АНАЛИЗ

транспортных происшествий при осуществлении транспортной деятельности с участием транспортных средств организаций, входящих в систему Минтранса, за 2017 год

1. Автомобильный транспорт

1.1. Дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими при участии транспортных средств организаций, входящих в систему Минтранса

За 2017 год при осуществлении транспортной деятельности произошло 14 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (далее – ДТП) с участием транспортных средств организаций, входящих в систему Минтранса, в результате которых четыре человека погибли и 27 получили телесные повреждения различной степени тяжести.

ДТП произошли с участием транспортных средств следующих организаций:

РУП «Белтрансавтоматика» ГО «Белорусская железная дорога» – погиб один человек, травмированы двое;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 62» г. Столбцы РУП «Минскавтодор-Центр» – травмированы два человека;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 24» г. Барановичи РУП «Бреставтодор» – погиб один и травмирован один человек;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 41» г. Гомель РУП «Гомельавтодор» – травмирован один человек;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 71» г. Могилев РУП «Могилевавтодор» – травмирован один человек;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 69» г. Борисов РУП «Минскавтодор-Центр» – травмирован один человек;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 60» г. Минск РУП «Минскавтодор-Центр» – два ДТП, травмировано три человека;

филиал «Специализированное управление № 1» г. Фаниполь РУП «Минскавтодор-Центр» – травмировано два человека;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 72» г. Бобруйск РУП «Могилевавтодор» – травмировано два человека;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 7» г. Орша РУП «Витебскавтодор» – травмирован один человек;

РПУП «Дорводоканал» ГО «Белорусская железная дорога» – погибло два человека;

филиал «Дорожно-эксплуатационное управление № 57» г. Ошмяны РУП «Гродноавтодор» – травмирован один человек;

служба спецтранспорта РУП «Национальный аэропорт Минск» – травмировано 10 человек.

На графике видно, что максимум количества ДТП приходится на июнь 2016 года, январь, февраль и май 2017-го.

В произошедших ДТП в 2017 году погибли два водителя и два пассажира транспортных средств; получили телесные повреждения 7 водителей, 18 пассажиров и два пешехода.

АНАЛИЗ

В произошедших ДТП в 2016 году погибли четыре водителя, два пассажира и один велосипедист;

получили телесные повреждения пять водителей и два пассажира.

Значения относительных показателей:

риска общего травматизма (количество пострадавших на 100 ДТП с пострадавшими) и риска смертельного травматизма (количество погибших на 100 ДТП с пострадавшими) по организациям, входящим в систему Минтранса, в 2017 году соответственно составили:

риск общего травматизма – 222 (140 – в 2016-м);

риск смертельного травматизма – 29 (70).

Относительный показатель тяжести последствий ДТП (количество погибших на 100 пострадавших в ДТП) в 2017 году уменьшился до 13 (50 – в 2016-м).

Необходимо отметить, что в 2017-м значения всех относительных показателей снизились по сравнению с предыдущим годом.

Риски общего и смертельного травматизма для участников дорожного движения в 2017 году соответственно составили:

для водителей транспортных средств – 166 и 14 (90 и 40 – в 2016 году);

для пассажиров транспортных средств – 143 и 14 (40 и 20);

для пешеходов – 14 и 0 (0 и 0).

Необходимо отметить увеличение риска общего травматизма для водителей и пешеходов с одновременным уменьшением риска смертельного травматизма для водителей и пассажиров транспортных средств в 2017 году в сравнении с теми же показателями 2016-го. Риск смертельного травматизма для пешеходов остался неизменным.

Из анализа данных, приведенных в таблице 2, следует, что из общего количества ДТП за два года:

58% составляют попутные столкновения (14 ДТП);

25% – столкновения со стоящим транспортным средством (6 ДТП);

9% – столкновения на перекрестке (2);

4% – лобовые столкновения (1);

4% – ДТП с наездом на велосипедиста (1).

Наиболее характерными причинами ДТП являются неправильный выбор водителями безопасной дистанции до движущихся впереди транспортных средств, несоблюдение скоростных режимов движения, нарушение правил маневрирования, а также неверная оценка погодных условий и дорожной обстановки.

1.2. ДТП с пострадавшими по вине водителей транспортных средств организаций, входящих в систему Минтранса

В 2016 и 2017 годах дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими по вине работников организаций, входящих в систему Минтранса, не было.

2. ДТП на железнодорожныхпереездах

Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, произошедших на железнодорожных переездах в 2017 году, в сравнении с 2016-м увеличилось с шести до восьми. Количество погибших в таких ДТП возросло с одного человека в 2016 году до 11 человек в 2017-м. Вместе с тем уменьшилось с шести до четырех количество человек, получивших телесные повреждения.

Анализ материалов расследования ДТП с пострадавшими, произошедших на железнодорожных переездах в 2016 и 2017 годах, показал, что основной причиной их совершения является личная недисциплинированность водителей транспортных средств и, как следствие, нарушение ими правил проезда железнодорожных переездов. При этом наиболее характерными являются случаи выезда транспортных средств на железнодорожные переезды на запрещающие сигналы световой и звуковой сигнализации. Водителями транспортных средств не выполняется основное условие безопасности движения на переездах: железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед автомобильным.

3. Гражданская авиация

3.1. Безопасность полетов

В 2017 году произошло 12 авиационных событий с воздушными судами, эксплуатируемыми в авиационных организациях, входящих в систему Минтранса.

Из них – 11 авиационных инцидентов и 1 авиационное происшествие.

В 2016-м – 9 авиационных событий: 7 авиационных инцидентов и 2 серьезных авиационных инцидента.

Из графика 4 следует, что общее количество авиационных событий, произошедших в 2017 году, возросло на три в сравнении с 2016-м.

В 2017 году отсутствуют серьезные авиационные инциденты, вместе с тем имеет место авиационное происшествие с самолетом «Ил-76», эксплуатируемым в ОАО «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», произошедшее в районе аэропорта Джуба (Республика Южный Судан).

3.2. Авиационная безопасность

В 2017 году актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации не произошло.

В 2016-м зафиксирован акт незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В представительство ОАО «Авиакомпания «Белавиа» в Риме 1 сентября поступил анонимный телефонный звонок о заложенном взрывном устройстве на борту воздушного судна, которое должно было выполнить рейс Минск – Милан.

После проведения соответствующими службами в Национальном аэропорту Минск дополнительных проверочных мероприятий воздушное судно благополучно выполнило рейс.

4. Внутренний водный транспорт

13 апреля 2017 года на реке Сож, в районе строящегося моста в г. Славгороде Могилевской области, произошла посадка несамоходного судна, принадлежащего филиалу «Речной порт Бобруйск» РТУП «Белорусское речное пароходство», на подводную конструкцию. В результате проведенных поисково-спасательных работ несамоходное судно было снято с подводной конструкции и отбуксировано к месту ремонта. В результате происшествия никто не пострадал.

В 2016-м транспортных аварийных случаев на внутреннем водном транспорте не зафиксировано.

5. Предложенияпо проведению профилактической работы

Исходя из анализа транспортных происшествий по видам транспорта и анализа материалов контрольной деятельности за 2017 год, предлагается провести профилактические мероприятия для повышения эффективности работы системы по обеспечению безопасности транспортной деятельности.

5.1. В области автомобильного транспорта

Руководителям организаций, осуществляющим автомобильные перевозки пассажиров и грузов:

при организации и проведении ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей особое внимание обратить на обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях, правильность перестроения по полосам дорожного движения, очередность проезда перекрестков и соблюдение скоростных режимов;

обеспечить соблюдение водителями режима труда и отдыха в соответствии с действующим законодательством;

обеспечить наличие на предприятиях ответственных должностных лиц за организацию и выполнение автомобильных перевозок пассажиров и (или) грузов, которые имеют соответствующее образование, прошли специальную подготовку и получили свидетельство, подтверждающее их профессиональную компетентность в области автомобильных перевозок;

усилить контроль своевременного проведения инструктажей по безопасности дорожного движения лицами, ответственными за организацию и проведение инструктажей, а также добиться обязательного выполнения их положений водителями;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;

проводить детальный анализ причин и условий, способствовавших совершению ДТП, разработать действенные меры по профилактике ДТП и укреплению транспортной дисциплины;

организовать учет по срокам действия водительских удостоверений и медицинских документов водителей в соответствии с открытыми категориями;

усилить контроль выпуска на линию автомобильного транспорта в технически исправном состоянии и за своевременным возвратом с линии;

усилить контроль своевременного прохождения и исключить допуск к участию в дорожном движении механических транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр.

5.2. В области гражданской авиации

Руководителям авиационных организаций:

обеспечить своевременность и качество проведения контроля годности временных аэродромов и посадочных площадок в период выполнения полетов;

информацию об аэродромах, приведенную в инструкциях по производству полетов авиационных организаций, привести в соответствие с информацией в сборниках аэронавигационной информации;

обеспечить наличие громкоговорящих установок на специальных автомобилях, предназначенных для контроля состояния элементов летного поля и определения годности к полетам;

привести в соответствие требованиям нормативных документов дневную маркировку элементов аэродромов;

обеспечить наличие и соответствие нормативным документам технологии досмотра пассажиров, членов экипажей воздушного судна, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов;

обеспечить регулярность проведения проверок состояния работы по обеспечению авиационной безопасности в соответствии с собственными планами;

обеспечить соответствие планирующей, учетной, летной, технической и технологической документации требованиям нормативных правовых актов;

организовывать своевременное прохождение курсов повышения квалификации, подготовку и переподготовку должностных лиц, ответственных за безопасность полетов и авиационную безопасность;

обеспечить постоянный контроль хода устранения недостатков, выявленных в при проведении инспекционных проверок и испытаний в области обеспечения авиационной безопасности;

предусмотреть в планах авиационных организаций, где реализуется внутренняя система контроля качества мероприятий обеспечения авиационной безопасности, проведение совместно с правоохранительными органами испытаний всех аспектов системы авиационной безопасности;

обеспечить соответствие требованиям нормативных актов программ предотвращения несанкционированного выезда автотранспортных средств в контролируемую зону аэродромов и предупреждения повреждения воздушных судов;

взять под личный контроль работу по организации подготовки, переподготовки и прохождения курсов повышения квалификации летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала;

исключить использование воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, в коммерческих целях;

обеспечить неукоснительное выполнение рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

Сергей ЗЕНЧЕНКО, заведующий сектором контроля безопасности транспортной деятельности информационно-аналитического управления Транспортной инспекции

Добавить комментарий