Вот и ушел в небытие очередной, увы, неповторимый год. Каким он был для нас, что оставил в наследство, какие уроки преподал, на какие рубежи вывел и о чем заставляет задуматься?
Вопросов много, и они далеко не праздные. Ведь, ставя перед собой определенные цели и задачи, на пути к их осуществлению человек встречает немало преград. Вот, скажем, сел он утром за руль автомобиля и поехал на работу. Но не доехал – попал в ДТП и погиб. Пожилая женщина спешит в аптеку, чтобы купить лекарства, однако на пешеходном переходе ее сбивает машина. И в первом, и во втором случае погибли люди – участники дорожного движения. Получается, дорожная обстановка в тех роковых ситуациях была главенствующей над всеми жизненными обстоятельствами погибших.
Не хотелось бы говорить о грустном в праздничные дни, но, как говорится, жизнь людская не водица. Люди гибли и продолжают гибнуть на дорогах и городских улицах.
Как отметил на очередном заседании Гомельского горисполкома начальник отдела ЖКХ Дмитрий Романюк, одной из основных причин ДТП является несоблюдение правил проезда пешеходных переходов. Кроме того, среди причин аварий значатся нарушения проезда перекрестков и правил маневрирования. Чаще всего ДТП происходили в Советском и Центральном районах областного центра. Также здесь больше всего погибших – за 10 месяцев по 4 человека в каждом из этих районов. Вместе с тем по сравнению с 2016 годом уменьшилось количество ДТП по вине водителей общественного транспорта и с участием детей.
Насущная задача
Городские власти утвердили план мероприятий по обеспечению дорожной безопасности в Гомеле на 2018 год. К слову, ежегодно подобный документ принимается в работу.
Над ним кропотливо и профессионально работают чиновники, сотрудники ГАИ, дорожные и коммунальные службы. Но одно дело вдумчиво составить план и с учетом всех обстоятельств утвердить его, и другое – воплотить его в жизнь.
План 2017 года состоял из 34 пунктов, однако ряд мероприятий не был реализован из-за недостатка финансирования.
Ограждения, светильники, разметка
Для предотвращения внезапного появления пешеходов на проезжей части было решено установить ограждения в особо напряженных местах, прежде всего, напротив остановок общественного транспорта.
В 2017 году коммунальные службы установили более километра таких ограждений. Они появились на улицах Братьев Лизюковых, Ильича, Чечерской, Подгорной, Волотовской, Интернациональной и других. Однако для такого крупного областного центра, как Гомель, этого недостаточно. Поэтому в план 2018-го включено еще более 30 участков городских улиц, где из-за отсутствия ограждений люди могут свободно переходить с одной стороны на другую. Причем ранее на этих участках пешеходы уже попадали под колеса транспортных средств. Само собой, ограждения, или так называемые турникеты, направят людей к местам перехода с хорошим обзором для водителей.
И еще: для заблаговременного привлечения внимания водителей над дорожным полотном на переходах монтируются светодиодные светильники с датчиками движения, зажигающими свет при появлении пешеходов. Госавтоинспекция считает, что такими светильниками нужно оснастить все нерегулируемые переходы. В 2017 году их было смонтировано 56 – по улицам Пролетарской, Волотовской, Головацкого, Чечерской, Кирова. И, что очень важно, в первую очередь были подсвечены зебры в районах учреждений образования.
Начальник отдела организации дорожного движения областной ГАИ Руслан Колесников отметил, что в 2017 году на городские улицы нанесли более 30 тыс. квадратных метров новой разметки. Такую площадь освоили в основном за счет второстепенных дорог с малоинтенсивным движением. В то же время на проспекте Октября и улице Хмельницкого в прошедшем сезоне разметку не обновили. И там произошли аварии, в которых погибли люди. Заодно необходимо навести порядок с дорожными знаками.
Отдельного внимания удостоились коммерческие перевозчики, к которым много претензий. Заместитель начальника УГАИ УВД Гомельского облисполкома Сергей Кобрусев привел показательный пример их поведения на дороге:
– На улице Барыкина крайние правые полосы отведены для движения общественного транспорта, в том числе маршрутных такси. Большую часть времени эти полосы свободны, что дает водителям определенную свободу. На этом участке установлен датчик скорости автомобилей, однако до недавнего времени он был запрограммирован на фиксацию нарушений только в двух полосах. Мы на два дня изменили настройки, и за это время было зафиксировано 41 нарушение скоростного режима водителями маршруток. Причем один гонщик промчался здесь с превышением скорости в пять раз. С таким отношением к безопасности пассажиров ГАИ мириться не собирается.
Человеку на велосипеде – особое внимание
Как известно, Швеция – страна с самым низким уровнем смертности на дорогах в Европе. Шведский опыт по снижению аварийности очень ценен. Гомельчане, побывавшие у дорожных полицейских этой страны, с интересом ознакомились с их опытом.
Итак, снижения аварийности шведы добиваются за счет исключения пересечения потоков автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Для людей на велосипедах устроены велодорожки, для пешеходов – надземные или подземные переходы через все дороги, которые шире двухполосных. Эффективна еще одна мера – сужение проезжей части перед пешеходным переходом. Это заставляет водителей снижать скорость, в то же время сокращая расстояние перехода для пешеходов.
Строительство подземных переходов требует больших финансовых затрат, поэтому их сейчас даже не включают в перспективный план. Например, несколько лет назад было запланировано строительство перехода на Речицком проспекте, напротив торгового центра «Мандарин Плаза». Оказалось, что легко воплощать планы только на бумаге, а в реальности дальше задумки дело не пошло. Велосипедистам пока тоже радоваться особо нечему. И все же велосипедные дорожки в Гомеле будут строиться и развиваться. Это без сомнения, но на все нужны время и деньги.
…Мне вспомнились прогулки по Амстердаму. Удивило количество велосипедистов на улицах столицы. Приверженцев двухколесного транспорта здесь можно увидеть и днем и ночью, а в часы пик их – целые «тучи». В Голландии даже праздник такой есть – День велосипедиста. И памятник велосипедисту тоже есть. Он установлен в Гааге, выполнен из бронзы и весит 413 килограммов!
В Голландии все население, начиная от трехлетних детей и заканчивая глубокими стариками, садится на экологически чистый вид транспорта и колесит по дорогам. Благо выстроены они с учетом нужд любителей велосипеда. Буквально на всех улицах есть специальные велодорожки с разметкой, знаками с освещением и отдельные светофоры, многочисленные парковки и велосипедные прокаты. Словом, для велосипедистов там – рай земной! Нам об этом приходится только мечтать. Но вот что интересно: в Голландии ведь не просто так пересели на двухколесный транспорт. Это было осознанной необходимостью, поскольку с ростом автомобилизации увеличилось и количество пробок на дорогах, и число ДТП. Не кажется ли вам, что мы идем тем же путем?
Возвращаясь к теме велодорожек в Гомеле, следует отметить, что, по задумке ГАИ, они должны охватить улицы Советскую, Хатаевича, Свиридова, Огоренко, Чечерскую, Каменщикова, бульвар газеты «Гомельская правда», улицы Кожара, Свиридова, Царикова, Федюнинского, Барыкина, Хмельницкого, Ильича, проспекты Космонавтов, Речицкий и Октября, улицы Мележа и 60 лет СССР. А в последствии появятся и на многих других улицах города над Сожем.
Из ранее определенных мероприятий по повышению пропускной способности улиц и безопасности движения в план 2018 года перенесено строительство кольцевых развязок на пересечениях улиц Хатаевича – Мазурова – Восточный обход и улиц Объездная – Давыдовская – Речицкий проспект и др. Строительство системы освещения дороги Новая Белица – Кленки – Рудня Споницкая переносится из плана в план уже четвертый год. Снизить аварийность и повысить пропускную способность должен капитальный ремонт улиц Бочкина, Жемчужной и Каменщикова.
Предстоит также построить островки безопасности для пешеходов на улицах вокруг Центрального рынка, оборудовать перилами подходы к переходам для людей с ограниченными возможностями. В плане – строительство тротуаров по улицам 50 лет Гомсельмаша, Рогового, Иверской, Книжному и Интернациональному проездам, вдоль местных проездов на улицах Хмельницкого и Космической. А улицы Чехова и Университетскую предлагают расширить до семи метров каждую и одновременно устроить на них тротуары, конструктивно отделенные от проезжей части. На Хатаевича, Новополесской и Плеханова организуют дополнительные парковки.
Тема парковок также остается насущной. Администрации районов города Гомеля и Госавтоинспекция не упускают ее из виду. Как видим, планы – большие, и работа на 2018 год предстоит также большая и ответственная. Как говорится, были бы финансы, а с остальным проблем не будет. Дорожная безопасность, комфорт и культура на городских транспортных артериях для участников дорожного движения должны быть такими же привычными, как свежий воздух и чистая вода. Но не следует надеяться только на то, что все это нам преподнесут на тарелочке с голубой каемочкой. Многое зависит и от нас. Так давайте же вносить свой личный вклад в улучшение дорожной обстановки: не будем нарушать ПДД, станем культурными и законопослушными везде, где бы ни находились, в том числе и за рулем.
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»