В рамках подготовки к новому учебному году с 22 августа по 1 сентября специалисты отдела контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Брестской области провели осмотр школьных автобусов во всех районах Брестчины.
Его цель – выявление нарушений для обеспечения безопасности подвоза обучающихся к учреждениям образования и детей к дошкольным учреждениям (садам) и соблюдения безопасности дорожного движения автомобильными перевозчиками, осуществляющими подвоз школьными автобусами.
…На улице перед отделом образования, спорта и туризма Брестского райисполкома в деревне Гершоны проходит настоящий парад автобусов. Двадцать одна машина выстроена в ожидании проверки. ПАЗы, МАЗы, и «ГАЗели» со дня на день отправятся по привычным маршрутам петлять по проселочным дорогам, собирая школьников на учебу. Готовятся и автобусы, и водители – к 1 сентября все должны быть в строю. А Транспортная инспекция контролирует этот процесс.
Перед проверкой – краткая беседа с водителями, на которой сотрудники инспекции, а также специалист УП «Белтехосмотр» напоминают основные требования безопасности и отвечают на вопросы.
Водители интересуются возможностью перемещаться на школьных автобусах по платным дорогам. Ответ такой: пересекать их можно, но двигаться по платным участкам возможно только при наличии специального устройства и оплаты. Пока для школьных автобусов исключений нет. И даже если попытаться проехать там, где нет считывающих рамок, на платной трассе постоянно находятся сотрудники отдела контроля платных дорог Транспортной инспекции. Штраф водитель заплатит из своего кармана – такие случаи в Брестском районе уже были.
Спрашивают про ремни безопасности: в соответствии с актуальным СТБ они должны присутствовать в салоне, однако в автобусах старых моделей ремней нет. По словам ведущего специалиста УП «Белтехосмотр» в Брестской области Игоря Хвощевского, если конструктивно ремни не предусмотрены – пассажиров можно перевозить без них. Конечно, пристегнутый ребенок находится в большей безопасности. Но этот вопрос решается через обновление парка.
Специалист-механик хозяйственной группы отдела образования, спорта, туризма Брестского райисполкома Андрей Билинский отмечает: новые машины поступают стабильно. В этом году два автобуса приобретены по лизингу, еще один ожидается по программе Банка развития. Есть в районе и микроавтобус, оборудованный для перевозки маломобильных детей. Тем не менее транспортных средств все-таки не хватает, а из тех, что будут возить детей в этом году, некоторые по отдельным критериям не соответствуют СТБ в силу конструктивных особенностей. Так что вся надежда на обновление.
– Если мест – двадцать, а детей – 21–22? – осмелев, спрашивает один из водителей. – Для одного-двух еще один рейс делать?
– Конечно. Это же дети и их безопасность, – безапелляционно отвечает ведущий специалист ОТКД Владимир Бонецкий.
После краткого напутствия водители перемещаются к своим автобусам, и сотрудники инспекции начинают осмотр.
Транспортные средства должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 551 от 28.11.2005, нормам государственного стандарта СТБ 2025-2009. Все автобусы – желтого цвета. Тут нарушений нет. На транспортных средствах должна быть надпись «Дети». До 2015 года обязательной являлась пометка «Школьный», потому несколько МАЗов, которые были выпущены незадолго до изменений, обозначены именно как «Школьные». Но поменять надпись пока нельзя – автобус находится на заводской гарантии. Тем не менее это – несоответствие СТБ.
Специалисты инспекции обращают внимание на, казалось бы, мелочи: наличие проблесковых маячков, прорезиненного покрытия на ступеньках, прохода с места водителя в салон, звукового сигнала, включающегося при движении задним ходом… Именно из таких деталей и складывается безопасность перевозки.
Особый акцент также делается на документах – проверяются наличие, даты, соответствие требованиям.
К водителю Артуру Харзе никаких замечаний нет. На школьном автобусе он проработал полгода, потом был перерыв на каникулы – и вот молодой человек снова за рулем, готов перево-
зить детей. Артур признается: работать нравится, с ребятишками весело. Возит школьников на новом
МАЗе в школу в Медно. Сам он – из соседней деревни. Как говорится, где родился, там и пригодился. В прошлом году принимал этот автобус из рук отца, который не один год возил детей в школу. Настоящая династия зарождается!
По словам специалиста райотдела Андрея Билинского, на данный момент недостатка в компетентных водителях нет. Артур – скорее исключение. Шоферский костяк составляют опытные водители, давно работающие на школьных автобусах. Но тут главное даже не опыт, а особое отношение: ответственное и требовательное в первую очередь к себе. Зато отдача – счастливые лица детей, которые благодаря работе водителей каждый день имеют возможность погружаться в мир знаний – бесценна.
Итоги проверки по Брестской области
Заявленная численность автобусов – 268 единиц.
Представлено к проверке 207 единиц.
Выявленные замечания:
— не работает устройство, обеспечивающее автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом – 13 единиц;
— цвет автобуса не соответствует нормам СТБ 2025-2009 – 8 единиц;
— недействительна медицинская справка водителя – одна;
— нарушение водителями правил в течение года – 5 человек;
— не работает сигнальная кнопка «Просьба об остановке» – 9 единиц;
— не работают или отсутствуют проблесковые маячки оранжевого цвета, включающиеся при открывании служебных дверей для посадки и высадки пассажиров– 3 единицы;
— высота первой ступени от дороги не соответствует требованиям СТБ 2025-2009 – 8 единиц;
— спинка сиденья имеет механические повреждения – 2 единицы;
— отсутствие исправного и сертифицированного огнетушителя – 3 единицы;
— отсутствие медицинской аптечки, укомплектованной пригодными препаратами – 1 единица;
— отсутствие молотков для разбивания стекол для аварийного выхода – 3 единицы.
Сюрприз для «маршрутчиков»
В филиале Транспортной инспекции по Брестской области модифицировали одну из форм контрольных мероприятий, что позволило проводить работу более эффективно.
Сотрудники филиала нацелены на постоянное совершенствование методов деятельности. В центре внимания инспекции оказался вопрос: «Как наиболее продуктивно контролировать, соблюдают ли водители маршрутов экспрессного сообщения Бреста требования законодательства?».
Останавливая машины посреди маршрута, сотрудники инспекции раз за разом убеждались, что этот метод недостаточно эффективен. «Сарафанное радио» работает очень оперативно. Уже после первой остановленной машины другие водители, по крайней мере в пределах одного района города, мигом становятся законопослушными.
Выходом стали так называемые подсадки. Причем в августе они впервые прошли при содействии КУТП «Брестгортранс». Ведь не секрет, что сотрудников инспекции большинство водителей маршруток знают в лицо. Проверки с участием работников гортранса стали для перевозчиков сюрпризом.
Механизм работы таков: в час пик один или несколько сотрудников гортранса садятся в маршрутку на первой остановке и едут до конечной, попутно фиксируя нарушения. Если они имеются, об этом оперативно информируют специалистов отдела контроля транспортной деятельности инспекции, которые будут ожидать машину на конечной остановке.
В результате за 10 дней было выявлено 14 нарушений Правил автомобильных перевозок пассажиров. Из них восемь эпизодов провоза пассажиров сверх нормы, установленной заводом-изготовителем, три – нарушение водителем режима труда и отдыха (превышение продолжительности рабочей смены) и три – провоз пассажиров без билетов. За выявленные нарушения водители привлечены к административной ответственности, перевозчикам выданы предписания, назначены также камеральные проверки. Информация для реагирования направлена заказчикам автомобильных перевозок.
Подготовила Марта МАРТЫНЮК, «ТБ»