До начала нового учебного года остаются считаные дни. В преддверии этого события пресс-центр Дома прессы организовал пресс-конференцию, посвященную обеспечению безопасности движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей.
Спикером от Госавтоинспекции на ней выступила старший инспектор по особым поручениям отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД Беларуси Анна БАНАДЫК.
Календарь мероприятий ГАИ, направленных на сохранение жизни и здоровья детей, в эту пору как никогда насыщен.
С 18 по 24 августа в республике проходит профилактическая акция по безопасной перевозке детей «Маленький пассажир – большая ответственность!».
На 25 августа – 5 сентября запланировано уже традиционное республиканское профилактическое специальное комплексное мероприятие «Внимание – дети!».
Каждую последнюю пятницу месяца ГАИ проводит Единый день безопасности дорожного движения. 30 августа он пройдет под девизом «Безопасная дорога в школу – задача взрослых».
Кроме того, с 1 по 10 сентября пройдет Единый республиканский день безопасности, утвержденный протоколом заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совмине. 6 сентября определено тематическим ведомственным днем МВД и Генеральной прокуратуры.
Официальный представить УГАИ МВД прокомментировала цели и задачи каждого из названных мероприятий.
– Из 15 погибших за 7 месяцев текущего года 9 несовершеннолетних являлись пассажирами транспортных средств. Вина за их смерть полностью лежит на взрослых, которые не обеспечили безопасность участия движения и перевозки детей. Опыт показывает: даже если ребенок и попадает в ДТП, то, находясь в детском удерживающем устройстве, он, как правило, получает незначительные травмы, ушибы, ссадины, не угрожающие жизни. Если же малыш перевозится без кресла, то в случае дорожного происшествия чаще всего он получает смертельные травмы, – эти слова представителя ГАИ адресованы прежде всего родителям.
Именно печальная статистика обусловила проведение акции «Маленький пассажир – большая ответственность!». Пока не придумано ничего более эффективного для сохранения жизни и здоровья ребенка – пассажира автомобиля, чем специально сконструированное и подобранное с учетом его возраста и веса автомобильное кресло, говорят в ГАИ. Уже более двух лет в Беларуси закреплена законодательно норма, обязывающая водителей транспортных средств перевозить детей только с использованием детских удерживающих устройств. Тем не менее для многих родителей это не стало обязательным к исполнению правилом.
Кроме того, мало купить детское кресло, важно правильно установить его в автомобиле и закрепить. Правильность этих слов подтверждает трагический случай с полуторамесячным ребенком, который перевозился в кресле, но был неправильно закреплен. При перевороте транспортного средства он просто выскользнул из кресла.
Задача ежегодной акции «Внимание – дети!» – привлечь максимум внимания к проблеме сохранения жизни и здоровья детей на дорогах, повысить уровень ответственности водителей и родителей. Планируется активное участие в мероприятии педагогов и родителей.
– Мы призываем водителей проявить активную гражданскую позицию и включать ближний свет фар. Он необходим для того, чтобы привлечь внимание юных пешеходов. Так мы сможем сохранить им жизнь, – говорит Анна Банадык.
Вплоть до 10 сентября за полчаса до начала занятий инспекторы и другие милиционеры будут дежурить вблизи учреждений образования, помогать детям безопасно переходить улицу, применять меры по организации дорожного движения в случае возникновения нестандартных ситуаций. Такие действия призваны дисциплинировать водителей и родителей, которые подвозят детей к школе.
– Также мы пойдем в трудовые коллективы. Будем рассказывать о причинах и последствиях ДТП с участием детей, о том, как этого избежать, о важности правильного безопасного поведения на дорогах и примера родителей. Потому что сколько бы инспекторы ГАИ и учителя ни говорили о правилах безопасности, если папа и мама их нарушают, то ребенок будет делать то же самое. Ряд профилактических мероприятий направлен прежде всего на повышение ответственности водителей и родителей.
На базе СШ № 208 Московского района г. Минска создан Центр безопасности дорожного движения. Здесь очень много сделано для обучения детей правильному и безопасному поведению на дороге. В наличии – интерактивная доска, интересные обучающие программы, которые одновременно осуществляют контроль знаний, видеоролики, мультфильмы и фильмы для детей разного возраста. Непосредственно к тематическому дню МВД приурочено открытие на базе школы и автогородка. Посетить его старший инспектор УГАИ приглашает всех заинтересованных.
– То есть мы всячески стараемся вовлекать в процесс обеспечения безопасности как маленьких, так и взрослых участников движения, – поясняет она.
Единый день безопасности дорожного движения также станет днем активной профилактической работы. К тому же будет задействован административный ресурс – для осуществления контроля за соблюдением скоростного режима, особенно вблизи учреждений образования, а также правил проезда пешеходных переходов и перевозки детей-пассажиров.
Важное направление работы Госавтоинспекции – ежегодное обследование улично-дорожной сети вблизи школ, дошкольных учреждений, детских поликлиник, образовательных творческих центров, музыкальных школ. Контролируется состояние проезжей части, тротуаров, пешеходных дорожек, наружного освещения и технических средств организации дорожного движения.
По результатам обследования, проведенного в июле – августе этого года, выявлено 2746 фактов ненадлежащего состояния либо отсутствия дорожных знаков или дорожной разметки, определена необходимость устройства искусственных неровностей вблизи 171 объекта, тротуаров – вблизи 196 учреждений образования, наружного освещения по ходу движения детей-пешеходов – в 152 местах, ограждающих устройств, предотвращающих выход детей на проезжую часть, – в 144.
Ответственным должностным лицам дорожных и коммунальных организаций выдано 493 предписания на устранение выявленных недостатков до 1 сентября.
11 должностных лиц привлечены к административной ответственности за нарушение правил содержания дорог и технических средств организации дорожного движения.
Помимо этого, в органы местной власти направлено 137 информационных записок с предложениями по совершенствованию условий дорожного движения вблизи учреждений образования. Как правило, речь идет о строительстве дополнительных пешеходных дорожек или устройстве дополнительного наружного освещения.
15 погибших, 213 раненых. Практически каждый второй ребенок перевозится с нарушением правил. Согласно статистике, 73% дорожных происшествий с детьми случается по вине взрослых. То есть родители не обеспечивают их безопасность. Превышают скорость, подрезают, идут на необдуманный обгон, чем подвергают жизнь детей опасности. А если к тому же ребенок перевозится без удерживающего устройства, риск получить смертельные травмы возрастает многократно.
Официальный представитель УГАИ МВД дает рекомендации:
– Сейчас самая опасная пора: дети вернулись с отдыха. Они еще не привыкли к интенсивному городскому движению. Самое время в очередной раз напомнить им о правилах безопасности во дворах, которые являются зоной повышенного риска. Именно поэтому основное правило – рядом с детьми до 7 лет во дворе и на дороге должны находиться взрослые, которые контролируют их поведение. Катание на велосипедах, самокатах, мотор-колесах – только на закрытых территориях, вдалеке от движущегося транспорта – на стадионах, в парках.
Что касается дороги в школу, то родители просто обязаны проложить вместе с детьми, особенно первоклашками, как мы говорим, безопасный маршрут «дом – школа – дом». Показать ребенку и объяснить, как себя вести. Не выбегать из-за стоящих транспортных средств, кустарников, скамеек. Остановиться, внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что нет движущихся транспортных средств. И только тогда переходить проезжую часть. Не бояться при этом просить помощи у взрослых. Если заострить внимание ребенка на таких важных моментах, он будет внимателен.
В целом по республике за 7 месяцев текущего года количество дорожных происшествий с участием детей уменьшилось с 220 до 207. Количество раненых детей сократилось с 233 до 213. Число погибших осталось на уровне прошлого года – 15.
Участниками дорожных происшествий стали 100 детей-пешеходов. Трое из них погибли, 97 получили травмы.
Все более актуальной становится проблема травматизма детей на нерегулируемых пешеходных переходах. 30 человек из 100 получили травмы на нерегулируемых пешеходных переходах, 21 – на регулируемых. Пятеро шли на красный сигнал светофора, один случай – со смертельным исходом.
25 несовершеннолетних пересекали проезжую часть вне пешеходного перехода. 20 – получили травмы во дворах, двое – находясь на остановке общественного транспорта, один – на обочине. Один смертельно травмирован в результате падения груза с грузовой машины.
Участниками ДТП стали 33 несовершеннолетних велосипедиста, двое из которых погибли.
Восемь человек в возрасте от 16 до 18 лет стали участниками ДТП как водители транспортных средств. Один погиб, семеро получили травмы.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»