В Докшицах произошло неординарное событие – там проводился первый районный конкурс «АвтоЛеди-2017». А ведь еще совсем недавно здесь даже не было автошколы, и жители городка ездили на учебу в соседние райцентры. Все изменилось несколько лет назад, когда в Докшицах начала работать новая частная автошкола «АвтоКураж».
Она и выступила одним из организаторов конкурса. Кроме того, он получил поддержку районной Госавтоинспекции, райкома БРСМ и отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Докшицкого райисполкома.
…И переодеться на ходу
Говорят, первый блин комом. Про докшицкий конкурс такого не скажешь. Да, на старт вышли только четыре участницы, но сколько страсти и азарта было в их глазах, сколько неожиданных ходов придумали они, чтобы представить свои автомобили. При таком подходе к делу скучать зрителям, которые в солнечный воскресный день пришли на автодром автошколы, не пришлось. Они активно поддерживали автолюбительниц на каждом этапе.
Где еще увидишь автомобиль с подведенными ресничками, украшенный цветочками или шариками. Свадебные кортежи не в счет, там другая тема. А здесь все выглядело живо и естественно.
Итак, представим наших героинь: учитель СШ № 1 г. Докшицы Оксана Дорц, инструктор-методист ФСК «Урожай» Ирина Соболевская, начальник отдела общественного питания Докшицкого райпо Анна Поляченок и главный санитарный врач района Елена Подберезко. Каждая из них заслужила не только лестные слова, но и уважение.
Как обычно бывает на таких мероприятиях, конкурс начался с экзамена по знанию ПДД. Все по-честному, как в ГАИ. Десять вопросов, и время пошло. Тикающие часики почти всегда заставляют участников торопиться и делать ошибки. Так произошло и на этот раз. Никто из участниц стопроцентно не ответил на вопросы. Но экзамен у них приняли и к следующим этапам допустили.
Особенно ярким было представление автомобилей. Как их только не величали наши красавицы. А чего стоят девизы: «Помогает не опаздывать», «Придает уверенности», «Авто, с которым удалось побывать во многих интересных местах Беларуси», «Машина, в которую влюбилась с первого взгляда и отдала весь денежный запас», «Транспортное средство, приходящее на помощь друзьям».
Однако наибольший адреналин девушки получили при прохождении этапа «Леди – опытный водитель», где им предстояло проехать «змейкой», завести авто в «туннель» и припарковать в «дворике». Здесь можно было увидеть и очень аккуратную езду, и услышать визг тормозов.
Следующее испытание носило романтическое название «Леди – на свидание». С помощью надежного товарища из группы поддержки красавицам предстояло быстро переодеться в автомобиле в нарядную одежду, переобуться в туфельки на каблучках и продефилировать во всем этом по подиуму.
Последний этап, который расставил все точки над «i», назывался «За рулем – женщина». Участницы показывали домашнее задание: они должны были придумать, предложить и защитить новые дорожные знаки специально для женщин. Предложения оказались не только веселыми, но и заслуживающими внимания Госавтоинспекции.
Оксана Дорц предложила дорожный знак «Женщин за рулем не бойся, лучше сразу перестройся». Елена Подберезко задумалась о том, чтобы законодательно запретить селфи за рулем. Ирина Соболевская, чтобы избежать ненужной нервозности мужчин при виде женщин за рулем, выступила с инициативой ввести дорожный знак «Улыбайся!». Улыбка, как известно, снимает напряжение и продлевает жизнь. Анна Поляченок предложила о времени сезонной замены шин напоминать знаком в виде женской туфельки с подписью «Время переобуваться».
Конечно, жюри было сложно сделать выбор. Слишком много здесь было личного, творческого, индивидуального. Вместе с тем по сумме балов всех конкурсов победа досталась Оксане Дорц. На втором месте – Анна Поляченок, на третьем – Ирина Соболевская. При этом ни одна из участниц не осталась без внимания и подарков от организаторов.
Чтобы девушки не плакали
Кстати, автошкола «АвтоКураж» в Докшицах появилась исключительно благодаря девушкам. Точнее, одной, проживающей в этом милом городке Витебской области.
– Это весьма любопытная история. Я бывший военный. После ухода в запас семь лет на собственном автомобиле работал мастером производственного обучения в одной из автошкол Минска. И вроде не собирался менять свою жизнь. Но так получилось, что однажды я дал объявление о продаже или обмене автомобиля «Форд-Транзит». На него откликнулся житель Докшиц. Я приехал для оформления документов. Снимали с учета «Опель», на который я поменял «Форд-Транзит». В это время в районном МРЭО ГАИ мне на глаза попалась красивая девушка, которая плакала из-за того, что ее направляли на пересдачу экзаменов. Я начал ее успокаивать, и в процессе разговора выяснилось, что автошколы в Докшицах нет. И людям, чтобы пройти обучение и получить водительские права, приходится ездить в соседние райцентры – в Глубокое или Шарковщину. Мне рассказали, что когда-то в Докшицах была автошкола ДОСААФ, даже сохранился автодром, но в тяжелые годы все было законсервировано и закрыто. Поразмыслив, я принял решение открыть здесь собственную автошколу. Тем более что дело это для меня новым уже не было. Опыт подготовки водителей легковых автомобилей в Минске был достаточным. Собрал команду квалифицированных преподавателей и инструкторов. Вместе арендовали учебное помещение в Докшицкой школе № 1. Оборудовали его в соответствии с современными требованиями, подготовили необходимую наглядно-информационную базу, приобрели три хороших легковых автомобиля для проведения практических занятий по вождению, вооружились новейшими программами обучения. Благодаря заработанному авторитету две группы желающих обучаться в новой автошколе набрали очень быстро, – рассказал мне руководитель и создатель автошколы Олег Жилич.
– Избавили красивых девушек от слез?
– Можно сказать и так. Хотя это не освобождает их от обязанности учиться.
– Как восприняли появление нового учебного заведения районные власти и ГАИ Докшицкого РОВД?
– Меня поддерживают во всех начинаниях. Во-первых, это нужная для райцентра услуга. Во-вторых, мы уже дополнительно создали шесть новых рабочих мест. Ранее вместе с преподавателем ПДД Александром Рудаком выпустили 17 групп водителей, в каждой – по 25 человек. Люди знают нас, наши методы и требования. Убедились в серьезности и качестве подготовки. Процент сдачи экзаменов с первого раза у наших выпускников всегда был высоким. К знаниям и умениям водителей, которых готовим, относимся строго, без лишней лояльности, поскольку отвечаем за их безопасность на дороге. Привлекают людей и удобные формы обучения, которые мы предлагаем: выходного дня и вечерние занятия.
– Олег Юрьевич, сейчас в автошколах учатся в основном женщины. Есть ли особенности их обучения? Какие психологические барьеры у них существуют и как вы их преодолеваете?
– Да, действительно, из 50 учащихся у нас только восемь мужчин. Особенности обучения женщин существуют по той причине, что представительницы слабого пола больше подвержены страху в опасных ситуациях, у них меньше развито чувство пространственности и габаритов автомобиля. А еще они очень зависимы от недоверчивости в их способностях мужчин, которые рядом с ними. Но все это преодолевается благодаря постоянной практике вождения с опытным инструктором, ведь с каждым он работает индивидуально, видит психологические барьеры и делает упор на их устранение. Однако нужно сказать и о положительных качествах женщин: они более внимательны и аккуратны на дорогах, хорошо усваивают теорию и строго придерживаются Правил дорожного движения.
– Известно, что вы не отменяете занятий по вождению в ненастные дни: в дожди, снегопады и даже метели. Это намеренный принцип обучения?
– Можно сказать и так. Водитель должен уметь управлять автомобилем в любую погоду, справляться с заносами, гололедом, плохой видимостью. Поэтому ненастье – хорошая возможность попрактиковаться. А еще мы не ограничиваемся обучением только тех маневров, которые требуются при сдаче экзаменов. Упор делаем на то, чтобы водитель уверенно управлял автомобилем в городе, поэтому большую часть практических занятий проводим не на автодроме, а на городских улицах.
– Что нужно делать, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем?
– Во-первых, необходимо хорошо усвоить теорию. Во-вторых, нужно постоянно практиковаться в вождении. Если не пропускать занятий и серьезно относиться к обучению, то можно приобрести необходимые навыки управления автомобилем и быть вполне хорошим водителем. Но после получения прав не стоит класть их на полочку. Нужно садиться за руль. Это важно. Причем водить нужно самостоятельно, без каких-либо подсказок и указаний со стороны, и не расстраиваться, если сразу вы не чувствуете себя «шумахером». Мало кто научился водить автомобиль без царапин и вмятин на кузове. Так нарабатывается опыт.
– Как вам конкурс?
– Впечатления самые хорошие. Это и популяризация автолюбительского движения в Докшицах, и пропаганда ПДД, и просто веселое мероприятия. Думается, все получили удовольствие.
Геннадий Закржевский, «ТБ»