Любой, кто по натуре не Плюшкин, ответит решительно: «Нет!». Похоже, что в Витебске категория гоголевских плюшкиных весьма обширна, поскольку от брошенных ими вдоль улиц или во дворах авто избавиться просто невозможно. Почему? Собственники либо не находятся подолгу, либо стоят за свое добро горой. А горожанам, кому это безобразие мешает жить комфортно и красиво, возмущены бездействием властей и справедливо требуют убрать автохлам с дорог, дать возможность парковаться на свободных местах, помочь расчистить подъезды к домам, избавить от скопления железного мусора…
Вопиющая бесхозяйственность владельцев брошенных машин беспокоит, конечно, и власть, и Госавтоинспекцию. Почему своевременно не сдать отслужившую груду железа в утиль? Накладно? Лень? Времени не хватает? Между тем алгоритм действий в борьбе с автохламом регулируется Указом № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации».
Одна загвоздка мешает все же претворять его в жизнь в полном объеме. По действующему законодательству если на автомобиле имеется госномер, то, как бы долго он ни стоял на одном месте и в каком бы аварийном состоянии ни находился, убрать его может только владелец.
– Информацию о машинах, стоящих на приколе, специалисты соответствующих отделов в районных администрациях получают из разных источников. Фотообвинения приходят и на сайт ГАИ. Однако, прежде чем вывезти на переработку годами не используемый автохлам, нужно провести ряд административных процедур. Во-первых, осмотреть ТС и установить его собственника. Для этого направляются запросы в соответствующие подразделения ГАИ, республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр». Далее собственника письменно извещают о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. Если этого не происходит, машину увозят в принудительном порядке. При этом хозяину выставят счет и за транспортировку, и за время, которое авто пробудет на охраняемой парковке до момента утилизации, – рассказывает о долгом и нудном процессе очистки улиц от металлолома начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Казючиц. – Если сведения о владельце неэксплуатируемого автотранспорта отсутствуют или он скрывается, машину также отправляют на хранение с возможностью по требованию вернуть обладателю. Если он в течение определенного времени не объявляется, объект признается бесхозяйным, снимается с учета и передается на утилизацию. Мы давно ведем борьбу с нерадивыми автолюбителями за чистоту родного города, но можем это делать только на законных основаниях. Иногда собственник переместит отслужившего свой век «железного коня», а приутихнут страсти – вернет обратно. Вот и начинай войну с ним сначала…
Интересный вариант, как вырваться из порочного круга, предложил в СМИ первый заместитель главы администрации Фрунзенского района Минска Денис Драпей: определить единого оператора, который будет вести учет неэксплуатируемых средств и взаимодействовать со всеми субъектами хозяйствования и профилактики. Если при обследовании территорий обнаружат брошенные автомобили, их сразу занесут в специальную базу и программа автоматически подготовит запросы в «Белтехосмотр» и Госавтоинспекцию. Вывозкой автомобилей на хранение после составления актов осмотра займется единый оператор, а для отчетности будут использовать фотофиксацию, устанавливать геометки на интерактивной карте. За владельцами сохранится право забрать свою собственность в ограниченный период времени. Не отозвался – имущество признается бесхозным и подлежит утилизации. К сожалению, соответствующего нормативно-правового акта нет, а необходимость в нем для решения проблемы назрела. Пока же стоит бить по бюджету плюшкиных, как это делают в Германии. Там штраф за нахождение неэксплуатируемого транспортного средства на территории города составляет 2 тысячи евро. Собственник обязан сдать ненужный автомобиль в утилизацию, стоимость которой составляет около 500 евро. К слову, часть этих средств возвращается: за шины, масла, фильтры можно получить около 100 евро, еще 200 – за оригинальные детали. Может, и наши хозяева брошенных авто самостоятельно решали бы их судьбу, будь это мало-мальски выгодно? Увы, пока не срабатывает толком ни один из вариантов – ни наказание кнутом, ни увещевание пряником. О какой культуре наших городов тогда можно говорить, ведь она начинается с чистоты родной земли…
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»