«БАЗАР». ТРАМВАЙ, КОНДУКТОР

Во время проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» коллектив Витебского трамвайно-троллейбусного управления работал в круглосуточном режиме. И успешно справился с возложенными на предприятие обязанностями. Трамваи и троллейбусы развозили людей после концертов, не взирая на непогоду. Очередной фестиваль запомнился и другим – в Витебске на территории трамвайного депо открыли памятник кондуктору.

«БАЗАР». ТРАМВАЙ, КОНДУКТОР

Вообще, трамвай для Витебска – это больше, чем транспорт. Это еще и история города. Достаточно сказать, что первый в Беларуси трамвай зазвенел именно на витебской мостовой. Произошло это 118 лет назад. И, кстати, губернский Витебск обзавелся им раньше столичных Санкт-Петербурга и Москвы! В Минске трамвай пошел лишь в 1929 году. Даже тогда это был самый мобильный вид транспорта.

Поэтому появление памятника кондуктору на ул. 5-я Фрунзе, рядом с репликой трамвая, вышедшего в свой первый рейс в июне 1898 года, было вполне логичным. Именно Витебское трамвайно-троллейбусное управление выступило инициатором его установки, а идею воплотил в жизнь известный скульптор Иван Казак.

Творения рук мастера уже украшают город над Двиной, но этот памятник – особенный для скульптора.

– Наш кондуктор – человек пожилой, в форме, которую носили представители этой профессии еще в царской России. Фото сохранились в Витебском трамвайно-троллейбусном управлении. Именно по ним я лепил кафтан, цепочку от часов. И еще одна интересная деталь: в руке у него билет, на котором обозначена цена – 3 копейки. Именно столько, по архивным данным, стоил билет низшего класса на трамвай до революции, – говорил Иван Казак в ходе торжественного открытия памятника.

Это сегодня в Витебске ежедневно на линию выходят 64 трамвая и 72 троллейбуса. Трамваи обслуживают 9 городских маршрутов, троллейбусы – 10. Привычный для каждого жителя и гостя города транспорт.

У старшего поколения трамваи ассоциируются с детством.

Как-то я беседовал с известным белорусским художником Владиславом Стальмаховым, картины которого являют собой целую историю. Одна из них посвящена витебскому трамваю.

– Я когда-то прожил в Витебске 7 лет. Это – первый город, где я впервые увидел настоящий трамвай, пароходы, мосты. Детские воспоминания до сих пор живут в моих картинах… Многие воспоминания связаны с трамваями рижского завода. В те времена на одном из них работал замечательный человек – кондуктор, который объявлял остановки в стихотворной форме. «Заяц бывает белый, заяц бывает серый. А ты какого цвета заяц без билета?» – говорил он и высаживал безбилетника. Тот трамвай навсегда остался в моей памяти.

– За свою историю витебский трамвай пробежал сотни миллионов километров, перевез более 5 миллиардов пассажиров, – говорил во время открытия памятника кондуктору начальник Витебского трамвайно-троллейбусного управления Василий Павлючков. – С чем это можно сравнить? С населением земного шара. Свыше 25 тысяч человек в те или иные годы трудились в ТТУ. И если учитывать, что у них были семьи и родственники, то можно предположить, что практически каждый витебчанин так или иначе связан с предприятием. Поэтому «Витебский кондуктор» – символ всех работников нашего управления, которое работает для пассажиров, дань памяти и уважения людям, отдавшим часть жизни и души любимому делу.

Кондукторы и сейчас разные. В Витебском трамвайно-троллейбусном управлении кондукторами работают около 350 человек. Среди них – и строгие, педантичные люди, и веселые, способные поднять настроение самому хмурому пассажиру, не нарушив ни одной инструкции. Но в основном – это женщины.

Между тем профессия кондуктора с самого зарождения трамвайного движения и примерно до 1914–1915 годов была исключительно мужской и считалась опасной для женщин. Первые представительницы прекрасного пола в витебском трамвае появились только в 1914 году, после мобилизации и отправки мужчин на фронт. В основном на места кондукторов приглашали бывших извозчиков, поскольку они хорошо были знакомы с правилами дорожного движения и городскими порядками. Так как кондукторы являлись категорией работников, которая была всегда на виду, к ним, как, впрочем, и к другому персоналу трамвая, предъявляли довольно-таки строгие требования: необходимо было уметь читать и писать, а также иметь хорошее здоровье.

Это следует из многочисленных исторических документов, предоставленных в Музее истории ВТТУ.

Вот небольшой пример: кондукторы и служащие при вагоне должны находиться всегда в трезвом виде и обходиться с публикой вежливо и предупредительно, а также должны иметь при себе особые книжки для записывания пассажирами жалоб. Книжки они обязаны ежедневно предъявлять администрации трамвая, а также представлять для контроля по требованию управы или, по крайней мере, один раз в месяц.

Вещи, забытые в вагоне пассажиром, кондуктор обязан сохранить в целости и представить в правление трамвая, которое с ними поступает на законном основании.

Средний заработок кондуктора составлял примерно 24 рубля. Вот, например, таковым был в основном бюджет кондуктора витебского трамвая в начале XX века. «Семья его состояла из шести человек: жены и четырех детей и размещалась в одной комнате. Вместе с поверстными единственный в семье кор­милец на руки получал 24 руб. 16 коп. в месяц. Комната стоила 6 руб., отопление и освещение – 4 руб., на прожитье (в расчете 25 коп. в день) – 7 руб. 25 коп., на питание семьи – 6 руб. 91 коп.

В первые дни войны (начало – 1 августа 1914 г.) была объявлена мобилизация. В северо-западных прифронтовых районах было введено военное положение. Трамваи усиленно стали подвозить призывников к железнодорожному вокзалу для отправки поездами на фронт. Мобилизацией было охвачено более половины мужского населения Витебска и Витебской губернии. В самом начале войны массовая мобилизация трамвайных служащих стала причиной нехватки квалифицированных кадров (вагоновожатых, кондукторов, ремонтных рабочих), из-за этого сократился выпуск вагонов на линию. Трамвайщики стали искать выход из столь серьезного положения, были привлечены к работе студенты и иные работники, временно не задействованные на основной службе. Однако эти действия не имели необходимой эффективности, в связи с чем было принято решение впервые со дня открытия трамвайного движения в Витебске о наборе на работу женщин. История сохранила и имя первой из них – это Иоганна Ивановна Кейв. Сохранилась ее фотография и воспоминания, с которыми будет очень интересно познакомиться.

«При царской власти женщин не на всякую работу принимали. Не было среди них и кондукторов. Я поступила на эту должность в сентябре 1914 года. Витебляне были очень удивлены, увидев меня кондуктором. Через несколько дней поступили на работу еще несколько женщин: Сергеева, Новицкая, Лебедева и другие. Рабо­тать приходилось в трудных условиях. Вагоны были маленькие с от­крытыми площадками. Вагоновожатый работал стоя, в зимнее вре­мя одет был в тулуп, на площадке возле водителя всегда находилось много пассажиров. Это объяснялось тем, что здесь за проезд брали дешевле – три копейки, а в вагоне – шесть копеек. Вагоны в то время были без дуги. Ее заменяла штанга с роликом наверху. Поэто­му кондуктор обязан был стоять на задней площадке и следить за штангой на закруглениях и стрелках, поскольку ролик спадал с трол­лейного провода. Надо было успеть и обилетить пассажиров. Если контролер находил в вагоне более двух пассажиров без билета, кон­дуктора штрафовали. Работать ему было тяжело. Билеты в виде кни­жек размещались на колодках с помощью жестяных зажимов. На колодках было по четыре книжки, в каждой – по 200 билетов; пря­мые – от вокзала до Смоленского рынка – стоили 6 копеек, проезд на передней площадке и ученические – 3 копейки, пере­садочная на улице Гоголя – 6 копеек.

Кондуктор прицепного вагона, обилечивая пассажиров, должен был стоять на узкой подножке. При­ходилось передвигаться по ней, как акробату, держась за стойки скамеек. Улицы были узкие, особенно Вокзальная. Столбы для трол­лейного провода стояли очень близко от трамвайной линии, и были случаи, когда кондукторы ударялись о столб или извозчики сбивали их с подножек».

За более чем столетний период работа кондуктора претерпевала изменения – организации общественного транспорта то выводили их из штата, то вводили вновь. В некоторых странах функцию кондуктора сегодня выполняют умные приспособления. Но во многих городах мира эта профессия продолжает жить или вновь восстановлена, в том числе и в нашем городе. Со времени ее введения, а это, напомним, более ста лет назад, история изменила транспорт, уклад жизни общества, людей, но что-то все же оставила. И в забавном очерке газеты «Витебские губернские ведомости» от 25 июня 1898 года это «что-то» хорошо отражается:

«В воскресенье 21 июня нам лично пришлось видать, как места в вагонах публика брала с боя, чуть ли не с мордобитием. Против аптеки г. Редмейстера мы видели безобразные сцены. Разношерстная толпа при приближении вагона, направлявшегося на вокзал, густой кучей бросилась к нему.

Тщетно кондуктор убеждал публику повременить и дать возможность выйти людям из вагона. Не тут-то было: толпа напирала сильней и сильней, сдавленный кондуктор еле вскочил на площадку. Толпа хлынула за ним, падая и спотыкаясь на подножках вагона. Прошли один и другой вагон, но нам все-таки не пришлось попасть в них, так как мы вовсе не желали рисковать своими боками. Для того чтобы достичь своей цели – поехать на вокзал, мы принуждены были отправиться за Задуновскую дамбу и ждать там вагона, еще не совсем наполненного публикой. Но у аптеки г. Редмейстера мы опять увидели, как толпа бросается к вагону. Мест – ни одного свободного. Впереди стоит человек, по-видимому, интеллигент, с розой в петличке и  кротко вопрошает:

– Дайте мне место!

– Нет места! – вежливо отвечает кондуктор.

– Дайте, – настаивает интеллигент.

– Нет! – отчеканивает кондуктор.

– Дайте!

– Нет!

– Дьявол, дай же мне место!

– ?!!!

– О, черти, дьяволы, берут деньги и не дают места! Интеллигент машет руками и неистовствует. Является агент трамвая, кое-как улаживает дело, и вагон трогается, оставляя за собой целый хвост публики».

Приятных вам поездок, уважаемые пассажиры!

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»