Идея, объединяющая Европу

Закончилась Европейская неделя мобильности. И пока статистика сводит данные, подведем некоторые «нецифровые» итоги.

Географически Беларусь расположена в самом центре Европы и не может оставаться в стороне от общенародных, универсальных для континента проблем. Как это было исторически, «ТБ» уже писала. Напомним, что новатором акции в Синеокой стал в 2013 году Новополоцк. Соответственно годам число участников в ежегодной неделе мобильности растет: 1–1–3–19–47–68. Тогда же, в 2013-м, заместитель премьер-министра страны подписал Стратегию снижения выбросов от мобильных источников до 2020 года. В нее вошли новые элементы по работе с транспортом и городами: мобильность населения, пешеходные зоны, перехватывающие стоянки, общественный транспорт, устойчивая мобильность.

Таким образом, 2013-й стал базой для сравнения. Тогда выхлопы от автомобильного транспорта составляли 928 тысяч тонн, но уже через четыре года их количество снизилось на 140 тысяч тонн и составило за 2017-й уже 787 тысяч. И это притом что число механических транспортных средств на улицах растет.

Многого удалось достичь благодаря природоохранным мероприятиям. С 2015 года в нашей стране выпускается автомобильное топливо – и бензин, и дизельное – не ниже класса Евро-5. Этот же класс стал обязательным с начала текущего года для двигателей автомобилей, ввозимых в Беларусь из-за рубежа.

– Увеличивается не только количество городов – участников акции, но и число компонентов, так или иначе увязанных в общую идею, а также широта и глубина понимания вопроса населением, осознание необходимости что-то делать в этом направлении властями, – сказал по поводу популярности Европейской недели мобильности заместитель начальника управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменения климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Андрей Пилипчук.

Европейская неделя мобильности – это прежде всего платформа для коммуникаций всех заинтересованных сторон и хороший повод информирования о проблемах, которые есть в городах. Это инструмент продвижения идеи устойчивой мобильности, механизм консолидации местного сообщества.

У семидневки всегда одни и те же цели: безопасность дорожного движения, в том числе за счет сокращения использования личных автомобилей, создание удобного для жизни города. Но проводится она каждый год под новым актуальным девизом. Это связано с появлением в транспортной политике современных трендов.

Например, если когда-то темы формулировались как «Мобильность и экономика», то в прошлом году – «Дигитализация и долевая экономика» (в фокусе были каршеринг, карпулинг и т.д.), а в текущем – «Мультимодальность: сочетай и действуй».

Еврокомиссар по транспорту Виолетта Булц сформулировала четыре базовые тенденции для настоящей Европейской недели мобильности. Три из них относятся к транспорту: инновации, цифровизация и декарбонизация. И главная, четвертая, – это люди.

– Коротко современные тренды характеризуют указания: уменьшай использование личных автомобилей; улучшай перевозки пассажиров общественным транспортом, чтобы они не были услугой второго-третьего сорта;  меняй структуру мобильности за счет увеличения «зеленых» видов передвижения, – сказала заместитель председателя правления Республиканской общественной организации «Белорусский союз транспортников» (инициатор и координатор акции в Республике Беларусь) Валентина Леончик.

Столица республики третий раз подписала Хартию присоединения Минска к Европейской неделе мобильности. О том, как прошли 43 мероприятия в городе, рассказал председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк:

– Самым главным их них для нас является широкомасштабная информационная кампания. На разных этапах нам помогали Белорусское телевидение и радиовещание, транслировавшие информационные видео- и аудиоролики; ГП «Минсктранс», оформившее трамвай соответственно тематике Европейской недели мобильности и акции «День без автомобиля»; ГП «Минскреклама» и УП «Минскгорсправка», разместившие рекламу на улицах города в виде информационных растяжек и всевозможных баннеров; учреждения образования и СМИ в части проведения семинаров о Европейской неделе мобильности и акции «День без автомобиля», пресс-конференций и брифингов по развитию пешеходно-велосипедного движения в Минске; ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», проводившее работы по понижению бортового камня.

Кстати, Минское велосипедное общество предложило снизить бортовой камень еще к Европейской неделе мобильности – 2015. В 2017 году таких понижений в городе было сделано 120, и их количество стремительно продолжает расти. Тогда же было открыто около 200 велосипедных парковок, а в этом году их прибавилось почти 300.

Велосипедное общество провело уже ставшую традиционной 21 сентября акцию «На работу на велосипеде». За выбор экологичного транспорта утром выдавалось полезное угощение – фрукты – около стелы «Минск – город-герой», у входа в Ботанический сад, на проспекте Пушкина, возле театра музыкальной комедии и напротив универмага «Беларусь». Следует сказать, что в 2016 году в этой акции приняло участие 2,5 тысячи любителей передвигаться на двух колесах, а в 2017-м – уже 4 тысячи.

Заключительный этап Европейской недели мобильности – «День без автомобиля» – выпал на субботу. Многие водители личных автомобилей воспользовались своим правом бесплатного проезда в транспорте общего пользования, предоставленным Минским городским Советом депутатов. Их учет производился по специальной программе пропускной системы Минского метрополитена. Данные этого года пока подсчитываются, но из практики прошлых лет известно, что число таких автолюбителей–«отказников» неуклонно растет. Так, в 2016 году вместо личного автомобиля ездили по Минску на общественном транспорте 8 тысяч человек, а в 2017-м – 16,5 тысячи.

В течение дня была организована пешеходная зона по ул. Ленина – от главного проспекта города до ул. Кирова. Первая полоса проспекта Независимости от ул. Ленина до Национальной библиотеки с 14.00 до 21.00 также находилась в распоряжении велосипедистов, которые смогли украсить свое средство передвижения любым доступным им способом подсветки.

По статистике прошлого года, проведение данной акции в Минске позволило сократить количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 300 тонн за один лишь день. От УВД ГАИ ожидаются данные о снижении аварийности за время проведения акции «День без автомобиля».

Надеемся, тенденции заботы о своих городах и будущем в самых разных формах выражения, присоединения новых участников к международному движению и празднование Европейской недели мобильности будут сохраняться и в дальнейшем.

Оксана ГУЧЕК, «ТБ»

Добавить комментарий