Этой земле приказано жить!

К 32-й годовщине катастрофы на ЧАЭС

После аварии на ЧАЭС население Хойников и Хойникского района значительно сократилось. Перестали существовать целые деревни, сельскохозяйственные предприятия и некоторые организации. Но жизненно необходимые дороги остались, они функционируют, на них трудятся люди. Автодорогами активно пользуются, и в связи с этим очень важными являются вопросы создания на них безопасных условий движения транспортных средств, обеспечения комфортного проезда.

Открытие в сентябре 2000 года дорожно-эксплуатационного управления № 45 РУП «Гомельавтодор» в небольшом по численности населения районном центре стало настоящим событием. Действительно, крупные когда-то хойникские предприятия прекратили или сократили свою деятельность, а тут целое управление открывалось. Уже с первых дней было ясно, что автодоровцы обосновываются здесь прочно, по-хозяйски, с расчетом на перспективу. Для района это было большой радостью. Ведь, как бы ни велики были ущерб и утраты, связанные с чернобыльской бедой, каждый руководитель и все, кто был предан родной земле, надеялись на ее возрождение. А дорожники эту надежду окрыляли, подтверждая конкретными делами.

Взяв на обслуживание 210 км автомобильных дорог республиканского значения, они стали
создавать необходимые условия для их эксплуатационного состояния. На балансе ДЭУ-45 их было четыре: Р32 Речица – Лоев, Р33 Речица – Хойники, Р35 Калинковичи – Брагин – Комарин – граница Украины и Р125 Лоев – Брагин. Все автодороги проходят по югу Беларуси, их ремонт и содержание проводились и нынче проводятся силами трех линейных дорожных дистанций: ЛДД-451 г. Хойники, ЛДД-452 г. Брагин и ЛДД-453 г. Лоев. В постчернобыльские времена большое внимание уделялось выполнению работ по ремонту дорожной одежды с применением эмульсий. В ДЭУ-45 был изготовлен минипатчер для ямочного ремонта и заделки трещин в асфальтобетонном покрытии, состоящий из компрессора, емкости для битумной эмульсии и бункера для щебня. При помощи компрессора под давлением производится выдувка пыли и грязи, а также подача битумной эмульсии для заливки трещин и подгрунтовки при ямочном ремонте.

Содержание полосы отвода, маршрутное ориентирование, объекты сервиса – это также большой участок работы, в который вкладывались и силы, и средства, и профессионализм. Поэтому южные автомагистрали постепенно преображались на глазах, приобретали новое лицо. На участках дороги Р35, где она проходит по населенным пунктам Козелужье, Кливы, Загалье и другим, устраивались тротуары для безопасности пешеходов. Для удобства пассажиров устанавливались красочно оформленные автопавильоны.

Далее по этой автодороге расположена деревня Глинище – малая родина народного писателя Беларуси Ивана Мележа. По этой трассе многие люди приезжают в музей нашего знаменитого земляка и обращают внимание на то, как преобразился край с времен выхода романа «Люди на болоте». Этот уголок белорусского Полесья из царства туманов, лесов и болот превратился в современный агропромышленный регион. Вместо гатей, которые строили селяне, глаз путешественника радуют прекрасные местные и республиканские автодороги. Рядом с Глинищами – современный автопавильон с красочными рисунками.

Порядок, уют и комфорт – на каждой ЛДД

Благоустройству и наведению порядка в ДЭУ-45 уделяют большое внимание. Территория ЛДД-452 в Брагине когда-то была брошенным участком бывшей ПМК УП «Полесьестрой». Автодоровцы все здесь восстановили и с наименьшими затратами привели в надлежащее состояние. Начальником дистанции многие годы является Петр Костенко. Сам он – человек приезжий, но к здешним местам прикипел всем сердцем, пустил прочные корни и считает, что жить и успешно работать можно и в нелегких условиях радиоактивного загрязнения. Ведь этот край тоже нужно кому-то поднимать.

Экологическая ситуация на Брагинщине непростая. Отселены свыше полусотни населенных пунктов, захоронены целые деревни, перестали существовать многие сельхозпредприятия и организации. Но, несмотря на то что эти земли накрыло черным крылом чернобыльской беды, жизнь в нескольких регионах продолжается. В некоторые годы после трагедии на Брагинщине было отмечено потрясающее явление: здесь рождаемость превышала смертность – знак того, что этой земле приказано жить!

Добротное здание ЛДД в Хойниках, благоустроенная территория, гаражи, красочно оформленные цветочные клумбы – вот сегодняшнее лицо ДЭУ-45. Здесь умеют не только дороги содержать, но и уделять должное внимание бытовым условиям работников. На каждой дистанции имеются душевые, раздевалки, комнаты приема пищи. И в целом, как показывает практика, дорожники с юга страны свою автодоровскую марку держат с честью.

Когда дороги проходят через сердца людей…

В настоящее время дорожная сеть, обслуживаемая ДЭУ-45, составляет 240,347 км. В последнее время коллективом выполнен огромный объем работ с применением новых технологий.

Как отметил главный инженер управления Олег Метельский, дорожники работают на битумных эмульсиях, привозимых с ДЭУ-43. Используются также битумная лента и мастика для заливки трещин и швов. Выполнялись поверхностная обработка и укладка асфальтобетона в Ручаевке, агрогородке в Лоевском районе, по автодороге Р125. Аналогичные работы велись в д. Кливы в Хойникском районе. Около д. Новый Барсук на Р33 в Речицком районе занимались разметкой дорог, пешеходных переходов. Выполняли разметку автодорог также в Житковичском, Мозырском, Речицком, Петриковском, Ельском и Наровлянском районах.

Недавно выездные бригады вернулись из д. Хальч Ветковского района, где производили необходимые работы. Также труженики ДЭУ-45 были заняты на укреплении дамбы на Припяти в Житковичском районе. А дорожный рабочий управления Александр Савин в командировке в Бресте работал на заливке швов мастикой для подразделения «Белоруснефти». В этом году у хойникских дорожников планов, конечно же, много. Среди насущных – ввод в эксплуатацию навеса ангарного типа для хранения соли.

В коллективе ДЭУ-45 – немало замечательных тружеников, настоящих мастеров своего дела. Нынче люди работают на современных машинах, владеют новыми технологиями. Жизнь не стоит на месте и требует от дорожников высокого профессионализма и преданности делу. Лукавство и изворотливость здесь не приживаются, потому что все огрехи в работе видны на дороге. Такого отношения к выполнению заданий здесь просто не допускают, и на всех должностях – руководящих или рабочих – грамотные, исполнительные и добросовестные люди.

Среди лучших – почетные дорожники водители автомобиля Василий Салянка и Степан Зубец, дорожные рабочие Александр Савин и Виктор Шеин, начальник ЛДД-452 Петр Костенко, экономист по труду Татьяна Гура, машинист автогрейдера Игорь Крот и другие.

По Брагинским дорогам Паустовского

Работая над этим материалом, вдруг вспомнила удивительный и проникновенный рассказ Константина Паустовского «Корчма на Брагинке».

В силу семейных обстоятельств и тяжелого материального положения восемнадцатилетний Паустовский был вынужден переехать на временное местожительство к родственникам на Брагинщину. Поездка настолько впечатлила молодого человека, что он посвятил ей свой первый рассказ.

«Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная и немного загадочная страна. Она цвела лютиками и аиром, шумела ольхой и густыми ветлами, и тихий звон ее колоколов, казалось, никогда не возвестит молчаливым полешукам о кануне светлого народного праздника.

Мне понравилась эта поездка по безлюдному краю. Дороги шли среди болот, по песчаным буграм, поросшим низким сосновым лесом. Песок все время сыпался тонкими струйками с колес. Через дорогу переползали ужи. Было знойно и почему-то хорошо видно, как над болотом мреет нагретый воздух…»

Вот по таким брагинским дорогам около ста лет назад ходил и ездил великий русский писатель. Рассказ «Корчма на Брагинке» высоко оценил Иван Бунин, отнеся его к лучшим произведениям русской литературы. А теперь этот край и дороги не узнать. Их возрождению даже не помешала чернобыльская беда. Потому что здесь живут сильные духом, трудолюбивые полешуки, для которых краше и милее родного края на земле больше места нет.

Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»

Добавить комментарий