Филиал Транспортной инспекции по Могилевской области проводит совместные рейды с работниками Могилевского областного центра управления транспортом. В центре внимания – перевозки пассажиров маршрутными такси с точки зрения соблюдения норм законодательства.
На этой неделе транспортные инспекторы выехали вместе с представителем контрольно-ревизорской службы (КРС). Работники ТИ проверяли наличие у водителей всех необходимых документов: водительских прав, техпаспорта, наличие «дозволов» к участию в дорожном движении и страховых полисов не только «автогражданки», но и гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.


Также акцент сделан на контроль за соблюдением требований Приложения 4 Правил дорожного движения, в частности, отсутствие неисправностей транспортного средства, например, трещин на ветровом стекле в зоне, очищаемой стеклоочистителем, а также наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. В свою очередь сотрудница КРС контролировала наличие билета – документа об оплате проезда.
…Могилев, полдевятого утра. Первая точка контроля – поворот на микрорайон Техноприбор. Работники ТИ останавливают первую маршрутку, которая направляется из «спальника» в центр. В салоне нет свободных мест. Пока инспекторы изучали документы у водителя, контролер-ревизор проверяла билеты у пассажиров. Безбилетников не оказалось, но, несмотря на это, на появление проверяющих граждане отреагировали шумно. «Это что здесь происходит! С чего вдруг начали билеты в маршрутках проверять – это мое дело брать или не брать билет!» – воскликнула одна из пассажирок. Ей вторил и водитель, возмутившийся самим фактом остановки: «Я вообще-то никогда ничего не нарушаю! На каком основании вы меня решили проверять?»
Вторым остановленным транспортным средством стала маршрутка, направляющаяся из центра в спальный район. В салоне – всего один человек и даже с билетом. С документами у водителя тоже оказалось все в порядке.
…Меняем место дислокации. «В соцсетях есть группы, в которых общаются маршрутчики. Там уже появилась информация о том, что мы работаем на этом районе, попробуем переехать в другую точку», – говорят транспортные инспекторы. Стоит отметить, что работники проверили еще три транспортных средства и никаких нарушений не обнаружили.
«Честно говоря, мы уже заметили определенную тенденцию: если появляется в соцсетях информация, что проверяют билеты в маршрутных такси, то чаще всего безбилетников мы не выявим – водители исправно выдают чеки, но иной раз попадаются на подобной «забывчивости», – уточняет сотрудница контрольно-ревизорской службы МОЦУТ.
Пошли за «зайцами»
В марте 2024 года в Могилеве появилась контрольно-ревизорская служба, созданная на базе областного центра управления транспортом, – оператора междугородных межобластных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении. Ее основная задача – контроль за оплатой проезда не только в автобусах и троллейбусах, но и в маршрутных такси.
Как рассказала начальник КРС Оксана Королецкая, за 9 месяцев прошлого года было выявлено 1190 пассажиров-безбилетников. В январе нынешнего за безбилетный проезд были оштрафованы 233 человека, а в феврале – 221.
Ответственность за безбилетный проезд установлена по ч. 1 ст. 18.28 КоАП: штраф в размере от 0,5 до 1 базовой величины. В случае его неуплаты в установленные сроки примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины. При неуплате штрафа постановление направляется в орган принудительного исполнения.
«Оплата стоимости билета водителю без получения билета не снимает ответственности с пассажира, – отметила Оксана Королецкая. – Согласно Правилам автомобильных перевозок, пассажир должен иметь проездной документ и сохранять его до конца поездки. Те, кому полагаются льготы, должны иметь при себе соответствующие документы».
Отнюдь не редкость такие ситуации, когда контролер заходит в салон транспортного средства, и пассажиры вдруг вспоминают, что не взяли билет у водителя. «Каждый должен понимать, что билет – это не только подтверждение оплаты проезда, но и гарантия того, что в случае нештатной ситуации – ДТП, даже падения багажа с полки на человека, других несчастных случаев – пассажир получит страховое обеспечение. Перевозчик страхует каждого пассажира, но, если говорить простыми словами, без билета будет сложно доказать, что именно вы ехали конкретно в этой маршрутке. Кроме того, если отказываетесь от билета, значит, участвуете в сокрытии налогов. Так что если вам не дали проездной документ, то требуйте!» – подытожила начальник КРС.
Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»