Брюссельские покатушки
Как в ЕС спорят о стандартизации и сертификации СПМ

В 2024 году в Беларуси прошло бурное общественное обсуждение ПДД в части корректировки ряда пунктов, касающихся средств персональной мобильности. Большой плюс предстоящих изменений – в том, что они конкретизировали определение СПМ, в том числе через ограничение для них максимальной скорости 25 км/ч и спешивание велосипедистов и лиц на СПМ при пересечении проезжей части дороги. Учитывая эмоциональность отзвучавших в нашей стране споров, имеет смысл сравнить их с европейскими. Там тоже копья ломают в основном вокруг определений и единых стандартов, но до результата пока далеко.

Этот брюссельский самокатчик вряд ли подозревает, что вокруг его СПМ в Еврокомиссии кипят страсти brusselstimes.com

Итак, средства персональной (индивидуальной) мобильности (СПМ – в Беларуси, СИМ – в России)? Или, как иногда пишут в Европе, «моторизованные микромобильные устройства» (ММУ)? Или… Не суть важно. Проблема заключается в том, что в ЕС обычные транспортные средства зарегулированы жестко, потому спрос на СПМ, регулируемые менее жестко, быстро растет. А вслед за ним и аварийность, как и у нас. Рост ДТП с участием СПМ в Европе связывают именно с увеличением количества электросамокатов. Но для окончательных выводов нужно больше данных, а для этого стоило бы определиться, о чем, собственно, идет речь.

Справка «ТБ». Согласно национальным статданным стран ЕС, в 2022 году в результате ДТП с участием ММУ (категория персональных легких электромобилей, в которой преобладают электросамокаты) погибли 119 человек, что превышает показатели прошлых лет.

Регуляторы из Еврокомиссии разводят руками: поди пойми, что там лежит на перекрестке, задрав дымящиеся и все еще вращающиеся колеса: персональный легкий электромобиль, электрический моноцикл либо еще какая-нибудь диковина. Специалисты просят уточнить классификацию всех этих СПМ, а то непонятно, что регулировать.

Пока чемпионом по количеству синонимичных названий среди СПМ остается электромоноцикл drive2.ru
В быту горожанам удается упорядочить свои СПМ куда эффективнее, чем законодателям standard.co.uk

Стандартизируй это

Понятно, брюссельские гении еврорегуляции сами на СПМ не ездят – у них нормальные автомобили. Чтобы разобраться в вопросе, Еврокомиссия привлекла Лабораторию транспортных исследований (TRL) и компанию FKA GmbH, подготовившие отчет под простым и лаконичным названием «Исследование необходимости гармонизированных правил для поддержки развития микромобильности и повышения безопасности дорожного движения для устройств персональной мобильности». Отлили в граните!

Предмет исследования обозначен как PMD – personal mobility devices. Отчет содержит потенциальные способы регулирования стандартов безопасности для всех PMD, которые не подпадают под правила ЕС о сертификации ТС. Эксперты подталкивают еврокомиссаров к предсказуемому выводу – нужна универсальная система сертификации.

Справка «ТБ». По оценке отчета, сертификация должна охватывать все типы ТС с электроприводом весом менее 250 кг и максимальной скоростью до 25 км/ч. TRL и FKA относят сюда электросамокаты с посадкой стоя и сидя, малоскоростные мопеды, обычные электросамокаты, так называемые «ховерборды», другие самобалансирующиеся ТС, электровелосипеды для перевозки грузов или людей.

Порядок классификации всего, что движется, предлагается такой: новые правила сертификации PMD, действующие правила сертификации ТС, велосипедные правила, которые «работают достаточно хорошо и не нуждаются в изменении в краткосрочной перспективе, хотя их можно было бы добавить к предлагаемой новой системе позднее».

Авторы отчета признают: «Стандартизированная евросистема сертификации принесла бы пользу в плане безопасности». Во многих странах ЕС нет обязательных технических стандартов для всевозможных средств персональной мобильности. В результате «на рынок попадают товары с недостаточной структурной прочностью или неэффективными тормозами», а добросовестные производители несут издержки ради соответствия отдельным требованиям отдельных стран. Сделайте единый стандарт – это сразу снизит нормативную нагрузку на государства – члены ЕС, призывают авторы отчета.

Не более 20 км/ч и с 16 лет

Более жесткий и системный подход отстаивает Европейский совет транспортной безопасности (ETSC). Еще до Еврокомиссии и ее консультантов ETSC издал собственный отчет по СПМ, где призвал разработать обязательные технические требования для всех электросамокатов, продаваемых в ЕС, заменив ими сегодняшнюю разрозненную систему национальных требований и добровольных стандартов.

Справка «ТБ». Предложения ETSC подразумевают ограничение максимальной скорости стоячих самокатов 20 км/ч, минимальный возраст водителя 16 лет, обязательное ношение шлемов, запрет на езду с пассажирами или под воздействием алкоголя и наркотиков. Стандарты должны зафиксировать минимальный уровень эффективности торможения, ограничение максимального ускорения, передние и задние тормоза, звуковое предупреждающее устройство (звонок), наличие передних и задних фар.

Как видим, предложения ETSC жестче, чем рассматриваемые Еврокомиссией альтернативы или действующие в Беларуси ПДД. Однако в основном эта жесткость аргументирована. Например, отчет напоминает, что в 11 странах ЕС максимальная скорость электросамокатов на национальном уровне уже ограничена 20 км/ч, а не 25 км/ч. Раз Германия, Испания, Нидерланды разработали национальные стандарты для СПМ, то, наверное, общеевропейский стандарт легче создавать с опорой на их наработки. А ситуация, когда существуют нормативы для таких частей самоката, как шины или аккумуляторы, но не для самоката в целом, откровенно абсурдна. Особенно с точки зрения перспективы: в ЕС действуют обязательные стандарты безопасности для новых ТС, включающие системы интеллектуальной помощи при превышении скорости (Intelligent Speed Assistance, ISA). От СПМ никакие ISA не требуются, и ETSC призывает срочно этим озаботиться, ведь «потребуются годы, чтобы новые технологии безопасности распространились на большинство ТС».

Самокатчику не наливаем

На сладкое – несколько евроанекдотов про СПМ, не относящихся к регуляторике. В евростатистике аварийности СПМ, оказывается, есть лукавая особенность: если в ДТП пострадал только электросамокатчик, полиция может не выезжать на место происшествия, и ДТП не учитывается в национальной статистике. И советует «связать данные больниц с полицейскими отчетами для получения более полной картины».

В Беларуси многие посмеивались, когда дискуссия вокруг СПМ затронула алкоголь и наркотики. А зря, свидетельствуют евроэксперты: «Ограниченные данные показывают, что от половины до двух третей погибших употребляли алкоголь перед поездкой. Меры по борьбе с ездой на СПМ в нетрезвом виде должны включать законодательные ограничения с соответствующим уровнем контроля».

Достаточно ли для ночной езды фонаря на СПМ и фликера на его владельце, как у нас? Практика покажет. В Финляндии и Норвегии власти ряда городов обязали самокатчиков ночью ограничивать скорость в ночное время либо даже полностью запретили пользоваться СПМ. Якобы эти меры привели к снижению числа травм. Такой подход тоже может стать темой для дискуссий.

Алексей КАРАМАЗОВ

Добавить комментарий