Тема развития беспилотной авиации – одна из наиболее интересных и актуальных на сегодняшний день. Недавно мы рассказали, как в Белорусской государственной академии авиации (БГАА) готовят специалистов по техническому обслуживанию и ремонту беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Серьезными успехами наша страна может также гордиться в области разработки и производства беспилотников. Кто разрабатывает БЛА в Беларуси? Где и как они применяются? Об этом и многом другом в интервью «ТБ» рассказал директор РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси Юрий Яцына.
– Юрий Францевич, беспилотники на слуху относительно недавно, однако разрабатывать их в нашей стране начали много лет назад. Расскажите об истории создания вашего центра, как начиналась эта работа и кто стоял у «истоков»?
– Для широкой общественности беспилотники в определенной степени являются новинкой. Однако мы свою работу в этом направлении начали в 2008 году тогда еще в составе Физико-технического института (ФТИ) НАН. В то время в мире стали активно использоваться БЛА как в гражданских, так и в военных целях. Поэтому, имея навыки в системах математического моделирования, мы заинтересовались этой темой. В том же году был создан первый БЛА, который имел тип «летающее крыло», мог нести до 0,5 кг полезной нагрузки и выполнять самые простые задачи.
Долгое время мы работали в Физико-техническом институте: сначала был создан сектор БЛА, потом «выросли» в отдел, а позже – в научно-производственный центр внутри ФТИ. В 2016-м году решением Президиума НАН Беларуси были выделены в отдельную организацию. С тех пор являемся самостоятельным коммерческим предприятием, которое занимается разработкой БЛА, наземных пунктов управления (НПУ), а также программного обеспечения для управления БЛА и НПУ, других составных элементов к ним и тренажеров для обучения операторов. Что касается взаимодействия с другими институтами и предприятиями Академии наук, часто получаем от них значительную поддержку при проведении различных расчетов, проектировании уникальных материалов, устройств и составных элементов разрабатываемых нами систем в области авиации, выступаем соисполнителями во многих проектах, реализуемых академией и входящими в ее состав институтами.
– То есть вы выполняете весь комплекс работ: от первого чертежа до готового летающего изделия?
– Да, от разработки конструкции до серийного выпуска. У нас есть свое конструкторское бюро, где производятся все расчеты, вычисляются прочность аппарата, его аэродинамика и другие характеристики. На территории научно-производственного центра расположены производственные мощности, ориентированные на мелкосерийное производство. В целом мы ориентируемся на потребности наших заказчиков, но если будет необходимость, то в достаточно короткие сроки можем обеспечить выход на крупносерийное производство, то есть более 50 комплексов БЛА в год. В один такой может входить от одного до 10 беспилотников.
– Как обстоят дела с элементной базой? Что производите сами или закупаете на наших предприятиях, а что – за рубежом?
– Если брать готовое изделие, то в нем порядка 85% – это наши детали и комплектующие, а также программное обеспечение, за исключением разве что приложений, которые приобретаются по лицензиям и стоят недорого. В данном случае, как говорится, незачем изобретать велосипед и тратить на это силы и время. На 15% импорта приходятся в основном авиационные двигатели, оптические модули, модемы для некоторых каналов связи. Но это те изделия, которые нам нет смысла разрабатывать самим. Чтобы изготовить двигатель, даже если не говорить о технических аспектах, его надо испытывать и сертифицировать, для производства оптических систем нужен огромный завод. То есть мы используем только необходимый минимум покупных изделий, а остальное разрабатываем и производим сами.
– Чаще всего используются для БЛА электрические или двигатели внутреннего сгорания (ДВС)?
– Нет такого понятия «чаще» – все определяется задачами аппарата, от которых зависит в том числе и его вес. Если БЛА имеет массу до 20, максимум 25 кг, то мы используем электродвигатель, тяжелее – только ДВС. Например, наша серия «Бусел» условно легкая, до 14 кг – там электродвигатели. А «Буревестник», имеющий взлетную массу до 390 кг, оснащен ДВС.
– Какие ваши изобретения запатентованы? Есть разработки, которыми особенно гордитесь?
– У нас очень много патентов зарегистрировано. Среди наших изобретений – аэродинамические схемы летательных аппаратов, программное обеспечение, оптические системы, гиростабилизированные платформы (позволяющие камере сохранять стабильность изображения при движении БЛА. – Прим. автора) и много других. При этом не могу сказать, что гордимся чем-то конкретным. Мы гордимся всей нашей работой и всеми нашими изобретениями.
– Кто в стране использует беспилотники отечественного производства?
– У нас очень много заказчиков из самых разных сфер деятельности. Если говорить о гражданских БЛА, то это подразделения МЧС. Наши изделия позволяют осуществлять мониторинг территорий и отслеживать возникновение пожаров и наводнений. В случае чрезвычайной ситуации операторы видят, что именно произошло, могут оценить обстановку и передать необходимые данные силам оперативного реагирования. На место выдвигаются соответствующие подразделения, которые нужны для устранения данной ЧС. Беспилотные летательные аппараты хорошо зарекомендовали себя для координации действий аварийно-спасательных служб, поиска пострадавших, оценки ущерба от чрезвычайной ситуации. Используются БЛА и для милицейских операций – мониторинг больших территорий, например, национальных парков в рамках борьбы с браконьерством, охрана объектов, лесов от незаконной вырубки и многое другое.
Наша продукция может успешно применяться в коммунальном и дорожном хозяйствах. Например, БЛА с инфракрасной камерой используются для отслеживания состояния тепломагистралей, ЛЭП в труднодоступных местах, газопроводов, нефтепроводов, то есть критичных объектов инфраструктуры. У дорожников это – наблюдение за состоянием мостов, магистралей и развязок, железнодорожных путей, даже обочин: скошена ли трава по бокам трассы, как того требует действующее законодательство.
С помощью специальных камер можно определять степень поражения территорий инвазивными растениями, лесов – болезнями еще на начальных этапах, чтобы специалисты могли предпринять меры по остановке распространения заразы. При внешнем осмотре человек даже не поймет: с виду хвоя еще зеленая и здоровая, в то же время в другом спектре видно, что есть поражения. БЛА в ходе мониторинга сохраняет координаты пораженных растений с точностью до 10–15 см, а дальше уже в дело вступают сотрудники лесхоза.
МЧС с помощью беспилотников ищет потерявшихся людей. Если в лесу, то с помощью тех же инфракрасных камер, если на открытом пространстве, то с применением обычных оптических систем. То есть перечень прикладных задач почти бесконечный.
– Вы помогаете заказчикам с этими работами или они сами для себя приобретают беспилотники?
– По-разному. Тем, кто использует постоянно, мы изготовляем БЛА специально для их нужд и обучаем сотрудников работе с данной техникой. Если у кого-то есть разовые задачи, то отправляем наших специалистов с оборудованием и просто оказываем соответствующую услугу.
– Можете описать, как происходит такой выезд?
– Над задачей всегда работает целая команда, у которой есть вся необходимая техника и оборудование для запуска и управления БЛА, автомобиль для перевозки. В состав обычно входят четыре специалиста – оператор, управляющий беспилотником во время полета; техник, осуществляющий предполетную подготовку; оператор целевой нагрузки, то есть специалист, непосредственно отвечающий за сбор нужных данных с помощью установленного на БЛА оборудования; руководитель полетов.
Если собранные данные требуют программной обработки, их доставляют к нам, мы проводим необходимый анализ или и выдаем готовый отчет заказчику. Пример про выявление болезней деревьев – как раз тот случай. Мы разработали соответствующее ПО, которое анализирует материалы фотомониторинга, полученные в полете, и выдает готовые координаты пораженных болезнями и вредителями деревьев.
– Расскажите про ваш самый запоминающийся проект.
– Нами реализовано много интересных проектов в области беспилотной авиации, и выделить что-то одно сложно. Могу сказать, что мы являемся официальными поставщиками БЛА для ООН. Все здорово, но, по сути, это еще один крупный заказчик, а мы одинаково стараемся решать задачи всех без исключения наших клиентов.
Если говорить в целом, то больше всего запоминается (и тогда же испытываешь чувство гордости) момент, когда впервые взлетает в небо новая, только что разработанная модель. Тогда понимаешь, что все было сделано правильно, расчеты верны, а усилия не напрасны – все работает так, как надо. Особенно когда в автоматическом режиме взлетает, корректно выполняет все задачи и самостоятельно приземляется новый большой беспилотник весом 300–350 кг. Вот это – моя и, полагаю, наша всеобщая гордость и те самые моменты, которые запоминаются навсегда.
– Как набирался штат научно-производственного центра? И как сейчас обстоят дела с кадровым потенциалом?
– С кадрами, к сожалению, есть трудности. В нашей стране нет высших учебных заведений, где готовят авиаконструкторов, поэтому толковых специалистов, которые могут нам подойти, приходится искать везде где только возможно. Просматриваем резюме на различных сайтах, публикуем вакансии. В итоге мы оснастили все наши лаборатории и отделы инженерами и грамотными специалистами, а вот опытных авиаконструкторов пока нет.
Подбор кадров не останавливаем, поскольку проблема нехватки инженеров – постоянная. Если говорить об инженерах по эксплуатации, то таких специалистов готовит БГАА – ее выпускников и берем на работу. Конечно, стараемся привлекать специалистов из других стран. Но надо понимать, что спрос на таких высококвалифицированных сотрудников во всем мире огромен, поэтому мы вынуждены конкурировать с конструкторскими бюро из Китая, Индии, Турции… И в плане рекрутинга, и в плане удержания специалистов. Пока нам это удается: сложно, но справляемся.
– Как проходит обучение персонала ваших заказчиков? Проводите для них специальные курсы?
– Это не совсем курсы. Для управления БЛА человек, которого заказчик из Республики Беларусь хочет научить, должен пройти общую программу обучения на оператора БЛА и получить соответствующий документ. Он изучает общие моменты, законодательство, правила использования воздушного пространства и прочие вопросы. Такие программы есть в БГАА и ДОСААФ. И уже с «корочкой» человек приходит к нам, а мы его доучиваем работать именно с нашей техникой.
– Поделитесь планами на будущее. Каких новых перспективных разработок можно ждать от научно-производственного центра?
– В настоящее время мы разработали линейки БЛА малого класса (вес – до 15 кг), большого (250–350 кг), а также аэростатов и дирижаблей. И заказчики предъявляют определенные требования к выпускаемой нами продукции. То есть будем развиваться в направлении целевой нагрузки, разработке тех полезных элементов, которые могут нести наши серийно выпускаемые беспилотники.
В дальнейшем при развитии модельного ряда мы также будем опираться на запросы заказчиков и потребности рынка. Наш отдел маркетинга изучает тенденции, в целом ситуацию на рынке, на которые можно ориентироваться в разработке новой продукции. И, конечно, ищем клиентов по всему миру, поскольку, повторюсь, конкуренция на рынке жесткая. Нам приходится конкурировать с компаниями из Китая, Израиля, России, Ирана и других стран.
Мы также анализируем поведение конкурентов, смотрим, что они изготовили, с какими характеристиками, насколько это востребовано на рынке. Не забываем и про работу с обратной связью – выполнив заказ, продолжаем контакт с клиентом, собираем его опыт по эксплуатации наших беспилотников, что-то модернизируем или дорабатываем. То есть мы всегда рядом и поддерживаем клиента, чтобы полностью удовлетворить все его запросы – без этого на быстро меняющемся рынке просто не выжить.
Расскажем о двух основных линейках, которые НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов поставляет для гражданских нужд. Серия «Бусел», включающая в себя модели «Бусел М», «Бусел М40» и «Бусел МКР», представляет класс малых БЛА с электрическим двигателем и коротким временем нахождения в воздухе (до двух часов). При этом запуск этих моделей может осуществляться практически с любого места, либо с руки оператора (для модели «Бусел М»), либо с катапульты, которую можно установить где угодно, а возможность оснащения этих БЛА гиростабилизированными камерами с различными оптическими характеристиками позволяет решать огромный спектр задач.
Основным «большим» БЛА является аппарат «Буревестник», который может находиться в воздухе до 10 часов и имеет взлетную массу до 400 кг, в которую входит до 80 кг полезной нагрузки, включая оптическую систему. Такая «птичка» взлетает и производит посадку по-самолетному, с помощью взлетно-посадочной полосы.
Все производимые модели имеют высокую устойчивость к ветру и могут применяться в любую, даже очень ветреную погоду, а также допускают модернизацию по требованиям покупателей.