Специальный отдел милиции – одно из самых мобильных подразделений в структуре Департамента охраны МВД. Его сотрудники, оснащенные необходимыми спецсредствами, вооружением и новейшим автотранспортом, обеспечивают сопровождение ценных грузов и личную охрану граждан.
Если есть опасения за сохранность какого-либо имущества, вы можете обратиться в специальный отдел милиции, чтобы вас с грузом сопроводили. Правда, зачастую приходят заявки не столько от частных лиц, сколько от компаний и предприятий, осуществляющих перевозки грузов, которые по законодательству требуют обязательного сопровождения. В числе таких грузов – алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, оружие и боеприпасы, драгоценные камни и металлы, а также опасные грузы и взрывчатые вещества. Кроме того, сопровождаются транспортные средства, перевозящие товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Все эти функции закреплены за Департаментом охраны в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 года № 268.
В заявке на сопровождение заказчик указывает сведения о транспортных средствах и маршруте их движения, перевозимых товарах, передающих и принимающих грузы лицах. Пунктами отправления и назначения могут быть в том числе пункты таможенного оформления, расположенные на территории республики либо на ее границах. Сопровождение и охрана грузов осуществляются нарядами спецотдела на служебных автомобилях оперативного назначения, имеющих специальную окраску, световую и звуковую сигнализацию.
База специального отдела милиции Департамента охраны МВД находится на улице Могилевской в Минске. Именно отсюда сотрудники выезжают на свое очередное задание. Груз может быть абсолютно любой – главное, перевезти его необходимо в целости и сохранности.
В один из таких рейсов с сотрудниками спецотдела отправился корреспондент «ТБ». Стояла задача сопроводить до границы груз с алкогольной продукцией, следующий транзитом через нашу страну в Калининград, а также транспортное средство, находящееся под таможенным контролем. Был сформирован наряд в составе младшего инспектора охраны-водителя роты милиции отдела прапорщика милиции Юрия Роговца и младшего инспектора охраны-водителя роты милиции отдела старшины милиции Артемия Махнача.
Перед выездом сотрудники отдела заполнили все необходимые документы, получили оружие, проверили техническую исправность автомобиля, прошли инструктаж. Маршрут следования четко определен, на нем отмечены остановки, которые должен сделать водитель, чтобы поесть и заправиться, а также время, выделенное с этой целью.
Юрий Роговец в сопровождении –с 2002 года. Он рассказывает:
– Работа у нас интересная, однообразия не бывает. Сопровождаем самые разные грузы. Я лично побывал во многих уголках Беларуси. Командировки могут быть по несколько дней. Например, один груз сопроводили до границы, затем на ночь остаемся в гостинице, а с утра уже забираем другую машину. Еще есть такой нюанс: поскольку у нас есть оружие, то мы в обязательном порядке разоружаемся в районных отделах милиции и там же оставляем служебное авто.
Как объясняет его коллега Артемий Махнач, в пути следования по маршруту движения сотрудники специального отдела милиции обеспечивают охрану и защиту товаров и транспортных средств от хищений и любых противоправных посягательств, осуществляют их внешний осмотр на предмет наличия и целостности печатей, одноразовых пломбировочных материалов. При выполнении служебных задач могут реализовывать полномочия, предоставленные сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с законодательством. В частности, имеют право на ношение и использование оружия, применение физической силы и специальных средств, а также на беспрепятственный и внеочередной доступ в пункты пропуска через государственную границу.
Подъезжаем к ПТО «Белтаможсервис-ТЛЦ», там оформляем документы с водителем транспортного средства, находящегося под таможенным контролем. Заполнение всех бумаг не заняло много времени, и мы отправляемся в АПП «Каменный Лог»
Юрий Роговец объясняет, что перед началом поездки под сопровождением сотрудники спецотдела обязаны убедиться, что водитель находится в соответствующем физическом состоянии и готов управлять транспортным средством. С ним также проводится инструктаж. Кроме того, под лобовое стекло авто помещается табличка, которая информирует других водителей, что машина едет под сопровождением. Проверяются и специальные пломбы. Оформляются акт приема передачи и накладные на перевозимую продукцию.
По пути в сторону «Каменного Лога» под сопровождение «забираем» у коллег второе транспортное средство. Это транзитный груз с алкогольной продукцией, который следует в Калининград.
По словам Юрия Роговца, логистика в ходе выполнения рейсов выстраивается по-разному:
– Сейчас уже мы будем сопровождать данное транспортное средство до границы с Литвой, а наши коллеги поедут на другое задание.
Интересуюсь, что за задание. Инспектор охраны отделения особого назначения по охране физических лиц отдела капитан милиции Сергей Шибко объясняет:
– У нас есть разные заказчики. В данный момент мы будем осуществлять охрану общественного правопорядка в торговом центре, где состоится розыгрыш крупных денежных средств и ценных призов. В нашей практике не было каких-то серьезных происшествий, однако никогда не знаешь, что может произойти. В 2017 году было резонансное нападение на один из столичных центров. Поэтому мы готовы всегда обеспечивать безопасность на самом высшем уровне и нейтрализовать любые потенциальные угрозы.
А мы тем временем отправляемся дальше. Юрий Роговец подчеркивает, что в работе по сопровождению самое главное – это безопасность:
– Наша система функционирует как часы. Форс-мажорных ситуаций не возникает. Более чем за 20 лет работы серьезных происшествий не случалось. Мы обязаны доставить груз в целости и сохранности. Все наши экипажи по стране справляются с этим на 100 процентов.
Артемий Махнач рассказывает о других тонкостях работы:
– Каждая машина оборудована навигационной системой, позволяющей определить ее положение в режиме реального времени. Редко, но бывают нештатные ситуации, например, поломка – об этом сразу сообщается дежурному. Когда требуется ремонт на СТО, сопровождающие отправляются туда вместе с водителем, поскольку не имеют права оставлять груз.
Со своей стороны Виктор, водитель сопровождаемого груза, рассказал, что часто едет через Беларусь и проблем никогда не возникало:
– Я везу алкогольную продукцию из России транзитом через Беларусь и Литву в Калининград. Уже привык работать в сопровождении, все нюансы знаю, поэтому ехать достаточно легко и безопасно. В России такого нет, но в каждой стране – свои правила.
Итак, наш маршрут завершен и прошел без каких-либо происшествий: в целости и сохранности груз доставлен на границу. Таможенные органы оформили все необходимые документы. После этого конвой сообщил в дежурную часть, что транспортные средства доставлены к месту назначения. Теперь можно приступать к следующему заданию…
Отметим, что важным направлением работы данного отдела милиции является обеспечение безопасности и охраны членов команд при проведении спортивно-массовых мероприятий на территории Беларуси. Сотрудники спецотдела отлично зарекомендовали себя во время проведения II Европейских игр в 2019 году. Ближайшие крупные международные соревнования – II игры стран СНГ – 2023, которые состоятся в августе.
Специальный отдел милиции – это команда профессионалов высокого класса. Мы узнали, как можно стать ее частью. Безусловно, критерии отбора достаточно серьезные, ведь работа очень ответственная. Прежде всего необходимо иметь хорошую физическую подготовку и соответствующую группу здоровья. В процессе службы уровень физподготовки постоянно проверяется, поэтому сотрудники обязаны поддерживать себя в отличной форме. Если вдруг у кого-то появится желание попробовать свои силы – как говорится, добро пожаловать.