Пресс-конференция «Профилактика дорожно-транспортных происшествий в зимний период. Вопросы качества обучения в автошколах республики» прошла 22 января в пресс-центре Дома прессы.
Участие в ней приняли представители Министерства транспорта и коммуникаций, а также организационных структур ДОСААФ.
Начальник сектора транспортной безопасности Минтранса Павел Бречко акцентировал внимание на трех основных моментах профилактической работы по предотвращению ДТП: водителе, дороге, автомобиле.
Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» разработал учебно-методические материалы для проведения ежегодных занятий с водителями по повышению их профессиональной компетенции. Материалы содержат информацию о типичных дорожно-транспортных происшествиях и особенностях управления автомобилем в сложных дорожных и метеорологических условиях.
Кроме того, институт ежегодно организует семинары и курсы повышения квалификации для специалистов по безопасности дорожного движения.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» организации независимо от формы собственности и индивидуальные предприниматели один раз в три года организовывают проверку знаний водителями Правил дорожного движения.
В целях предупреждения ДТП проводится единый день безопасности дорожного движения. Ежегодно проходит конкурс на лучшую организацию, осуществляющую подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей автомобилей. В его рамках определяют лучших преподавателя, мастера производственного обучения управлению автомобилем, методическое пособие. В прошлом году победителем стал Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов имени Д.М. Карбышева ДОСААФ.
Что касается профилактических мер на дорогах, то они определены нормативными документами (ТКП 100-2018 (02191) «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог», СТБ 1291-2016 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).
Дорожные организации в установленные сроки производят обработку проезжей части противогололедными материалами, уборку снега, в том числе с обочин, разделительных полос, площадок для остановки маршрутных транспортных средств и отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек.
В зимний период для содержания сети автомобильных дорог задействуют около 680 пескосолераспределителей, 150 автогрейдеров, 250 погрузчиков, 620 тракторов и 90 роторных установок.
Ежегодно Минтранс утверждает Перечень мероприятий по использованию средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Средства направляются на ликвидацию наиболее опасных по концентрации ДТП участков. На разделительной полосе устанавливаются тросовые ограждения, а также ограждения барьерные, пешеходные и из сеток, которые препятствуют выходу на проезжую часть диких животных.
В отношении автомобилей важнейшее значение имеет их техническое состояние. Именно поэтому Минтранс делает акцент на повышении доступности услуги гостехосмотра и уровня обслуживания на диагностических станциях.
В 2018-м было введено в эксплуатацию пять новых станций – в Минске, Витебске, Калинковичах, Ляховичах, Слониме. Всего в Беларуси по состоянию на 1 января 2019 года их насчитывается 232. На многих реализована услуга предварительной записи на гостехосмотр через интернет. Перечень таких станций есть на сайте УП «Белтехосмотр».
Госпошлину за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении можно оплатить посредством ЕРИП. Вскоре таким образом станет доступна и оплата контрольно-диагностических работ.
Докладчик уточнил: на диагностических станциях УП «Белтехосмотр» уже реализована возможность оплаты всего спектра услуг через ЕРИП. Кроме того, на сайте предприятия можно проверить срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Такая услуга особенно востребована при приобретении транспортного средства новым владельцем.
Заместитель начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Андрей Гладкий дополнил выступление коллеги статистическими данными.
Подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей механических транспортных средств в 2018 году в Беларуси осуществляла 451 учебная организация, 350 из них сертифицированы УП «Белтехосмотр», остальные – Белорусским государственным институтом метрологии и иными аккредитованными органами по сертификации. Учебные организации равномерно распределены по территории страны и полностью удовлетворяют потребности населения в услугах по подготовке водителей механических транспортных средств. В подтверждение своих слов докладчик привел данные 2006 года – тогда в 14 районах Беларуси вообще отсутствовали автошколы.
За 2018-й в стране было подготовлено 116 605 водителей транспортных средств разных категорий, что на 8,8% больше, чем в 2017-м. 61,7% от общего количества – водители категории В.
В системе Минтранса подготовку водителей осуществляли 24 учебные организации. Наиболее весомый вклад они внесли в подготовку водителей категорий D, BE, CE и DE. При этом квалификационный экзамен в ГАИ с первого раза сдали 62,8% выпускников учебных организаций Минтранса. Общереспубликанский показатель составляет 56,1%.
О том, какую роль в подготовке водителей механических транспортных средств играет ДОСААФ, рассказал заместитель председателя по учебно-технической деятельности центрального совета общественной организации Александр Драгун.
Доля ДОСААФ – более 34% от общего количества получивших водительское удостоверение в 2018 году. Учебными организациями оборонного общества было подготовлено 39 803 водителя.
Важный критерий подготовки – сдача экзамена в ГАИ с первого раза. И здесь ДОСААФ тоже на высоте. Ее показатель существенно выше общереспубликанского – 64,2%. Для сравнения: в авто-
школах негосударственной формы собственности – всего 45,4%.
– Вопросам качества обучения мы придаем очень большое значение, – резюмировал спикер. –
У нас хорошая материально-техническая база: 502 учебных класса, 151 автодром, 1,5 тысячи учебных единиц транспорта, 343 преподавателя, из них 55% – высшей категории, 35% – первой. Ведущее место отводится практическому обучению. Управлению автомобилями курсантов учат 658 мастеров производственного обучения. Из года в год мы повышаем качество. Но я всегда говорю, что надо стремиться к 100%. Когда достигнем этого, тогда сможем сказать, что у нас – качественная подготовка и учебный процесс отвечает современным требованиям.
Преподаватель Ленинской РОС ДОСААФ г. Минска Анатолий Гладкий придерживается того же мнения.
– Качество подготовки водителей начинается в автошколе, – говорит он.– Когда человек приходит к нам, мы его настраиваем на серьезную работу.
Свою позицию преподаватель высшей категории аргументирует статистикой ДТП. Примерно 15% аварий происходит по причине состояния дорог, столько же – из-за неисправности транспортных средств, остальные 70% – по вине сидящего за рулем человека. Это очень серьезная проблема. Сегодня автомобиль уносит жизней больше, чем любой другой вид транспорта или иной вид деятельности. Ежегодно на дорогах планеты гибнет около 1 млн человек, не говоря уже о тех, кто получает травмы.
На программу подготовки водителей у Анатолия Гладкого – свой взгляд. Он убежден: многое из того, что сегодня изучают курсанты, на дороге им не понадобится, как, например, на каком уклоне надо проверять стояночный тормоз легкового автомобиля в снаряженном состоянии, какой люфт рулевого управления грузового автомобиля, созданного на базе легкового, какова длина сочлененного автобуса или троллейбуса.
Из списка основных терминов стоило бы исключить понятия, которые уже давно и прочно вошли в нашу жизнь: автомобиль, автобус, газон и другие.
По мнению преподавателя с многолетним опытом, водителю, практически не разбирающемуся в машине, совсем необязательно знать подробно неисправности, наличие которых запрещает участие в дорожном движении. Этой информацией прекрасно владеют специалисты на техосмотре, которые производят диагностику состояния автомобиля с помощью современного оборудования.
Анатолий Гладкий процитировал некоторые требования Правил дорожного движения, по его мнению, противоречащие здравому смыслу. Например, на дороге, где не запрещено движение велосипедистов и гужевых повозок, надо ехать по правой полосе, занимая крайнее левое положение. Согласно этому требованию транспортный поток должен смещаться к центру проезжей части, что повышает вероятность столкновения с автомобилями, которые движутся по встречной полосе.
Еще одно положение гласит: в случае возникновения затора водитель в левой полосе должен занять крайнее правое положение, якобы для того чтобы по образовавшемуся коридору могла проехать оперативная машина. Но если на дороге есть разделительная полоса с бордюром или установлено ограждение, никакое авто там проехать не сможет. Машина же с мигалкой имеет право выезжать на встречку.
– Я твердый сторонник корректировки программы подготовки водителей. Правила дорожного движения во многих положениях устарели, а в отдельных – даже противоречат друг другу. Их пересмотр – это, конечно, работа не одного дня и не одного человека. Главное, чтобы в этом была заинтересованность ГАИ.
В качестве постскриптума к состоявшейся пресс-конференции – слова Павла Бречко о той важной роли, которую играют в профилактике дорожно-транспортных происшествий СМИ.
Минтранс выступает учредителем двух периодических изданий, в том числе газеты «Транспортная безопасность». Ключевая тема издания – профилактика ДТП. Начальник сектора транспортной безопасности Минтранса рекомендует всем заинтересованным лицам стать постоянным подписчиком этого популярного издания.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»