Минтранс Беларуси поручил областным автодорам принимать решения о введении весенних ограничений, исходя из складывающейся ситуации. В РУП «Витебскавтодор» обследовали состояние дорожной сети и решили никаких ограничений не вводить. Это связано с комфортной малоснежной зимой.

Следите за знаками
Как пояснил в интервью «ТБ» начальник отдела содержания автодорог, мостов, сооружений и безопасности движения РУП «Витебскавтодор» Дмитрий Боровик, «дороги не так сильно промокли, чтобы ограничивать нагрузки. Но владельцы автотранспорта, занимающиеся перевозками грузов, должны знать базовые нагрузки каждой дороги. К примеру, в Витебской области 1077,8 км республиканских автодорог имеют ограничения несущей способности на ось до 6 тонн. Как правило, это дороги четвертой категории, построенные еще до 1991 года, когда не было большегрузной техники. На них установлены соответствующие дорожные знаки – водители обязаны учитывать их, если везут тяжеловесные грузы в любое время года».
Если очень надо
За местную дорожную сеть отвечает областная власть. Витебский облисполком в этом году на местных дорогах с 14 марта по 30 апреля ограничил движение транспортных средств и самоходных машин, нагрузка на одиночную ось которых составляет более 6 тонн, при их движении по местным автодорогам общего пользования третьей категории, и не более 5 тонн по дорогам четвертой – шестой категорий.
Правда, временные ограничения, устанавливаемые на весенний и летний периоды, не распространяются на транспортные средства, самоходные машины, осуществляющие перевозки пассажиров, лекарственных средств, дизельного топлива, бензина, сжиженного газа и моторного масла, битумов дорожных, бетонных и асфальтобетонных смесей, семенного фонда, зерна, кормов для сельскохозяйственных животных, семян рапса, минеральных удобрений, отходов животного происхождения для их утилизации и (или) переработки, живых животных, молока и молочных продуктов, цветов, почты и почтовых грузов, скоропортящихся грузов, грузов гуманитарной помощи.
Также исключения сделаны для транспортных средств, осуществляющих перевозки для обеспечения обороноспособности, правопорядка, предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций. Но особенно интересным видится следующий пункт постановления, которым допускается перегруз транспортных средств: осуществление перевозки для строительства объектов в целях развития Витебской области. По сути, под него можно подвести перевозку любых стройматериалов для строительства любых объектов.
Позаботились в Витебском облисполкоме и о предприятиях коммунальной собственности – освобождаются транспортные средства и самоходные машины, осуществляющие деятельность по возведению, реконструкции, эксплуатации (содержанию и текущему ремонту), капитальному ремонту местных автодорог общего пользования, а также выполняющие доставку древесного и торфяного топлива на теплоисточники жилищно-коммунального хозяйства.
Отдельное внимание – экспортерам: допускаются перевозки жести белой, торфа верхового кипованного и грунтов торфяных питательных при их поставке на экспорт.
И это еще не все. При наличии специального разрешения на проезд тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автодорогам общего пользования в весенний период допускается проезд по местным дорогам общего пользования с превышением допустимых параметров транспортным средствам, перевозящим импортные грузы государств – членов Евразийского экономического союза, начавшим движение из пункта загрузки за пределами Республики Беларусь до 14 марта.
Как пояснила «ТБ» начальник управления развития, содержания автомобильных дорог и безопасности дорожного движения КУП «Витебскоблдорстрой» Надежда Бойкова, местные дороги строились в те времена, когда не было 20-тонных самосвалов и других тяжеловесных транспортных средств. Многие из них имеют гравийное и грунтовое покрытие. Они сильнее, чем асфальтированные, подвергаются природным воздействиям, а потому нагрузка на них в весенний период приводит к разрушениям.
«В наши филиалы периодически звонят граждане и информируют, что большегрузная техника, часто это лесовозы, разбивает дорогу так, что по ней потом не может проехать легковушка или автобус», – констатирует Надежда Бойкова.
Дорожная одежда нуждается в покое
Получается, что власти поняли: сохранность дороги не является самоцелью. Она должна выполнять свою функцию – возможность доставить груз в нужное время в нужное место. С другой стороны, весенние ограничения вводились всегда не забавы ради. Весна – особый период для дорожного хозяйства. В связи с погодными условиями происходят явления, которые приводят к изменениям характеристик автомобильной дороги.
Вот самые основные из них. Первое: переувлажнение земляного полотна, которое ведет к потере прочности конструкции и, как следствие, разрушению дорожной одежды. Второе: с началом потепления «просыпаются» и подземные воды. Грунты пропитываются влагой и начинают «плыть». Проезд тяжелых транспортных средств в этот период может привести к просадкам, образованию трещин и даже проломам дорожной одежды. И третье: цикличные погодные воздействия, когда температура постоянно колеблется от минусовой к плюсовой. Такие температурные качели совместно с воздействием транспорта приводят к быстрому возникновению весенних деформаций и разрушений. Вода проникает во все возможные щели, заполняет ямы. При ночных заморозках жидкость застывает. В результате растут трещины, углубляются колеи, а небольшие ямки разрастаются.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»