Дробью по дронам

Посещение Президентом Беларуси российской выставки «Демонстрация решений отрасли беспилотных авиасистем (БАС)» актуализировало вопрос о том, что именно наша страна может почерпнуть из многообразного российского опыта производства БАС, их использования или, напротив, борьбы с ними. У всех на слуху продвинутые технические решения. Однако стоит обратить внимание и на финансовые, организационные, образовательные, регуляторные аспекты «моды на беспилотники», особенно применительно к безопасности транспортного комплекса.

Живительный сквозняк

Главная «беспилотная» новость – оптимизация федеральных проектов и программ БАС. Дело не только в том, что на горизонте забрезжил финал СВО или в экономике обозначился тренд на замедление. У госпрограмм (а они разные: гражданские и военные, дроновые и антидроновые) есть привычка дублировать друг друга. Чтобы не платить за одно и то же дважды, необходимы аудит и ревизия затрат.

Справка «ТБ». Затраты на федпроект «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» урезаны на треть: первоначально они оценивались в 267,1 млрд российских рублей, в новой редакции – в 190,34 млрд.

Существуют сквозные разработки (НИОКР), результаты которых могут быть востребованы разными отраслями, благодаря чему не нужно всякий раз изобретать новый «велосипед». Россияне на 27% снизили финансирование мероприятий по разработке новых типов БАС и их комплектующих за счет компенсации затрат на сквозные НИОКР – с 125,7 млрд до 82,5 млрд. Почти втрое (с 17,2 млрд до 5,82 млрд) урезали финансирование «разработки новых унифицированных решений в обеспечение реализации концепции интеграции БВС в единое воздушное пространство» по тем же «сквозным» причинам. А еще в 2,5 раза (с 37,2 млрд до 15,5 млрд) сократили затраты на организацию серийного производства новых БАС, компонентов и подсистем.

В старой версии нацпроекта деньги заказчиков были учтены сразу. В новой  те же госзаказчики будут самостоятельно закупать необходимое им количество БАС – по потребностям. Если кому-то сложно скалькулировать таковые, существуют специальные экономические сценарии применения БАС, составленные Минпромторгом.

Модель, опирающаяся на экономическую целесообразность, не только экономит бюджетные деньги, но и сокращает риск «попила» на модной теме. «Сквозняк» для НИОКР и типовые экономические сценарии вполне могут быть использованы и в Беларуси, особенно с учетом перспективы развертывания производства БАС.

По штату и по периметру

У нас в стране наиболее известный пример применения дронов органами охраны правопорядка – ГАИ Брестской области. В российской транспортной полиции решили такие подразделения сразу стандартизировать и поставить на поток.

Справка «ТБ». В транспортной полиции России подразделения по применению и эксплуатации робототехнических комплексов и БПЛА предполагают штатную численность 29 сотрудников. Согласно данным МВД России, обучение по управлению БПЛА прошли 313 полицейских, эксплуатирующих 75 беспилотников.

FPV-охрана гражданских объектов (включая транспортные) – одно из перспективных направлений применения БАС Тг «Беспилот»
Специалисты по железнодорожной безопасности учатся управлению БПЛА Тг «Беспилот»

Не менее интересен опыт охраны гражданских объектов с помощью FPV-дронов. Многие российские БПЛА (для примера приведем дроны МАИ) разрабатывались в том числе и под эту задачу. Комплектовать соответствующие службы обещают ветеранами СВО – многое в идее постов FPV-охраны заимствовано из военного опыта.

FPV-пост не заменяет уже функционирующие системы охраны – он интегрируется в них, дополняя уже имеющиеся техсредства. На протяжении 2024 года производились отработка сценариев охраны, создание специальных наземных комплексов, обкатка методик и бесшовная интеграция новых FPV-ролей в системы охраны объектов.

Есть дроны для охраны объектов и есть средства охраны объектов от дронов. Ключевая проблема здесь – опознавание «свой-чужой». Так вот, на базе ГАИС «ЭРА-Глонасс» недавно была запущена система идентификации дронов, позволяющая принудительно сажать их в охраняемой зоне. Увы, пока речь идет только о БПЛА, оснащенных X-SIM-платой для передачи данных.

Не остается в стороне от использования БАС и железная дорога. Федеральное госпредприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» разработало и утвердило программу обучения охране объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и подвижного состава с помощью дронов. Сообщается, что первая группа специалистов завершила курс подготовки в марте 2025 года.

Аэропорты под прицелом

Впрочем, есть гораздо более чуткий к «беспилотным» угрозам вид ОТИ – аэропорты. Авиаторы чаще других транспортников жаловались на чехарду в вопросах регулирования и обеспечения безопасности. Поэтому у них сейчас наблюдаются наиболее заметные новации в вопросах, связанных с БАС, особенно после обещания президента Владимира Путина «открыть небо».

Во-первых, Росавиация направила в регионы методику частичного снятия ограничений на полеты гражданских БПЛА. Для начала изменения затронут 58 регионов России с базовым уровнем реагирования. При этом разрабатывается отдельный класс воздушного пространства для дронов: для массовых БАС – до 120 метров, для тяжелых аппаратов – 200–400 метров.

Во-вторых, Минобороны РФ протестировало новую систему РЭБ для защиты аэропортов от БПЛА. О достоинствах новинки сообщается лаконично: эффективна в разных климатических условиях, не создает помех для авиаоборудования, в первую очередь будет поставлена в приграничные аэропорты. Разрешение на использование определенных частот для подавления дронов, обычно довольно проблемное, уже получено.

В-третьих, в январе Минтранс России утвердил новый перечень вооружения для транспортной безопасности, позволяющий нейтрализовать практически любые беспилотники: воздушные, надводные, подводные, наземные. И опять больше всех повезло аэропортам – как и военные, они несколько лет подряд просили у начальства обычные дробовики, вполне справляющиеся с легкими БПЛА.

С 1 сентября охрана аэропортов получит запрашиваемые техсредства, в том числе длинноствольные ружья, к каждому из которых приложены 50 патронов неснижаемого запаса и 200 учебных. Важный урок: в поиске решений не стоит забывать про самые простые.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий