Эмоции, эмоции…

Весна. Многие сознательно идут учиться в автошколу так, чтобы начало водительской карьеры приходилось на весенне-осенний период: именно в это время значительно легче развить полученные умения.

Однако, оторвавшись от «материнской юбки» инструктора, начинающие водители остаются один на один с полученными знаниями. Особенно остро это чувствуется в самом начале вождения.

Многим начинает казаться, что все их знания – на самом дне сознания. Встречаются и те, кто возле автомобиля ведет себя очень непринужденно, а оказавшись на водительском сиденье, тут же судорожно хватается за руль. Опытные водители подшучивают: «Ужас! На спидометре аж 25 км/ч!». Положительного момента ни в одном, ни в другом случае, конечно, нет.

Причина напряжения кроется в большом количестве неожиданных впечатлений. От них неопытный водитель быстро устает, у него возникает чувство робости и… страха. Психологи называют это пресыщением.

Но страдания нервной системы автоновичка вполне естественны. Поэтому сегодня постараемся объяснить, как начинающему водителю можно научиться реально оценивать свои возможности и сократить последствия стрессовых ситуаций, которые могут возникнуть в пути.

Доколе новичок?

Больше опыта – меньше ошибок. Так утверждают профессионалы. Психологи же выявили иную интересную закономерность: пропорционально опыту вождения в аварийности растет и роль человеческого фактора.

Если вникнуть в суть допускаемых водителем ошибок, то можно заметить, что все они – психологической природы и являются результатом действия или бездействия. Это и есть психологическое проявление.

Начинающему очень важно сразу принять неоспоримый факт: даже у водителя-любителя должны быть развиты профессионально важные качества.

Первостепенное значение имеет внимание. Если перед поездкой его трудно сконцентрировать на каких-либо предметах, путешествие лучше отложить.

Выехать на дорогу и почувствовать себя совершенно свободным, увы, не получится. Здесь есть участники дорожного движения, обладающие разными темпераментом и культурой. Спокойнее реагировать на их поведение или свои действия призвана эмоциональная устойчивость, под которой понимается способность сохранять самообладание и работоспособность в разных ситуациях.

Известно, что уравновешенный, спокойный человек ведет машину лучше и безопаснее, чем вспыльчивый. Поэтому учитесь контролировать и сдерживать свой темперамент.

Развивать координацию движений важно не только в возрастном младенчестве, но и в водительском. Ведь это прямая взаимосвязь между воспринимаемыми сигналами и двигательной реакцией на них.

Но до каких пор человек за рулем считается новичком? Психологи выделили четыре ступени становления водителя-профессионала.

Первый этап – преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Длится он первые дни, иногда недели вождения и требует большого напряжения. У начинающих водителей преобладает новизна решаемых задач, но нет достаточных знаний и опыта. Поэтому они стараются избегать не только критических, но и конфликтных ситуаций.

На втором этапе происходит переоценка безопасности – чувство опасности принижено по сравнению с реальностью. И если водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП, то это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Такой водитель ведет автомобиль в более рискованной манере.

Третьему этапу характерна объективная оценка опасности. Здесь и проявляются навыки, приобретенные в результате вождения, что помогает не забывать о дорожных рисках.

Снижение чувства безопасности считается четвертым этапом становления и интересным психологическим феноменом. Притупив бдительность, высокий уровень профессионализма может сыграть негативную роль и привести к потере осторожности.

Примечательно утверждение немецких исследователей о том, что после 7–8 лет управления автомобилем повышения водительских способностей уже не происходит. Российские же исследования показывают: предел наступает уже после 5–6 лет. Интересный результат был получен и американскими психологами. Профессиональные автогонщики имеют больше ДТП и дорожных правонарушений, чем остальные водители. Это свидетельствует в пользу того, что на безопасность движения влияет не только опыт вождения, но и качества, связанные с психологией самих водителей.

Получается, что водитель перестает быть новичком только тогда, когда осознает равность степеней опасности робости за рулем и чрезмерной самоуверенности.

Аккуратненько!

Основной принцип любого развития – действие. Но дрожание рук не способствует успешности.

О выборе маршрута начинающим водителям наверняка рассказали в автошколе. Объяснили и то, как необходимо готовиться к поездке, какое время суток и день недели лучше выбрать для первых путешествий. Что касается дрожи в руках, то на этот счет также существует несколько рекомендаций.

Если необходим наставник, то, как это ни странно прозвучит, первым попутчиком лучше пригласить женщину, умеющую водить автомобиль. Представительницы прекрасного пола более терпеливы.

Даже опытным водителям психологи советуют после трехчасовой езды делать остановку не менее чем на 15 минут. Начинающему нужно делать ее через каждый час езды. При этом новичок должен находиться за рулем не более одного-двух часов в день. Позднее, когда появится необходимый опыт, вы сможете управлять автомобилем по четыре часа в день.

Бывалые водители утверждают: путь к водительской уверенности и надежности проходит по тому же маршруту, что и любовь, то есть через желудок. Это поэтическое правило следует особенно строго выполнять, когда едешь в дальнюю дорогу. Известно, что после тяжелой жирной пищи мы становимся вялыми и утомленными. Но осложнения может вызвать и пустой желудок. Никто не блещет остроумием, если хочет кушать.

При нормальном зрении глаза приспосабливаются к изменяющимся световым условиям лишь через несколько минут. Некоторые окулисты полагают, что после длительного просмотра телепередачи или работы за компьютером адаптация зрения происходит еще дольше – примерно через полчаса.

Для управления автомобилем также опасна температура воздуха выше 28°С. Хуже всего действуют на здоровье резкая смена температуры и магнитные бури. Не игнорируйте эту информацию в прогнозах погоды.

При любых недомоганиях следует объективно оценить возможность сосредоточить внимание. Никогда не садитесь за руль после приема успокоительных средств. О вреде алкоголя говорить не будем, эта проблема и так очевидна.

В постэкстремальных ситуациях

Дорожно-транспортное происшествие может произойти по разным причинам, причем необязательно по вине начинающего водителя. Но иной раз он и сам создает себе установку на ДТП. В любом случае ключевой проблемой здесь выступает психологический стресс.

Известно, что ожидание неудачи и страх перед неизвестностью создают угрозу безопасности. Почему так происходит? Психологи объясняют это тем, что человек готовится к тому, что обязательно попадет в опасность. Так создается ситуация готовности к аварии, где водитель сам ищет экстремальную ситуацию или создает ее, чтобы получить подтверждение своему страху или ожиданиям. Данное явление называется установкой. Как же ее избежать?

Садясь за руль, не думайте о плохом или мрачном. Не тратьте свое здоровье на переживание того, что только может случиться. Однако если авария все же произошла, то всеми силами стоит постараться избежать стресса.

Не скрывайте своих чувств. Проявляйте их и давайте возможность вашим друзьям обсудить все вместе с вами. Не избегайте говорить о том, что случилось, и не останавливайтесь, когда вам дают шанс выговориться. Используйте любую возможность пересмотреть свой негативный опыт. Однако бесконечно размышлять о прошлом все же не стоит. Помните: вы приобрели ценные знания о своих слабых и сильных сторонах.

Не ожидайте, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся и будут посещать вас в течение длительного времени. Ваша задача – научиться их контролировать и уметь различать реакцию на стресс. Что это значит? Бывают ситуации, когда вам ничто не угрожает и требуется только расслабиться. Но при реальной опасности повышенная бдительность вполне оправданна и необходима.

Не загоняйте неприятные чувства вглубь. Подавление отрицательных эмоций неизбежно приводит, с одной стороны, к опасному (неуверенному, нервному) вождению, а с другой – к потере способности чувствовать положительные эмоции. А ведь именно они дают человеку силы изменить что-то в себе и в обстоятельствах своей жизни.

Примиритесь с реальностью. Вы не можете вернуться в прошлое и изменить его, но свои пожелания можете учесть в последующих поступках. Так вы постепенно простите себе или другим совершенные ошибки.

После пережитого стресса несчастные случаи становятся более вероятными. Поэтому проявите осторожность, не только управляя машиной, но и в быту. Если чувствуете, что не в состоянии контролировать собственные переживания, обратитесь за помощью к профессионалам.

Никогда не забывайте самое главное: все у вас обязательно получится!

Счастливых и безопасных дорог!