Двадцать четыре на семь

В канун Дня чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Беларусь председатель совета ветеранов УГАИ МВД Республики Беларусь полковник милиции в отставке Александр Михайлович Кузьменко и старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Александр Бруй познакомили нас с человеком уникальной судьбы.

Путь от инспектора ДПС отдела ГАИ г. Минска до заместителя начальника УГАИ МВД Республики Беларусь полковника милиции в отставке ветерана ГАИ Валерия ТРУБНИКОВА пришелся на разные периоды развития и становления нашей страны.

Сегодня Валерий Михайлович и его супруга Вера Петровна вспоминают эти годы по-разному. И в этом нет ничего удивительного. 30 лет, как и положено настоящему офицеру, Валерий Трубников исправно нес службу. Его супруга, как и подобает хорошей жене офицера, никогда не задавала мужу лишних вопросов, но всегда за него волновалась.

Почему? Просто время было такое.

– Познакомились мы на танцах, – заулыбался Валерий Михайлович. – Молодые были. Верочка – просто красавица. Я тоже ничего. Вот и поженились в 72-м. А через год я институт закончил…

После окончания факультета гражданского дорожного строительства Белорусского политехнического института, в 1973-м, тогда Валерию Трубникову было 23 года, он пришел на службу в ГАИ г. Минска инспектором ДПС.

Первая форменная одежда, первый служебный транспорт, которым стал мотоцикл… Пожалуй, на этом юношеские представления о службе закончились. Началась суровая правда жизни, наполненная тесным общением с участниками дорожного движения и выездами на ДТП.

Вспоминая начало службы, Валерий Михайлович становится очень серьезным:

– Хорошо помню, как остановил первого нетрезвого водителя. Он мне сразу предложил деньги взять и разъехаться. Я отказался. Водителю это, конечно, не понравилось.

Еще у меня запоминающееся дежурство выдалось. День дипломатических переговоров с нетрезвыми нарушителями дорожного законодательства – иначе не назовешь. Я нес службу на площади Победы. Остановил машину – водитель пьян и ехать на освидетельствование не хочет. Разговариваем, соглашается, везу, оформляю все необходимые документы, передаю, возвращаюсь на пост. Останавливаю вторую машину – снова пьяный водитель. Как и у предыдущего, ехать к медикам желания нет. Разговариваем, соглашается, везу, оформляю, передаю, возвращаюсь. Останавливаю третью машину… В общем, за смену ситуация девять раз повторилась.

– Может, день какой праздничный был? – не удержались мы от вопроса.

– Нет. Самый обычный.

Из 17 лет работы в столичной Госавтоинспекции, в том числе в должности инспектора по организации дорожного движения, более 10 лет Валерий Михайлович служил начальником штаба. Эти годы кратко, но очень точно описывает Вера Петровна:

– Приходил с работы к полуночи, в 2 часа ночи звонили по телефону, и он уезжал. Возвращался часам к 6 утра, а к 9.00 – вновь на работу.

Ночные, впрочем, как и дневные, выезды на дорожно-транспортные происшествия и сегодня являются неотъемлемой частью работы сотрудников ДПС. Но уже тогда происходили настолько тяжелые ДТП, что память хранит их до сих пор.

– Помню, как автобус сгорел, – рассказывает Валерий Михайлович. – Он ехал по 62-му маршруту и на улице Радиальной столкнулся с бензовозом, водитель которого и был виноват в аварии. Мы приехали очень оперативно, но пожар был настолько сильный, что автобус охватило пламенем. Он выгорел за считанные минуты. Погибло 35 человек. Страшная трагедия произошла и на Партизанском проспекте (линия демонтирована в 1991 году. – Е.П.). Один трамвай сошел с рельсов и оказался на пути другого. Произошло лобовое столкновение. Очень много людей тогда погибло. Вспоминать до сих пор тяжело.

В 1986 году одним из самых главных испытаний на сплоченность, выдержку и личное мужество инспекторов ГАИ стала чернобыльская катастрофа. 3 мая было принято решение об эвакуации населения из 30-километровой зоны от ЧАЭС.

– В пострадавшие районы прибыли инспекторы ГАИ Гомельщины, – делится воспоминаниями председатель совета ветеранов УГАИ МВД Республики Беларусь Александр Кузьменко, возглавлявший в то время Госавтоинспекцию Гомельской области. – Мы занимались отправкой и сопровождением колонн транспорта, регулированием движения. Посты ГАИ были выставлены на всех дорогах, ведущих в зону отчуждения. Учитывая масштабы бедствия, своих сил не хватало. К нам в помощь были командированы сотрудники Госавтоинспекции из всех регионов. Дважды командировался и Валерий Михайлович.

– Работа велась круглыми сутками, – добавляет Валерий Трубников. – Несмотря на то что основная масса населения была эвакуирована в ночь на четвертое, транспортный поток не спадал достаточно долго, причем в обоих направлениях. Из зоны отчуждения продолжалась эвакуация, возвращались ликвидаторы. В чернобыльскую зону ехали новые специалисты, перевозились средства, необходимые для ликвидации последствий аварии.

– Поток машин был очень внушительный. Но, что примечательно, не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия, – подчеркнул Александр Михайлович. – Все понимали: любая задержка в пути может остановить сотни машин. Белорусы – уникальный народ. Умеем сплотиться в горе. Низкий поклон и самые искренние слова благодарности – всем ехавшим тогда там водителям.

В 1990 году Трубников был назначен командиром батальона ДПС отдела ГАИ Минской области. Ответственность увеличилась в разы, ведь теперь в его подчинении было более 200 офицеров.

– Инспекторы, как и все люди, очень разные. К каждому свой подход нужен. В те годы шли служить по призванию, но служба, как и любая гражданская работа, имеет свои особенности, – продолжил Валерий Михайлович.

В деятельности инспектора ДПС очень много тонкостей. Здесь важны знания законодательства, умение общаться с людьми, постоянная готовность к самым непредсказуемым поворотам дорожных событий, многие из которых требуют выдержки и терпения. Ведь одно дело увидеть результат ДТП через окно своего автомобиля или в новостной телехронике, и совершенно другое – находиться на месте трагедии и понимать, что изменить уже ничего не получится.

Особой заботой в те годы стала борьба с пьянством за рулем.

– Мы постоянно выезжали в рейды. За одно дежурство можно было задержать 20 и даже больше водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Наказывали за такие нарушения в разное время по-разному. Но в практику прочно вошло проведение заседаний комиссии по выработке решения прямо по месту работы нарушителя, причем в присутствии всего трудового коллектива. Это была очень эффективная воспитательная мера, ведь и коллектив нес ответственность за своего товарища.

Выезд на дорогу в нетрезвом состоянии многие не одобряли. Люди высказывали свое возмущение действиями коллеги, но при этом всегда приходили к единодушному решению: единичный это случай или пьяная езда является нормой поведения нарушителя. Учитывая все эти факторы, комиссия и принимала решение.

– Сейчас люди другими стали, очень изменились, – подметила Вера Петровна. – Все больше на себя и свои интересы ориентированы. Посмотрите, что во дворах происходит: все машины здесь, а не на стоянках. Это никакая не спешка или современный ритм жизни. Здесь уже эгоизм прослеживается. Даже в беде ведут себя иначе.

– Раньше, если происходило дорожно-транспортное происшествие, все на помощь приходили, – поддержал супругу Валерий Михайлович. – Машины останавливались, водители и пассажиры бежали к месту аварии и в первую очередь смотрели, есть ли пострадавшие, как помочь. В случае необходимости даже сами их извлекали из разбитых авто. Мобильных телефонов тогда не было, но скорую помощь вызвать всегда находили возможность. А как сейчас?

– Региональные и республиканская ГАИ не раз проводили тематические мониторинги, – рассказывает старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь Александр Бруй. – Действительно, на дорожные происшествия окружающие реагируют по-разному: 70% водителей и даже больше проезжают мимо. Случается, и скорые не останавливаются. Что касается мобильных телефонов, то зачастую молодежь применяет их вовсе не по назначению – вместо вызова помощи начинают фотографировать.

Вместе с тем пьянство за рулем стало не единственным отличием лихих девяностых. Те, кто застал это время, наверняка помнят, что самым распространенным криминальным бизнесом тогда был рэкет.

Парни в «трениках» ничего не производили и ничего не продавали. Они просто паразитировали на страхе людей перед беспределом «братков». Ведь если сегодня не отстегнешь им определенную сумму, завтра можешь потерять значительно больше: машину, квартиру, здоровье или даже жизнь.

В это же время выросло и число краж транспортных средств. В связи с этим в 1994 году одной из приоритетных задач ГАИ становится борьба с преступностью на дорогах. Приказом МВД Республики Беларусь развертывается сеть участков дорожной милиции (УДМ). Цель – повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению угонов транспортных средств, разбойных нападений на участников дорожного движения, других правонарушений на автомобильных дорогах страны.

– Один участок дорожной милиции обслуживал не менее 50 километров дороги, – вспоминает Валерий Михайлович. – Это были своеобразные мини-райотделы. В их состав входили группы оперативных работников криминальной милиции, общественной безопасности, административной практики, дознания и розыска, связи и спецтехники. Располагались они прямо на дороге. С их работой я тесно столкнулся в последние годы службы в ГАИ Минщины, а с 1996 года уже организовывал взаимодействие, служа начальником отдела ДПС республиканской ГАИ. Со временем, выполнив возложенные на них функции, УДМ прекратили свое существование. Но произошло это не сразу.

Вместе с тем 1996 год стал для Валерия Трубникова новой отправной точкой. Служба в должности начальника отдела ДПС, а с 2000-го – заместителя начальника УГАИ МВД Республики Беларусь потребовала полной мобилизации сил. Как вновь подметила Вера Петровна: «Дома муж стал бывать еще реже – сплошные командировки…». А ведь наряду с частными служебными поездками, ему было чем заняться и на рабочем месте.

После развала СССР и завершения переходного периода (1991–1996 гг.) Госавтоинспекция молодой Республики Беларусь вела свою деятельность в трудных условиях. Законодательная база, регулирующая нормы дорожного движения, не соответствовала новым правовым отношениям, а структура и направления деятельности ГАИ требовали реформирования.

Как известно, каждому из таких важных изменений или даже дополнений всегда предшествует серьезная подготовка. Поэтому работа над уже утвержденными в 1996 году Правилами дорожного движения не остановилась. Вопросы совершенствования ПДД обсуждали в трудовых коллективах, да и каждый участник дорожного движения мог самостоятельно внести предложение, которых, кстати, поступало достаточно много. Проделанная работа по обобщению мнений граждан и рабочих групп трудовых коллективов организаций дала возможность в 2003 году вступить в силу усовершенствованным Правилам дорожного движения, где критерием оценки вносимых новшеств явились обеспечение безопасности людей и соответствие требованиям Женевской конвенции.

Важным шагом стало принятие вступившего в силу в 2002 году Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». Он определил правовые и организационные основы дорожного движения в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов, защиты интересов общества и государства, а также охраны окружающей среды.

В то же время предметом особой заботы стало приведение нормативно-правовой базы деятельности подразделений ГАИ в соответствие с международными конвенциями и соглашениями. А в декабре 2002 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции, в соответствии с которым ГАИ выполняет свои задачи, функции и сегодня.

– Над составлением проектов этих документов трудились многие. Как и все, я вносил свои предложения, принимал участие в изучении и обобщении поступающих инициатив, – прокомментировал Валерий Трубников. – Время было такое. Эту работу надо было выполнить качественно и в установленные сроки.

Без внимания Валерия Михайловича не осталось и еще одно важное направление – совершенствование мастерства инспекторов ДПС. Так, еще в 1998 году был проведен первый смотр-конкурс профессионального мастерства сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ. Традиция его проведения дошла и до наших дней – в следующем году состоится 20-й по счету смотр-конкурс.

В отставку по выслуге лет полковник милиции Валерий Трубников вышел в 2003 году. За 30 лет безупречной службы ветеран Госавтоинспекции награжден рядом ведомственных медалей. Но именно тогда, когда появилась реальная возможность уделить все время семье, судьба преподнесла страшный удар.

– Знаете, мне Валера никогда ничего не рассказывал, – после продолжительной паузы очень тихо произнесла Вера Петровна. – Он всегда все в себе держал. Многое из того, о чем сегодня говорили, так подробно я и не знала.

– Служба есть служба. Офицерам болтать не положено, – очень серьезно и в то же время ласково ответил жене Валерий Михайлович.

Да. Так бывает. 30 лет постоянного напряжения, колоссальной ответственности и крайне неравнодушного отношения к безопасности людей не всегда проходят бесследно. Сейчас Валерий Михайлович не может самостоятельно
выйти из дому по состоянию здоровья. Но в семье Трубниковых говорить об этом и тем более жалеть не принято. Жизнь есть жизнь. Такая, какая есть.

– В сентябре мы отметили 45-летие со дня свадьбы, – гордо говорит Вера Петровна. – Дети, внуки, друзья – за праздничным столом собрались все. Это большое счастье, когда тебя окружают любимые и любящие люди.

К Трубникову часто приходят сослуживцы. Вместе они вспоминают годы службы, делятся новостями и рассказывают о событиях, происходящих с ними сейчас. Не оставляет без внимания Валерия Михайловича и совет ветеранов УГАИ МВД Республики Беларусь. Его представители постоянно оказывают необходимую помощь и всячески поддерживают. В этом году к Дню ветерана милиции было принято решение сделать Валерию Трубникову важный и, главное, нужный подарок. Чтобы круг общения ветерана стал еще шире, ему подарили ноутбук.

Теперь Валерий Михайлович может общаться 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ» и из архива семьи Трубниковых

 

Напомним

Во времена существования СССР во всех республиках, входивших в его состав, 10 ноября праздновался День милиции. После распада Союза профессиональный праздник белорусских правоохранителей был перенесен на 4 марта. Но для многих сотрудников нашей милиции, служивших или начинавших службу во времена существования Белорусской ССР, 10 ноября остался праздничным днем.

Вместе с тем в календарях как ранее существовавшего СССР, так и молодой Республики Беларусь не было официальных дат ежегодного чествования пенсионеров милиции. В 2007 году решение было принято без колебаний. Днем чествования ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД Беларуси стало 10 ноября.

По сложившейся традиции в этот день все мы обращаем взоры на людей, слагавших историю развития и становления нашей милиции. Людей, чей трудовой путь был посвящен бескорыстному служению гражданам – обеспечению их безопасности..

Добавить комментарий