18 августа 2006 года на экраны вышел фильм американского режиссера Дэвида Р. Эллиса «Змеиный полет». Слоган на афишах гласил: «Сядьте. Приготовьтесь. И пусть вам будет страшно!». В фильме действительно показана жуть кромешная.
По сюжету, молодой парень, отдыхающий на Гавайях, стал невольным свидетелем убийства, совершенного одним из главарей мафии. Юноша намерен дать показания в суде и засадить бандита за решетку. Под опекой двух агентов ФБР его отправляют обычным пассажирским рейсом Boeing 747-400 из Гонолулу в Лос-Анджелес. Узнав об этом, мафия грузит на борт самолета контейнеры с цветами, среди которых прячет десятки ядовитых змей. Цветы опрыскивают феромонами, которые делают змей агрессивными. Те в полете выбираются наружу, начиная кусать всех подряд и выводить из строя технику.
Мысль о том, что хищные твари могут подстерегать где угодно, даже на высоте 10 тыс. метров, в 2006 году казалась невероятной. Да и сам фильм походил скорее на байку, чем на быль. Особенно если учесть, что две трети змей, показанных в нем, были созданы либо с помощью аниматроники (моделей, запрограммированных на нужные движения), либо на компьютере. Однако и здесь жизнь внесла свои коррективы.
Зубастый безбилетник
25 августа 2010 года самолет L-410, принадлежавший конголезской авиакомпании Filair, следовал в город Бандунду из провинции Центральное Конго. Затем он должен был отправиться в Киншасу, столицу страны. На борту находились 18 пассажиров и трое членов экипажа. Все они наверняка были уверены, что находятся в безопасности.
Надо сказать, за время своего 28-летнего существования Filair пережила три авиакатастрофы: в 1988 году – при посадке в аэропорту Чикапа, в 1994-м – во время полета в Анголу и в 2010-м – о ней мы расскажем ниже. Флот компании состоял из нескольких устаревших моделей, среди которых были Electra и Vickers Viscount – участники первых двух инцидентов. Эти самолеты впоследствии списали. Третья авария произошла с более новой машиной – чешским Let L-410. Это двухмоторное воздушное судно малой дальности может приземляться на короткие и грунтовые взлетно-посадочные полосы, а также эксплуатироваться в экстремальных условиях, что идеально подходило для некоторых маршрутов Filair.
В то время авиакомпании Конго, в том числе и Filair, не особо заботились о безопасности пассажиров. 25 августа во время обычного рейса из Киншасы в Бандунду одному из них при посадке в самолет удалось пронести в спортивной сумке настоящего крокодила. Весь полет хищник спал, а когда лайнер подлетел к месту назначения, внезапно проснулся и решил подразмяться. Он выполз из сумки хозяина и начал шастать по салону, щелкая зубами.
Как мы уже говорили, L-410 – самолет маленький. Его еще иногда называют летающей маршруткой. А теперь представьте себе крокодила, бегающего по салону такой компактной машины. Завидев зубастого безбилетника, стюардесса запаниковала и бросилась в кабину пилота. Ее примеру последовали и пассажиры, вскочившие со своих мест и сбившиеся в кучу в одном углу воздушного судна.
L-410 – машина надежная, но такой резкой разбалансировки веса не выдержала и она. Из-за смещения центра тяжести самолет стал менее устойчив. Его руль высоты больше не смог противостоять увеличению тангажа при пикировании, а ведь для управления судном необходима адекватная работа руля. Экипаж не справился с этой нестабильностью и потерял управление.
Около 12.00 по местному времени L-410 рухнул на жилой дом всего в паре километров от взлетно-посадочной полосы. В доме, к счастью, никого не было, но почти все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. В живых остались лишь двое: одна женщина и сам виновник трагедии, то есть крокодил. Правда, позже его все же «приговорили к смертной казни» – хищник был убит спасателями во время работ на месте крушения.
По местной радиостанции было объявлено, что причина авиакатастрофы – в нехватке топлива. Однако комиссия, проводившая расследование, данную версию опровергла, не обнаружив никаких доказательств этому. А затем и выжившая пассажирка пришла в себя и рассказала, как было дело. Авиакомпания Filair вскоре прекратила свою деятельность.
Рогато-хвостатая опасность
Отношения гражданской авиации с животными вообще далеки от безоблачных – последние часто становятся причиной различных инцидентов. Так, в мае 2016 года в американском штате Нью-Гэмпшир из-за столкновения с оленем при посадке перевернулся на крышу легкомоторный самолет. Двое его пассажиров, к счастью, не пострадали, а вот животное погибло.
В декабре 2022 года на борту рейса FV6325 авиакомпании «Россия», следовавшего из Санкт-Петербурга в Калининград, немецкий охотничий терьер выбрался из своей переноски и напал на кошку, которая вместе с ним летела в багажном отсеке. К катастрофе это не привело, но после приземления самолета сотрудники аэропорта обнаружили свободно гуляющую по багажному отсеку собаку, а в багажнике – мертвую кошку. По мнению авиаперевозчика, происшествие случилось из-за использования некачественных клеток-переносок.
В январе этого года самолет турецкой авиакомпании прервал взлет в аэропорту Стамбула из-за гуляющей по салону кошки. Как оказалось, животное попало на борт «зайцем» – хозяйка не оформила необходимые документы и не сообщила о своем питомце экипажу, надеясь спокойно перевезти его в ручной клади. Однако кошка покинула сумку и принялась изучать салон лайнера, вызвав переполох на борту. В итоге самолет, который должен был вылететь в Афины, вернулся с ВПП к терминалу. Пассажирку с кошкой высадили. Выяснилось, что женщина и раньше пыталась незаметно провозить своего питомца. Авиакомпания внесла ее в «черный список».
Докучают авиаторам и бродячие собаки – посадка самолетов из-за них нередко становится настоящей проблемой. Так, в мае 2008 года лайнер индийской авиакомпании «Кингфишер» совершил аварийную посадку в аэропорту южноиндийского города Бангалор, сбив при этом собаку, выбежавшую на взлетно-посадочную полосу (ВПП). Из-за столкновения у него лопнуло переднее колесо. На борту находились 29 пассажиров, двое из них получили легкие ранения.
В июле 2009 года стая бродячих собак вызвала сбой в графике работы московского аэропорта Внуково. Бездомные животные вырыли подкоп под бетонными плитами, которыми огорожено летное поле, и разбрелись по ВПП, из-за чего два самолета из Нижнего Новгорода не смогли приземлиться. Уйдя на второй круг, они вынуждены были маневрировать в течение 10 минут, что привело к перерасходу топлива. В конце концов, воздушные суда успешно произвели посадку, а виновники инцидента снова пролезли под плитами и убежали в сторону домов.
В апреле 2011 года самолет авиакомпании «Томск-авиа», выполнявший рейс Пионерный – Томск, во время посадки также был вынужден уйти на второй круг из-за стаи собак на ВПП. Ну а про «теплые» отношения самолетов и птиц вообще можно написать отдельный материал, что мы и сделаем в следующий раз.
Леонард КАПЛЕНКО