3 июля в Беларуси отметили День образования Госавтоинспекции
Свой профессиональный праздник стражи порядка встретили на дорогах. Они ежедневно обеспечивают безопасность участников движения, задерживают нарушителей и преступников. Работа сотрудников ГАИ непростая, пусть и кажется многим привычной. Чтобы предотвратить аварии и ДТП, дорожный патруль работает круглосуточно.
О буднях сотрудника Госавтоинспекции и обстановке на дорогах Ленинского района Минска еженедельнику «Транспортная безопасность» рассказал старший инспектор 1-го взвода ДПС отдела ГАИ Ленинского РУВД Александр Капуста.
– С чего начался ваш путь госавтоинспектора?
– Желание служить в правоохранительных органах у меня появилось еще в детстве, поэтому выбор профессии – неслучайный. Всегда очень остро реагировал на несправедливость, и мне хотелось непременно восстановить порядок.
В 2018 году, после окончания Климовичского государственного аграрного колледжа, я получил приглашение на службу в РУВД. Прошел профотбор и переобучение в центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МВД, а после заступил на свое первое дежурство в должности инспектора ДПС. Через 5 лет был назначен старшим инспектором ДПС.
– Какие категории участников дорожного движения чаще нарушают правила?
– Основные нарушения – довольно типичные: несоблюдение водителями установленного скоростного режима и безопасной дистанции, нарушение правил обгона и неправильный проезд перекрестков. Если говорить объективно, то нарушают и пешеходы, и водители. Но динамика положительная: число правонарушений снижается. Для этого сотрудники ГАИ проделывают большую работу, в том числе и профилактическую.
– Сейчас – лето, и на дорогах появляется все больше средств персональной мобильности (СПМ). Много ли хлопот с их пользователями?
– Безопасность дорожного движения зависит от соблюдения правил всеми участниками – как пешеходами на СПМ, так и велосипедистами, водителями.
Нас что радует: с каждым годом увеличивается количество велосипедных дорожек и отдельно выделенных полос. Да и сами пользователи СПМ становятся все сознательнее, в том числе благодаря тому, что под этот популярный среди горожан вид транспорта были скорректированы ПДД.
Сотрудники ГАИ следят за выполнением этих правил и пресекают любые самовольства (превышение скорости свыше
25 км/ч, езда вдвоем на СПМ, если самокат не оборудован дополнительной конструкцией для пассажира и др.). Кроме того, сейчас в Минске в соответствии с Концепцией развития транспортной системы и повышения безопасности дорожного движения «Добрая дорога» реализуется пилотный проект по управлению без-
опасностью дорожного движения при осуществлении коммерческой деятельности по прокату СПМ. Совместно с кикшеринговыми организациями создан чат-бот @Samokat_ru_bot, в который граждане, представители дорожных и коммунальных организаций могут сообщать информацию об опасном вождении пользователей СПМ, а также о ненадлежащем состоянии средств – поваленных на землю, стоящих на проезжей части, мешающих проходу либо проезду коммунальной техники.
– Какие мероприятия и акции чаще всего проводят сотрудники ОГАИ Ленинского РУВД?
– Большое значение придается профилактике, причем начиная с детских садов и школ. Проводим различные викторины, конкурсы, интерактивные занятия и беседы по изучению ПДД. Летом сотрудники правоохранительных органов посещают загородные детские лагеря. Так мы формируем у молодежи чувство гражданской ответственности, прививаем навыки безопасного поведения и предотвращаем детский дорожно-транспортный травматизм.
Также постоянно участвуем в проведении тематических единых дней безопасности дорожного движения под девизами: «Снижаешь скорость – сохраняешь жизнь!», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Помоги себя заметить!» и других. Такие мероприятия помогают пресечь нарушения Правил дорожного движения и способствуют стабилизации аварийности на территории нашего района.
– Что наиболее беспокоит в работе? Какой случай в вашей практике запомнился больше всего?
– Работа в ГАИ – это не только мониторинг ситуации на дороге, рейды или ночные дежурства, но и, как ни печально, ДТП. Поэтому самое сложное – видеть, как нарушения на дороге могут привести к трагичному исходу.
А самый запоминающийся случай произошел еще в самом начале моей службы. Как-то с товарищем ехали по маршруту и услышали сводку милиции об угоне автомобиля. Было указано и предположительное направление преступника – как раз та улица, по которой мы ехали. Спустя несколько минут заметили мужчину, заправлявшего авто из канистры. Нам это показалось подозрительным, решили проверить. И действительно, им был тот самый угонщик. Естественно, мы его задержали и передали правоохранителям. Было приятно ощущать себя борцом с преступностью.
– А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сотрудник ГАИ?
– Как представитель правоохранительной системы он должен обладать волевым характером, принципиальностью, глубоким уважением к закону, чести и достоинству гражданина. Еще желанием делать свою работу четко, быстро и качественно.
– Что пожелаете коллегам в честь профессионального праздника?
– К сожалению, не все понимают, что главная задача инспектора ГАИ – следить за порядком на дороге и не позволять нарушителям вносить сумбур в его организацию, иначе могут пострадать люди. Я поздравляю своих коллег с прошедшим Днем ГАИ и желаю выдержки, здоровья, успешной службы, мира в семьях и всего самого наилучшего!
Справка «ТБ». История белорусских стражей дорог начинается 3 июля 1936 года, когда постановлением Совнаркома СССР № 1182 было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. В то время на Госавтоинспекцию возлагались обязанности по учету дорожно-транспортных происшествий, выявлению и анализу их причин, привлечению к ответственности виновных лиц, выдаче регистрационных знаков и технических паспортов, периодическому техническому осмотру автомобилей, мотоциклов и автобусов, учету транспортных средств.
Беседовала Диана СЮЛЬЖИНА, «ТБ»