«Президент сказал, что автомобилей скорой помощи со стопроцентным износом быть не должно»
Государственное автотранспортное учреждение «Автобаза медицинских учреждений Брестского горисполкома» осуществляет перевозку пациентов и врачей медучреждений города. Об обновлении автопарка, специфике работы водителя автомобиля скорой помощи, проблемах и мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения корреспонденту «ТБ» рассказал директор автобазы Валерий Бут-Гусаим.
Автопарк:
что сказал Президент и ремзона на все случаи жизни
– Сколько транспортных средств сегодня находится на балансе предприятия?
– У нас имеются 35 машин скорой помощи, 96 – медицинской, которые обслуживают медучреждения города, возят по вызовам врачей поликлиник. На балансе учреждения есть также несколько грузовых автомобилей. Они задействуются на перевозке медпрепаратов из межбольничной аптеки в учреждения здравоохранения города, а также обслуживают хознужды стационаров центральной городской больницы, больницы скорой медицинской помощи, городских больниц, например, осуществляют подвоз белья и других хозяйственных грузов.
– И часто обновляется автопарк базы?
– Ежегодно, когда-то более активно, когда-то менее. В прошлом году автомобили скорой помощи закупались централизованно Минздравом и распределялись по областям, а управления здравоохранения облисполкомов передавали их по подразделениям областей. Мы получили 12 автомобилей скорой помощи, ожидается поставка еще двух реанимобилей.
Недавно автопарк пополнился новым автобусом для перевозки больных на программный гемодиализ, приобретенным за счет средств городского бюджета. У нас есть категория больных, которых ежедневно необходимо возить на процедуры в областную больницу и ЦГБ. На маршрутах работают два автомобиля, один из них был уже старый, поэтому на смену купили новый МАЗ.
Накануне нового года получили семь машин медицинской помощи, приобретенных за счет средств городского бюджета, по одной единице на каждую поликлинику. И еще восемь – от управления здравоохранения Брестского облисполкома.
К слову, в этом году нам обещают профинансировать очередную закупку автомобилей медицинской помощи. По машинам скорой помощи пока неизвестно, но надеемся, что обновление автопарка произойдет – Президент же сказал, что скорых со стопроцентным износом быть не должно.
Хочу отметить, что благодаря интенсивному обновлению автопарка с полным износом у нас остается всего пара автомобилей скорой помощи.
– С поддержанием автомобилей в технически исправном состоянии проблем не возникает?
– На базе учреждения имеется ремзона, оборудованная пятью подъемниками и двумя смотровыми ямами. Есть шиномонтажный участок с шиномонтажным и балансировочными станками, сварочный участок со сварочными аппаратами и газорежущим оборудованием. Имеется также токарный станок, хоть и старый, но в рабочем состоянии. В мастерских трудятся 10 слесарей, к слову, есть три вакантных места на работу в ремзоне.
В минувшем году закупили диагностический сканер, оборудование по промывке системы охлаждения, обширный перечень инструментов. Кстати, на данный момент денежных средств на это нам выделяется достаточно.
Есть поломки, которые мы сами в состоянии устранить. В принципе наши мастера выполняют почти все виды ремонта, даже кузовные и покрасочные работы. Если не можем справиться собственными силами, отправляем автомобили на станцию техобслуживания.
– А сколько автомобилей ежедневно задействуется на линии?
– Порядка 60 – медицинской помощи и около 30 – скорой. Это с учетом обслуживания не только города, но и Брестского района.
– Есть ли у вас технический автомобиль, который может выехать на помощь в случае поломки транспортного средства на линии?
– Нет. Если водитель не может устранить поломку на месте, буксируем машину в гараж на ремонт. К сожалению, на сегодняшний день не всегда есть чем заменить сломанный автомобиль.
Водители:
жесткий отбор, контроль и резво со спецсигналом
– Сколько водителей трудится в штате учреждения и какие требования к ним предъявляются?
– У нас – 123 водителя скорой и 84 – медицинской помощи. Вакантными остаются шесть ставок водителей скорой и 21 – медицинской. При устройстве на работу все водители проходят стажировку – как правило, две рабочие смены. На это время за стажерами закрепляются наставники, которые по окончании стажировки дают заключение о годности к дальнейшему управлению автомобилем.
Затем водитель в обязательном порядке проходит проверку знаний ПДД, а также инструктажи по технике безопасности и охране труда. К работе допускается только после успешного прохождения стажировки и сдачи зачетов.
– Есть специфика работы водителя скорой помощи?
– Водители работают по графику: день/ночь/два выходных. В течение смены все они находятся в режиме ожидания, в любой момент их могут вызвать на линию. Есть обычные вызовы, а есть срочные, которые требуют включения спецсигналов. Такое движение подразумевает особое внимание при проезде перекрестков и пешеходных переходов.
– С какими проблемами приходится сталкиваться водителям?
– Среди наиболее распространенных – ситуации, когда автомобилисты в потоке не уступают дорогу при движении скорой со спецсигналами. Честно говоря, у нас люди очень плохо реагируют на автомобили скорой, не понимают, что машина может спешить к его родным и близким.
В числе других сложностей – затрудненный проезд во дворах. Автовладельцы часто загромождают проезды, и скорая не может подъехать к подъезду.
– Как должна двигаться машина с включенными спецсигналами?
– Водитель имеет право отступать от Правил дорожного движения: автомобиль скорой может превышать установленную на дорогах скорость, проезжать на запрещающий сигнал светофора. Главное, чтобы риск был обоснован.
Тем не менее даже с включенным спецсигналом водитель должен выбирать скоростной режим, который не окажет влияния на безопасность дорожного движения. Разумеется, требуются повышенная концентрация и внимание. Когда счет жизни пациента идет на секунды, необходимо доставить его в медучреждение как можно скорее и без происшествий.
При движении со спецсигналами нужно удостовериться, что другие водители видят и пропускают автомобиль и что на проезжей части нет пешеходов.
– Часто скорые попадают в ДТП?
– В минувшем году у нас было одно серьезное дорожно-транспортное происшествие.
Водитель, двигаясь на скорости около 110 км/ч с включенными спецсигналами, совершил смертельный наезд на пешехода на регулируемом переходе. Пожилой мужчина переходил дорогу на разрешающий сигнал светофора. В силу возраста он имел проблемы со слухом и, кроме того, находился в состоянии алкогольного опьянения.
Но вина водителя была признана. Он не убедился в безопасности движения, не был достаточно внимателен. Хотя, по правде говоря, был опытным и дисциплинированным. Его лишили права управления транспортным средством, выписали штрафные санкции. Кроме этого, ему пришлось за свой счет восстанавливать автомобиль.
– Насколько серьезное наказание за нарушение ПДД, создание аварийных ситуаций на дороге применяется к сотрудникам предприятия?
– Согласно коллективному договору, за подобные нарушения у нас предусмотрено лишение премии в полном объеме. Если совершено ДТП и автобазе нанесен материальный ущерб, то восстановление транспорта проводится за счет виновного.
– Расскажите, как в учреждении ведется работа по обеспечению безопасности дорожного движения?
– В штате автобазы имеется должность инженера по БДД. В его обязанности входит осуществление систематического контроля выполнения водителями автобазы ПДД и технической эксплуатации автомобилей. Проводятся ежемесячные занятия по техническому минимуму с обязательным приемом зачетов на знание ПДД.
Кроме того, осуществляется разбор всех ДТП с анализом причин возникновения, принимаются меры для их устранения. Ежеквартально проходят занятия с водителями автомобилей скорой помощи на предмет использования спецсигналов. Проводится контроль за работой водителей с выездом в обслуживаемые автобазой лечебные учреждения города и района.
Все автомобили перед выездом на линию осматриваются специалистом контрольно-пропускного пункта на предмет технически исправного и санитарного состояния. В случае обнаружения неполадок транспортное средство к эксплуатации не допускается. Водители также в обязательном порядке проходят ежедневное предрейсовое медосвидетельствование.
Для повышения безопасности движения автомобили скорой помощи оборудованы видеорегистраторами. Помимо этого, в нынешнем году на все транспортные средства автобазы будет установлена также GPS-навигация, приборы уже закуплены.
Людмила НИКОЛАЙЧУК, «ТБ»