Падать всегда неприятно. Иногда больно. Особенно если ты находишься в дороге. Увы, происшествия, связанные с падением пассажиров в общественном транспорте, не так редки, как это может показаться на первый взгляд. Сейчас в социальных сетях Витебска обсуждают подобный случай, произошедший в троллейбусе четвертого маршрута.
Выходила, упала, очнулась…
Поводом для обсуждения стала информация в группе ГАИ Витебска, в которой сотрудники этого подразделения просят свидетелей происшествия вспомнить, что произошло в тот день. Досконально известно, что троллейбус двигался по проспекту Черняховского, когда в районе дома № 19 в салоне упала женщина. Ее увезли в больницу скорой медицинской помощи.
– Сама виновата! – безапелляционно заявляют одни. – Надо крепче держаться за поручни.
– Нечего прогуливаться по троллейбусу! Часто вижу, как люди во время движения идут с начала салона в конец только для того, чтобы выйти через последнюю дверь. Зачем? Почему не выйти через дверь, которая находится ближе? – вторят им другие.
– Бывает, и водители троллейбусов срываются с места или резко тормозят. Немудрено, что люди падают… Такие случаи необходимо фиксировать и принимать меры, – уверены те, кто думает, что пассажир всегда прав.
В отделе безопасности движения филиала «Горэлектротранспорт» ОАО «Витебскоблавтотранс» согласились с тем, что такой случай действительно был. Это произошло в начале мая. Женщина продвигалась через весь салон во время движения. Когда троллейбус подъезжал к остановке, не сохранила равновесие и неудачно упала. В результате она получила закрытый компрессионный перелом 8-го позвонка. При этом на предприятии подчеркнули, что никакого экстренного торможения в тот момент водитель не применял. Он плавно подъезжал к остановочному пункту.
Кстати, пассажиры, которые пользуются общественным транспортом, застрахованы. А потому все, что произошло с человеком в момент посадки или высадки, а также внутри салона независимо от того, двигалось транспортное средство или нет, является дорожно-транспортным происшествием. В таких случаях пострадавший сам или с помощью других пассажиров обязан сообщить водителю о происшествии. После этого происходит разбор ситуации, и перевозчик должен выписать акт, который необходим при обращении в страховую компанию. Даже если вины водителя в падении человека нет. В основном пассажиры из-за падения получают легкие травмы, не повлекшие расстройства здоровья. Тяжкие случаются редко.
Падения непредсказуемы
Как пояснил начальник отдела безопасности движения филиала «Гор-электротранспорт» города Витебска Михаил Самусенко, его служба отслеживает все подобные происшествия.
По мнению Михаила Алексеевича, основной причиной падений в общественном транспорте является несоблюдение элементарных правил безопасности: пассажиры не держатся за поручни.
– Особенно часто пренебрегают требованиями безопасности люди преклонного возраста, – говорит он. – Обычно, когда переходят со своего места по салону с тяжелыми сумками. Возраст сказывается, да и вестибулярный аппарат уже не тот. Даже молодой с тяжелым грузом в руках не всегда может удержаться на ногах. А динамика движения транспорта в городе высокая. К тому же различные дорожные условия бывают. Умышленно водитель никогда не затормозит, чтобы в салоне кто-то упал.
– Водители троллейбусов часто применяют экстренное торможение?
– Здесь сложно делать какие-то обобщения. В основном аварийные ситуации создают другие участники дорожного движения. Бывает, подрезают или в непосредственной близости от общественного транспорта перестраиваются. Водитель по инструкции и согласно ПДД обязан применить торможение. В этом случае, конечно, мало кто удержится на ногах. Инерция высокая. При этом никогда не было, чтобы водитель троллейбуса или автобуса незаконно применил экстренное торможение. На это всегда есть основания: нужно было избежать ДТП. Сложно делать выводы и в отношении пассажиров, которые падают в салоне. Бывает, за день может произойти три падения. Потом две-три недели обходится без ЧП. Если сравнивать положение дел с Могилевом, Гродно и Брестом, то у нас аварийность ниже. Начиная с 2007 года число ДТП с участием трамваев и троллейбусов снижено в два раза. И это при возросшей интенсивности движения.
– Забыли сказать о ремонтных работах, которые в мае начались на городских улицах…
– Это тоже влияет на нашу работу. Но мы отчетливо понимаем: лучше ремонтировать дороги и иметь временные трудности, чем обходиться без ремонта и ездить постоянно по разбитой дороге. В настоящий момент ремонтируется Привокзальная площадь, асфальтируется улица Терешковой. Для общественного транспорта и обычных водителей это дополнительные неудобства и пробки на дороге. На Привокзальной площади троллейбусам приходится ехать на предельно возможном отклонении от линии (на 4 метра от контактного провода). Возможности объехать, как у автобусов, конечно же, нет. Технически возможно разворачиваться на улице Кирова. Но на остановках возле вокзала довольно много людей, и необходимо, чтобы транспорт прибывал своевременно и никто не искал остановку.
Если вы получили травму в общественном транспорте
Важно знать, что гарантией выплаты страховой суммы при несчастном случае в общественном транспорте является проездной билет. И всякий пассажир, имеющий его, автоматически застрахован. Так что проездной билет все-таки нужно покупать, а не стараться проехать за счет государства.
Теперь рассмотрим алгоритм действий, которые вы должны совершить. Причем соблюдать их последовательность очень важно.
Во-первых, если вы получили повреждение или травму в общественном транспорте (даже несмотря на ваше шоковое состояние), необходимо сообщить о произошедшем водителю. Для надежности можно записать инвентарный номер транспортного средства, фамилию и имя водителя (информация имеется на карточке, которая прикреплена возле кабины вверху). Чтобы подтвердить несчастный случай, запишите фамилии и номера телефонов пассажиров, которые ехали в транспорте вместе с вами и стали свидетелями произошедшего.
Во-вторых, попросите водителя, чтобы он вызвал ГАИ и скорую помощь (или сделайте это сами). Госавтоинспекция должна зафиксировать факт происшествия, а медперсонал окажет вам первую медицинскую помощь либо доставит в медицинское учреждение для дальнейшего лечения.
В-третьих (очень важный момент!), вы должны потребовать у водителя оформления акта о нанесении ущерба жизни и здоровью пассажира. Как правило, его не должно быть у водителя, поэтому пострадавшему нужно обратиться к организации-перевозчику (в акте будет указано, кто, где, когда и при каких обстоятельствах получил травму).
В-четвертых, после того как вы оформили акт о нанесении вреда жизни и здоровью, необходимо пройти судебно-медицинскую экспертизу, куда вас направит ГАИ или страховая компания. Эксперты выдадут заключение о степени тяжести полученных повреждений и установят, есть ли причинно-следственная связь между вашей травмой и произошедшим ДТП с участием конкретного транспортного средства (в котором вы ехали). Здесь еще один интересный момент: если на судебно-медицинскую экспертизу вас направляет ГАИ, то она проводится бесплатно. Заплатите только в том случае, если пострадавшего направляет страховщик. Пройдя все этапы, вы идете в страховую компанию.
Как говорилось выше, все пассажиры общественного транспорта застрахованы. Это закреплено в главе 12 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.06 № 530 «О страховой деятельности». Согласно данному положению потерпевший может получить от страховой компании от 300 до 3000 евро. Выплата осуществляется в евро или белорусских рублях по курсу Национального банка, установленному на день выплаты.
Размер зависит от степени тяжести полученных телесных повреждений, о чем будет свидетельствовать заключение судебно-медицинской экспертизы. Так, тяжкие телесные повреждения (или случаи смерти) компенсируются в эквиваленте 3000 евро; менее тяжкие – 1800 евро, легкие телесные, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья, – 600 евро; легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья, – 300 евро. После предоставления всех необходимых документов выплаты производятся в течение трех дней.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»