До техосмотра не доехал…

О необходимости проверки технического состояния транспортного средства на станции диагностики знают все автомобилисты. Но на практике некоторые водители ездят без отметки о ТО.

До техосмотра не доехал…

Начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области Витослав Лясоцкий рассказал, сколько автомобилистов в 2016 году получило разрешение на допуск к участию в дорожном движении, почему некоторые не доехали до станции диагностики и повлияло ли бы на изменение ситуации увеличение штрафов за непройденный техосмотр.

Витослав Лясоцкий

– Витослав Янушевич, изменилось ли количество автомобилистов, которые не получали сертификат о прохождении технического осмотра, по сравнению с прошлым годом? Если да, то каковы причины?

– На 1 августа по Гродненской области количество выданных разрешений на допуск к участию в дорожном движении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 7 процентов. Неравномерность представления транспорта на техосмотр имеет свои объективные причины. В течение года это – сезонность в эксплуатации, погодные условия, проведение сельскохозяйственных работ, подготовка к школе и другие. Продолжает оказывать влияние на количество техосмотров период активного ввоза транспорта в нашу страну перед введением новых ставок таможенных пошлин. Как правило, жители Гродненщины покупали машины со сроком эксплуатации до 5 лет, и на 2 года у них рассчитан срок действия отметки о прохождении тех-
осмотра.

Основная же причина – желание автовладельцев уйти от оплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Для грузовых автомобилей она составляет от 12 до 25 базовых величин, или 252–525 рублей. Поэтому в тех хозяйствах, где экономическая ситуация сложная, возникают проблемы. Раньше ажиотаж на диагностических станциях был в конце месяца, сейчас – в самом начале. К примеру, если водителю надо пройти технический осмотр в июне, то чаще всего автовладелец решает сделать это на месяц позже.

Одна из причин – недостаточно эффективно работает закон по привлечению к ответственности лиц, которые не представили транспорт на технический осмотр. За это на первый раз предусмотрено предупреждение или штраф от одной до трех базовых величин. Но если водитель признает вину и готов оплатить его на месте, ему назначают сумму по нижнему пределу. При повторном таком же нарушении в течение года штраф может быть назначен до пяти базовых величин.

Надо сказать, что сумма штрафа за отсутствие отметки ТО и размер гос-
пошлины очень отличаются: 21 руб. и (к примеру, для среднестатистического 11-летнего автомобиля с разрешенной максимальной массой от 1,5 до 2 тонн) 126 рублей. Или 252 руб., если автомобиль моложе 10 лет. В этом случае техосмотр нужно проходить раз в два года, а размер пошлины, естественно, увеличивается вдвое. Вот некоторые автомобилисты и уповают на авось, надеясь, что именно у них наличие ТО не проверят. Мы проводим рейды совместно с сотрудниками ГАИ и Транспортной инспекции, однако весь транспорт остановить и проверить невозможно.

В Гродненской области в этом году почти 120 тысяч автомобилей получили разрешение на допуск к дорожному движению, в прошлом – 128 тысяч. Получается, 8 тысяч не доехали до диагностической станции. Количество тех, кто проходит техосмотр, отличается по месяцам, поэтому, если построить график, вырисовывается кривая с постоянными подъемами и спадами. Эти спады свидетельствуют, что в определенные периоды времени люди заняты решением своих проблем. Как правило, значительно уменьшается число желающих пройти техосмотр в сентябре – влияют неблагоприятные погодные условия, начало сезонных работ на дачах, кто-то отправляет детей в школу и сосредоточивается только на этом. Таким образом, в январе – марте техосмотр проходит в среднем по 10 тысяч автомобилей в месяц, в апреле и мае – более 20 тысяч, в декабре – от 22 до 25 тысяч.

– Отдельные автомобилисты в Интернете пишут, что остановившему их на дороге инспектору ГАИ можно сказать, что забыл документ о прохождении ТО, и оплатить лишь небольшой штраф за оставленные дома документы.

– Такая проблема существует. Некоторые начинают искать лазейки, чтобы уйти от ответственности. Работники ГАИ в данном случае составляют протокол и быстро присылают запрос для прояснения ситуации. К тому же в любой момент работник Госавтоинспекции может позвонить нам по телефону, и мы оперативно проинформируем, когда эта машина в последний раз получала разрешение на допуск к дорожному движению. В ответе обязательно указываем дату прохождения ТО. В настоящее время специалисты обсуждают вопросы организации доступа к нашему банку данных и системе зарегистрированного транспорта.

Техосмотр Техосмотр

– Как Вы считаете, приведет ли к положительным результатам увеличение суммы штрафа за отсутствие технического осмотра транспортного средства?

– Уже есть серьезные санкции – пять базовых величин, что составляет более 100 рублей. Надо, чтобы человек, совершивший правонарушение, не уходил от наказания. Сейчас на дорогах активно контролируется скорость: попал – плати штраф. Это дисциплинирует водителей.

Имея банк данных, можно сразу получать информацию о прохождении техосмотра. Такие задумки уже были реализованы в советском прошлом: на отдельных постах ГАИ отслеживались угнанные средства передвижения. Лучше идти по этому пути. Сейчас на всех магистральных дорогах работает система считывания номеров при оплате проезда по автодорогам. И можно было бы организовать такой же контроль по прохождению гостехосмотра. Тогда водитель станет более дисциплинированным. Само знание о неотвратимости наказания больше всего стимулирует людей.

Бытует мнение, что прохождение техосмотра не является решающим условием технической исправности автомобиля в течение года. Машина – сложный механизм, и не надо допускать, чтобы сам водитель почувствовал, что с ней что-то не так. Нужно действовать на упреждение. К техническому осмотру надо подготовиться: проверить тормозные системы, рулевое управление и состояние подвески. А прохождение ТО – это подсказка водителю, заинтересованному в безопасности своей и других участников дорожного движения.

На станциях диагностики работают высокого класса специалисты. Через их руки проходят в год 5–6 тысяч транспортных средств. Это люди, которые не только видят и пальцами чувствуют какие-то сбои, но и с помощью диагностических приборов подскажут, на каких системах автомобиля следует заострить внимание в ближайшем будущем. Они выявляют те скрытые люфты, которые невооруженным глазом или в движении можно не увидеть.

Каждый владелец должен быть заинтересован в том, чтобы машина была исправна. На крупных автопредприятиях автомобили постоянно осматривают – например, рядом с нами расположена служба технического контроля с опытными механиками и водителями филиала «Грузовой автомобильный парк № 1 г. Гродно» ОАО «Гроднооблавтотранс», где четко и планомерно ведется контроль. А когда не обследуются постоянно все системы автомобиля и снизу невозможно его посмотреть, то проверка систем необходима.

– Насколько развита у нас сеть диагностических станций?

– В Гродненской области имеется достаточное количество ДС, на которых осуществляется технический осмотр. В каждом районе области круглый год работает на постоянной основе хотя бы одна станция, но их может быть и две, и три, а в Гродно их – десять. Таким образом, система в области создана и работает. Планируется строительство диагностических станций в Слониме и Сморгони. В настоящее время УП «Белтехосмотр» в Гродно возводится современная ДС на проспекте Космонавтов. Строительство находится на завершающем этапе. Осталось выполнить некоторые отделочные работы и завершить установку оборудования. На этой станции запланировано оказывать весь комплекс услуг. Можно будет пройти технический осмотр транспортного средства, а также сделать диагностику отдельных видов работ. Будут легковой и грузовой стенды. В том числе и испытания на соответствие транспортных средств техническим нормам ЕКМТ. Будут выдаваться международные сертификаты технического осмотра ТС, свидетельства о допуске автомобиля к перевозке определенных опасных грузов. Словом, все, что только касается работы УП «Белтехосмотр», на новой станции планируется делать быстро и качественно. В Гродненской области это будет первая станция такого уровня. Запланировано открытие ДС УП «Белтехосмотр» в сентябре.

Светлана Смолей, «ДТП»