На международной специализированной выставке «Транспорт и логистика» в 2016 году впервые был представлен стенд ЗАО «Струнные технологии». Следует заметить, он пользовался у посетителей необыкновенной популярностью. Инновационный подвижной состав, так не похожий на традиционный, привлекал всеобщее внимание. И не было недостатка в желающих запечатлеть себя на его фоне.
Тем не менее все увиденное казалось существующим где-то на грани реальности и фантастики, до такой степени оно не вписывалось в привычные представления. Однако представители ЗАО «Струнные технологии» заверили: все очень даже реально, а идеи инновационного транспорта уже реализуются на практике – на площадке демонстрационно-сертификационного центра SkyWay. И пригласили «ДТП» в свой ЭкоТехноПарк – место практической реализации создаваемых компанией инноваций, их демонстрации, международной экспертизы и сертификации.
Что же такое SkyWay?
На выставке «Т&Л» «Струнные технологии» были представлены как инжиниринговая компания, занимающаяся проектированием, строительством и сертификацией высокоскоростных, городских и грузовых транспортных систем SkyWay. Струнный транспорт обеспечивает высокую скорость перемещения пассажиров и грузов (до 500 км/ч), высокий уровень безопасности и комфортабельности пассажирских перевозок, снижение капитальных и операционных затрат, а также минимизацию вредного воздействия автомобилей на окружающую среду.
Идея создания такого транспорта неразрывно связана с именем Анатолия Юницкого – ученого, изобретателя, автора свыше 200 научных работ, 18 монографий и более 100 изобретений в области строительства, транспорта, машиностроения, электронной и химической промышленности.
Инновационная струнная технология явилась результатом многолетних изысканий, направленных на оптимизацию существующей транспортной системы, повышение ее эффективности и безопасности. За почти четыре десятилетия научных поисков проект эволюционировал от инженерной идеи до стадии практической реализации. Изобретение подтверждено более 50 российскими и международными патентами.
Что же такое SkyWay («небесный путь»)? Это надземная транспортная система, в которой движение организовано по специальным струнным рельсам, предварительно напряженным натяжением. В сердцевине такого рельса – пучок растянутой в продольном направлении несущей арматуры (напряженных струн). Залитый бетоном специального состава, он составляет единое целое с корпусом рельса, который представляет собой неразрезную стальную или сталежелезобетонную балку.
Рельсо-струнная путевая структура не имеет стыков и деформационных (температурных) швов, за счет чего обеспечивается идеальная ровность пути и достигаются отличные эксплуатационные показатели: высокие скорости движения, минимальные ударные нагрузки, низкие затраты энергии.
Путевая структура размещается над поверхностью земли на анкерных (через 2–3 км и более) и промежуточных (через 40–400 м) опорах. Такое расположение имеет принципиальное значение в плане удешевления строительства, улучшения аэродинамических характеристик подвижного состава, повышения экологичности и безопасности в сравнении с другими видами транспорта.
– Струнный рельс, по которому едет колесное транспортное средство, – это вовсе не фантастика. Это инженерия, – говорит Анатолий Эдуардович.
В основе идеи – аэродинамика. На преодоление аэродинамического сопротивления при высоких скоростях затрачивается значительная часть мощности транспортных средств. При этом основной проблемой остается эффект экрана, то есть резкое увеличение аэродинамического сопротивления вблизи экранирующей поверхности (земли, воды, дорожного полотна) из-за динамического нагнетания воздуха под днище транспортного средства. Минимизировать экранный эффект, а значит, улучшить аэродинамические характеристики можно, если поднять ТС над землей и убрать под ним сплошное дорожное полотно. Узкие полоски для колес создают оптимальные условия для движения.
Именно на железнодорожном транспорте используется самая эффективная система опирания подвижного состава на путевую структуру: «стальное колесо – стальной рельс». Коэффициент полезного действия такой системы равен 99,8%, а потери – в разы меньше, чем у системы «пневматическая шина – асфальтобетонное полотно».
Несущая способность рельсо-струнного пути существенно увеличивается, если рельс является неразрезным по длине и не имеет температурных швов. Решение оптимальное с точки зрения не только уменьшения аэродинамического сопротивления, но и снижения капитальных затрат на строительство путевой структуры в сравнении, например, с тоннелем, земляной насыпью, балочной эстакадой.
Дальнейшие исследования позволили улучшить аэродинамику непосредственно рельсового автомобиля. Коэффициент его аэродинамического сопротивления удалось снизить до 0,06, что приближается к теоретическому пределу, равному 0,04. Для сравнения: у самого скоростного автомобиля «Бугатти» этот коэффициент – 0,38.
Таким образом, основными элементами надземной транспортной системы SkyWay являются неразрезная, предварительно напряженная рельсо-струнная эстакада и рельсовые автомобили на стальных колесах, высокоаэродинамичные, снабженные противосходной системой и имеющие интеллектуальную систему безопасности, управления, энергообеспечения и связи.
По мнению Юницкого, никакая другая наземная транспортная система в соответствии с законами физики не может быть более эффективной, чем SkyWay.
– Струнный транспорт станет основным в XXI веке, как в XIX веке была железная дорога, в XX веке – автомобиль и авиация, – утверждает генеральный конструктор «Струнных технологий». – Это самый дешевый, самый эффективный, самый экономичный, экологичный и безопасный вид транспорта.
SkyWay и экология
В качестве экологических аргументов в пользу SkyWay Анатолий Юницкий обычно приводит следующие. Транспорт нового поколения поможет вернуть землепользователям огромные территории, которые сегодня закатаны под асфальтом и похоронены под шпалами. Инновационная технология поможет также сэкономить сотни миллиардов тонн топлива. При этом в двигателях автомобилей, тепловозов и самолетов не будут сожжены триллионы тонн атмосферного кислорода, необходимого всем нам для дыхания.
Анатолий Эдуардович родом из Брагинского района. Населенного пункта, в котором он родился, сегодня нет на карте. Сейчас там – радиологический заповедник.
– Моей деревне не повезло, – говорит он. – Именно на нее выпало радиационное облако. Весной этого года проверяли показания дозиметра. В нашей деревне – десятикратное превышение нормы. Поэтому я знаю не по книжкам, что такое экология. И понимаю: если не предпринимать мер, так будет со всей планетой. Мы ее просто потеряем.
SkyWay и безопасность
Сегодня автомобили убивают более 1,5 млн человек в год. Около 1 млрд в результате автомобильных аварий становятся инвалидами. Потенциальная угроза автомобильного транспорта заключается в том, что он находится на одном уровне с людьми, животными, другими транспортными средствами. Минимизировать эту угрозу возможно вынесением транспортных средств на второй уровень.
Вопросы создания транспорта второго уровня поднимаются в мире все чаще. Это очень стремительно развивающийся тренд в Израиле, Индии, США, Швейцарии, Китае. Решение проблемы лежит в плоскости радикального изменения транспортных технологий.
SkyWay – как раз тот безопасный транспорт, который изначально застрахован от столкновений. Он осуществляет движение на ином уровне, чем люди, машины, поезда; движется только по прямой, не имея возможности совершить поворот или вылететь на «встречку». Кроме того, подвижной состав SkyWay оснащен противосходной системой, а значит, транспортное средство никоим образом не может перевернуться. А самоуправляемый модуль полностью исключает возможность влияния человеческого фактора.
ЗАО «Струнные технологии» уже внесло в правительство свои предложения о переносе в Беларуси общественного транспорта на второй уровень.
Мир ждет инновационных решений
В сентябре прошлого года технология была представлена на крупнейшей в Европе международной выставке InnoTrans в Берлине.
– Мы были там одной из немногих по-настоящему инновационных компаний. Стенд ЗАО «Струнные технологии» пользовался большой популярностью, – рассказал заместитель генерального директора компании по развитию Виктор Бабурин. – Были продемонстрированы промышленные образцы инновационного подвижного состава – юнибайка, рассчитанного всего на два посадочных места, и более вместительного юнибуса на 14 мест, представляющего, по сути, полноценный общественный транспорт.
В служебные обязанности Виктора Бабурина, помимо прочего, входит установление контактов с потенциальными заказчиками со всего мира. Только за два года он побывал с этой миссией в России, Индии, Танзании, Словакии, Словении, Колумбии, ОАЭ, Швейцарии, Германии и других странах, проявляющих интерес к технологии.
– Проблемы с транспортом есть везде, куда ни ткни пальцем на глобусе. Мы идем туда, где нас ждут, где ищут пути оптимизации транспортных расходов и не боятся экспериментировать с альтернативными видами транспорта. И предлагаем прорывную транспортную технологию, пассажирскую и грузовую. Мы не просто продаем транспортную капсулу, а предлагаем комплексное транспортное решение: подвижной состав плюс путевая структура, станции, депо зарядки и т. д.
Сегодня о нашей технологии известно уже во многих странах. Мы тоже в курсе всех направлений, потому что постоянно мониторим рынки других стран, чтобы знать, как там решаются транспортные проблемы. Люди по всему миру ищут инновационные транспортные технологии. То, что разработано в Беларуси, является наиболее завершенным проектом. Мы на порядок опережаем наших конкурентов из других стран, которые работают над созданием транспорта второго уровня. Потому что наши технологии уже можно увидеть и даже потрогать руками.
ЭкоТехноПарк – прообраз будущего
Первостепенной задачей компании сегодня является завершение строительства демонстрационно-испытательного комплекса технологии SkyWay. Именно на этой площадке всему миру будут демонстрироваться технико-экономические преимущества технологии струнного транспорта, причем сразу в трех сегментах транспортного рынка: грузовом, городском и высокоскоростном междугороднем.
ЭкоТехноПарк возводится в Минской области, неподалеку от Марьиной Горки. На земельном участке площадью около 36 га возводятся образцы трасс и инфраструктурных сооружений.
Запланировано создание трех линий SkyWay: два варианта пассажирских дорог и один – грузовых. На пассажирской трассе будет продемонстрирована возможность установки промежуточных опор на расстоянии 400 метров. Это отличное решение для преодоления рек, автострад, железнодорожных магистралей, других препятствий, в том числе при прокладке коммуникаций в горной местности.
По замыслу проектировщиков пассажирская линия объединит в себе две дороги: верхнюю – навесную междугороднюю, нижнюю – подвесную городскую. На каждой из них струнный транспорт будет развивать разные скорости: от 150 км/ч на городской до 500 км/ч на междугородней. Городской SkyWay предназначен для перевозки пассажиров на небольшие расстояния – до 200 км, высокоскоростной – на расстояния до 10 тысяч километров.
– Представим, что я еду из Минска в Москву, – поясняет Анатолий Эдуардович. – Мне надо попасть по пути в какой-то поселок, поэтому я должен сойти со скоростной линии на промежуточной станции, которая представляет собой пересадочный узел, перейти с одного этажа на другой и пересесть на городскую линию. Пропускная способность этой маленькой станции будет, как у Дубайского аэропорта. Потому что юнибусы и юнибайки, отличающиеся друг от друга, как автобус и личный автомобиль, будут следовать один за другим без расписания.
Самая высокая опора путевой структуры в ЭкоТехноПарке имеет высоту 15 метров, самая низкая – 4 метра. Этого достаточно, чтобы под линией SkyWay мог проехать крупногабаритный транспорт.
Грузовая линия SkyWay протяженностью 800 метров с погрузочно-разгрузочной и разгрузочно-погрузочной станциями будет использоваться для демонстрации широких возможностей струнных технологий в перевозке грузов. Эта транспортная система может быть представлена в двух вариантах: в виде продуктопровода (специального конвейера) либо грузопассажирских модулей – юникаров. Скорость перевозки грузов будет достигать 150 км/ч.
Строительство ЭкоТехноПарка осуществляется строго в соответствии с графиком: осенью 2016 года была завершена первая очередь, на осень 2017-го запланирован ввод в эксплуатацию второй.
В конструкторских бюро и на опытно-экспериментальном производстве тем временем идет работа по созданию скоростного и грузового подвижного состава. Она должна быть завершена уже в текущем году. Примечательно, что подвижной состав SkyWay – юнибусы, юнибайки и юникары – от кресел до электромоторов создается в Беларуси и из отечественных материалов. Даже автоматическая система управления разработана конструкторами «Струнных технологий».
– Весной планируем собрать большое мероприятие, чтобы показать нашу технологию во всей красе, – поделился планами Виктор Бабурин.
Но уже сегодня на полигоне в ЭкоТехноПарке успешно проходит тестирование на городской линии двухместный юнибайк, который так восхитил посетителей международных выставок: «Транспорт и логистика» – в Минске и InnoTrans – в Берлине.
На смотрины
Первый тест путевой структуры состоялся 27 ноября, а уже 29-го в ЭкоТехноПарк приехали представители Австралии, Израиля и Канады. Две недели спустя были организованы вторые смотрины. На этот раз – для руководителей муниципалитетов из Турции, Индии, инфраструктурных консультантов из Швейцарии, а также руководителя Крымской академии наук.
Гости приезжали, по сути, с одной целью: убедиться, что технология SkyWay – не вымысел, что в реальности создана путевая структура, по которой перемещается транспортная капсула, причем не модель, а полномасштабный двухместный модуль, промышленный образец, на котором можно перевозить людей. Все партнеры компании хотят приобрести инновационную технологию для внедрения на территории своей страны.
– О проекте знаем давно. Очень внимательно наблюдали за инновационной выставкой в Берлине, где струнный транспорт произвел фурор, – рассказал Виктор Тарасенко, президент Крымской академии наук, прибывший в Беларусь по поручению руководства Республики Крым. – К нам приезжала группа помощников Юницкого. Были встречи с учеными, экологами, транспортниками, общественностью, а также на уровне правительства.
Конечно, нам надо искать выход из той ситуации, в которой оказалась сегодня республика, когда пошел мощный вал автомобилей и города забиты транспортом до такой степени, что средняя скорость движения по Симферополю составляет около
6 километров в час. Предлагается на въезде в курортную зону сделать площадки аккумуляции автотранспорта, как на продвинутых европейских курортах. А дальше использовать юнибусы и юнибайки. Это наиболее экологичный, безопасный и перспективный вид транспорта на этот век. Более дешевого, чистого и надежного в плане безопасности просто нет. Это радикальное и очень инновационное решение проблемы. Причем продумано все до мелочей.
У нас уже есть предварительная договоренность, что мы сделаем первую такую тестовую линию под Симферополем, в сторону западного побережья и курортного поселка Николаевка.
Принципиальная важность струнного транспорта в том, что он поможет поменять логистику организации курорта, туристической рекреации. Крым ведь уникален. Можно в глубинке организовывать экологический, исторический, винный туризм – какой угодно. И за 15–20 минут выскакивать на пляжи и солнечные вершины. Я не говорю, что у нас все решено, но процесс идет в нужном направлении. Буквально перед поездкой у меня была встреча с руководителем республики. Сегодня в Крыму уже более двух тысяч инвесторов разного уровня, которые готовы участвовать в финансировании глобального проекта.
Ануш Саркисьян из Турции – директор инвестиционной компании, которая взаимодействует с ЗАО «Струнные технологии» с 2014 года:
– Сначала я вложила свои инвестиции, потом стала приглашать других. Представители двух муниципалитетов, а это 10 человек, приехали сюда, чтобы увидеть на месте, что такое SkyWay. Все – в восторге. И сказали, что будут делать все, чтобы внедрить эту технологию в Турции. Они уверены, что первый проект SkyWay будет реализован именно в нашей стране.
Планируем сегодня же подписать договоры о намерениях. Мы ожидали два с половиной года. И сегодня у меня такое чувство, будто ребенок родился. Сейчас надо просто поставить его на ноги, чтобы он пошел, а потом побежал, полетел.
Глава компании «Струнные технологии» признался, что испытывает аналогичные чувства. Но четко понимает: это – пока только первый шаг. Впереди еще очень большой путь.
В настоящее время в Московском институте электротранспорта завершается сертификация технологии струнного транспорта. Этого момента с нетерпением ожидают заказчики со всего мира.
Философия транспорта
ЭкоТехноПарк – это не только демонстрационная площадка технических возможностей SkyWay, но и воплощение смелых экологических идей.
Изрытый ямами и заросший бурьяном участок, на котором раньше располагался танковый полигон, по замыслу организаторов должен превратиться в цветущую долину.
Уже в самую первую осень здесь был заложен сад. Пять тысяч деревьев – яблони, груши, вишни, сливы, а также сосны и пихты – посадили инвесторы со всего мира. Среди них – люди довольно преклонного возраста. Но они признавались, что в них словно вдохнули второе дыхание, что хотят прожить еще долго, чтобы увидеть своими глазами, как воплотятся в жизнь идеи SkyWay.
На обогащенной гумусом почве сад уже в первый год дал урожай. Кроме того, было произведено озеленение кровли здания будущей пересадочной станции. Такое станет нормой в линейных городах будущего – городских поселениях кластерного типа, соединенных в единую систему с помощью транспортной системы SkyWay, позволяющей практически полностью отказаться от использования автомобилей и обеспечивающей высокое качество жизни людей.
– Это надо не чиновникам, не политикам, а простым людям. Вместе мы сможем восстановить плодородие почв в мегаполисах, спасти миллионы человеческих жизней, которые сегодня теряем в автомобильных авариях. Здесь много философии. Это не просто струнная дорога. Это практически целое движение. За мной – уже 25 тысяч инвесторов и единомышленников. Если мы и дальше будем жить, как живем, будущего у человечества и планеты нет.
В том, что технология SkyWay, направленная на создание более безопасной, комфортной и чистой среды обитания для людей, воплощается в жизнь именно в Беларуси, на родине изобретателя, Юницкий видит особый знак:
– Беларусь, несмотря на многочисленные санкции и прочие препоны, чинимые недобросовестными политиками и международными корпорациями, неотступно ищет свой собственный путь и развивает независимую социально ориентированную экономику. При этом Беларусь, как ни одна другая страна, ощутила на себе все последствия техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Свои замыслы Анатолий Юницкий с разным успехом пытался реализовывать в различных странах. Но именно в Беларуси, признается, достиг наибольшего результата.
– В науке нет отрицательного опыта. Все плохое, что со мной случалось, все неудачи – это мой опыт, которому я благодарен.
А еще он называет себя доктором философии транспорта и утверждает, что в настоящем транспорте философии больше, чем инженерии. Человек с особенным взглядом на мир, который вопреки консервативности этого мира настойчиво пытается его изменить.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ДТП»