Светлогорске и Речице.
В заключение я спросила у Сотхуна:
– Что бы вы хотели сказать и пожелать нашим читателям да и пассажирам, ведь вы работаете прежде всего для них?
– Усилия нашего коллектива направлены на безопасные перевозки пассажиров и грузов, и мы, ремонтники, также вносим определенный вклад в эту работу. Хочу пожелать водителям и пассажирам, всем участникам дорожного движения безаварийной работы и ровных дорог. А еще радости в жизни, найти свое профессиональное предназначение, быть здоровыми и счастливыми, человечными и порядочными. И чтобы у каждого была мечта. Когда человек мечтает, жизнь кажется ему веселее и краше. Моя мечта – съездить на родину, и я надеюсь, что она осуществится.
Уезжая из автобусного парка, попросила заместителя директора по идеологической работе Татьяну Подолинскую сказать несколько слов о Нгоре Сотхуне.
– Это не просто хороший работник и профессионал своего дела, но и наставник молодежи, которого в коллективе ценят и уважают, – отметила Татьяна Анисимовна. – У него спокойный, выдержанный характер, любое дело он доводит до конца. Нгору Сотхуну можно поручить любую работу и быть уверенным в том, что он выполнит ее своевременно и качественно. И это – его отличительная черта. Вместе с тем душа его наполнена добротой и искренностью, этот человек никогда не подведет. На таких добросовестных, ответственных и трудолюбивых работниках, как он, и коллектив держится.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ДТП»