Во время проведения международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» коллектив Витебского трамвайно-троллейбусного управления работал в круглосуточном режиме. И успешно справился с возложенными на предприятие обязанностями. Трамваи и троллейбусы развозили людей после концертов, не взирая на непогоду. Очередной фестиваль запомнился и другим – в Витебске на территории трамвайного депо открыли памятник кондуктору.
Вообще, трамвай для Витебска – это больше, чем транспорт. Это еще и история города. Достаточно сказать, что первый в Беларуси трамвай зазвенел именно на витебской мостовой. Произошло это 118 лет назад. И, кстати, губернский Витебск обзавелся им раньше столичных Санкт-Петербурга и Москвы! В Минске трамвай пошел лишь в 1929 году. Даже тогда это был самый мобильный вид транспорта.
Поэтому появление памятника кондуктору на ул. 5-я Фрунзе, рядом с репликой трамвая, вышедшего в свой первый рейс в июне 1898 года, было вполне логичным. Именно Витебское трамвайно-троллейбусное управление выступило инициатором его установки, а идею воплотил в жизнь известный скульптор Иван Казак.
Творения рук мастера уже украшают город над Двиной, но этот памятник – особенный для скульптора.
– Наш кондуктор – человек пожилой, в форме, которую носили представители этой профессии еще в царской России. Фото сохранились в Витебском трамвайно-троллейбусном управлении. Именно по ним я лепил кафтан, цепочку от часов. И еще одна интересная деталь: в руке у него билет, на котором обозначена цена – 3 копейки. Именно столько, по архивным данным, стоил билет низшего класса на трамвай до революции, – говорил Иван Казак в ходе торжественного открытия памятника.
Это сегодня в Витебске ежедневно на линию выходят 64 трамвая и 72 троллейбуса. Трамваи обслуживают 9 городских маршрутов, троллейбусы – 10. Привычный для каждого жителя и гостя города транспорт.
У старшего поколения трамваи ассоциируются с детством.
Как-то я беседовал с известным белорусским художником Владиславом Стальмаховым, картины которого являют собой целую историю. Одна из них посвящена витебскому трамваю.
– Я когда-то прожил в Витебске 7 лет. Это – первый город, где я впервые увидел настоящий трамвай, пароходы, мосты. Детские воспоминания до сих пор живут в моих картинах… Многие воспоминания связаны с трамваями рижского завода. В те времена на одном из них работал замечательный человек – кондуктор, который объявлял остановки в стихотворной форме. «Заяц бывает белый, заяц бывает серый. А ты какого цвета заяц без билета?» – говорил он и высаживал безбилетника. Тот трамвай навсегда остался в моей памяти.
– За свою историю витебский трамвай пробежал сотни миллионов километров, перевез более 5 миллиардов пассажиров, – говорил во время открытия памятника кондуктору начальник Витебского трамвайно-троллейбусного управления Василий Павлючков. – С чем это можно сравнить? С населением земного шара. Свыше 25 тысяч человек в те или иные годы трудились в ТТУ. И если учитывать, что у них были семьи и родственники, то можно предположить, что практически каждый витебчанин так или иначе связан с предприятием. Поэтому «Витебский кондуктор» – символ всех работников нашего управления, которое работает для пассажиров, дань памяти и уважения людям, отдавшим часть жизни и души любимому делу.
Кондукторы и сейчас разные. В Витебском трамвайно-троллейбусном управлении кондукторами работают около 350 человек. Среди них – и строгие, педантичные люди, и веселые, способные поднять настроение самому хмурому пассажиру, не нарушив ни одной инструкции. Но в основном – это женщины.
Между тем профессия кондуктора с самого зарождения трамвайного движения и примерно до 1914–1915 годов была исключительно мужской и считалась опасной для женщин. Первые представительницы прекрасного пола в витебском трамвае появились только в 1914 году, после мобилизации и отправки мужчин на фронт. В основном на места кондукторов приглашали бывших извозчиков, поскольку они хорошо были знакомы с правилами дорожного движения и городскими порядками. Так как кондукторы являлись категорией работников, которая была всегда на виду, к ним, как, впрочем, и к другому персоналу трамвая, предъявляли довольно-таки строгие требования: необходимо было уметь читать и писать, а также иметь хорошее здоровье.
Это следует из многочисленных исторических документов, предоставленных в Музее истории ВТТУ.
Вот небольшой пример: кондукторы и служащие при вагоне должны находиться всегда в трезвом виде и обходиться с публикой вежливо и предупредительно, а также должны иметь при себе особые книжки для записывания пассажирами жалоб. Книжки они обязаны ежедневно предъявлять администрации трамвая, а также представлять для контроля по требованию управы или, по крайней мере, один раз в месяц.
Вещи, забытые в вагоне пассажиром, кондуктор обязан сохранить в целости и представить в правление трамвая, которое с ними поступает на законном основании.
Средний заработок кондуктора составлял примерно 24 рубля. Вот, например, таковым был в основном бюджет кондуктора витебского трамвая в начале XX века. «Семья его состояла из шести человек: жены и четырех детей и размещалась в одной комнате. Вместе с поверстными единственный в семье кормилец на руки получал 24 руб. 16 коп. в месяц. Комната стоила 6 руб., отопление и освещение – 4 руб., на прожитье (в расчете 25 коп. в день) – 7 руб. 25 коп., на питание семьи – 6 руб. 91 коп.
В первые дни войны (начало – 1 августа 1914 г.) была объявлена мобилизация. В северо-западных прифронтовых районах было введено военное положение. Трамваи усиленно стали подвозить призывников к железнодорожному вокзалу для отправки поездами на фронт. Мобилизацией было охвачено более половины мужского населения Витебска и Витебской губернии. В самом начале войны массовая мобилизация трамвайных служащих стала причиной нехватки квалифицированных кадров (вагоновожатых, кондукторов, ремонтных рабочих), из-за этого сократился выпуск вагонов на линию. Трамвайщики стали искать выход из столь серьезного положения, были привлечены к работе студенты и иные работники, временно не задействованные на основной службе. Однако эти действия не имели необходимой эффективности, в связи с чем было принято решение впервые со дня открытия трамвайного движения в Витебске о наборе на работу женщин. История сохранила и имя первой из них – это Иоганна Ивановна Кейв. Сохранилась ее фотография и воспоминания, с которыми будет очень интересно познакомиться.
«При царской власти женщин не на всякую работу принимали. Не было среди них и кондукторов. Я поступила на эту должность в сентябре 1914 года. Витебляне были очень удивлены, увидев меня кондуктором. Через несколько дней поступили на работу еще несколько женщин: Сергеева, Новицкая, Лебедева и другие. Работать приходилось в трудных условиях. Вагоны были маленькие с открытыми площадками. Вагоновожатый работал стоя, в зимнее время одет был в тулуп, на площадке возле водителя всегда находилось много пассажиров. Это объяснялось тем, что здесь за проезд брали дешевле – три копейки, а в вагоне – шесть копеек. Вагоны в то время были без дуги. Ее заменяла штанга с роликом наверху. Поэтому кондуктор обязан был стоять на задней площадке и следить за штангой на закруглениях и стрелках, поскольку ролик спадал с троллейного провода. Надо было успеть и обилетить пассажиров. Если контролер находил в вагоне более двух пассажиров без билета, кондуктора штрафовали. Работать ему было тяжело. Билеты в виде книжек размещались на колодках с помощью жестяных зажимов. На колодках было по четыре книжки, в каждой – по 200 билетов; прямые – от вокзала до Смоленского рынка – стоили 6 копеек, проезд на передней площадке и ученические – 3 копейки, пересадочная на улице Гоголя – 6 копеек.
Кондуктор прицепного вагона, обилечивая пассажиров, должен был стоять на узкой подножке. Приходилось передвигаться по ней, как акробату, держась за стойки скамеек. Улицы были узкие, особенно Вокзальная. Столбы для троллейного провода стояли очень близко от трамвайной линии, и были случаи, когда кондукторы ударялись о столб или извозчики сбивали их с подножек».
За более чем столетний период работа кондуктора претерпевала изменения – организации общественного транспорта то выводили их из штата, то вводили вновь. В некоторых странах функцию кондуктора сегодня выполняют умные приспособления. Но во многих городах мира эта профессия продолжает жить или вновь восстановлена, в том числе и в нашем городе. Со времени ее введения, а это, напомним, более ста лет назад, история изменила транспорт, уклад жизни общества, людей, но что-то все же оставила. И в забавном очерке газеты «Витебские губернские ведомости» от 25 июня 1898 года это «что-то» хорошо отражается:
«В воскресенье 21 июня нам лично пришлось видать, как места в вагонах публика брала с боя, чуть ли не с мордобитием. Против аптеки г. Редмейстера мы видели безобразные сцены. Разношерстная толпа при приближении вагона, направлявшегося на вокзал, густой кучей бросилась к нему.
Тщетно кондуктор убеждал публику повременить и дать возможность выйти людям из вагона. Не тут-то было: толпа напирала сильней и сильней, сдавленный кондуктор еле вскочил на площадку. Толпа хлынула за ним, падая и спотыкаясь на подножках вагона. Прошли один и другой вагон, но нам все-таки не пришлось попасть в них, так как мы вовсе не желали рисковать своими боками. Для того чтобы достичь своей цели – поехать на вокзал, мы принуждены были отправиться за Задуновскую дамбу и ждать там вагона, еще не совсем наполненного публикой. Но у аптеки г. Редмейстера мы опять увидели, как толпа бросается к вагону. Мест – ни одного свободного. Впереди стоит человек, по-видимому, интеллигент, с розой в петличке и кротко вопрошает:
– Дайте мне место!
– Нет места! – вежливо отвечает кондуктор.
– Дайте, – настаивает интеллигент.
– Нет! – отчеканивает кондуктор.
– Дайте!
– Нет!
– Дьявол, дай же мне место!
– ?!!!
– О, черти, дьяволы, берут деньги и не дают места! Интеллигент машет руками и неистовствует. Является агент трамвая, кое-как улаживает дело, и вагон трогается, оставляя за собой целый хвост публики».
Приятных вам поездок, уважаемые пассажиры!
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»