Влюбленные в небо

Небом нужно болеть, оно не любит равнодушных, считает начальник Могилевского аэроклуба имени А.М. Кулагина, летчик авиации ДОСААФ 1-го класса, мастер спорта СССР Иван КАСИМ. Поэтому неудивительно, что в коллективе все как один – фанаты своего дела, а учреждение с более чем 80-летней историей не останавливается в своем развитии и постоянно демонстрирует: предела совершенству нет.

И НА ЗЕМЛЕ, И В ВОЗДУХЕ

Могилевскому аэроклубу есть чем гордиться – он по праву считается одним из лучших в республике. Во-первых, Могилев всегда был в числе лидеров самолетных пилотажников. Во-вторых, в аэроклубе работает много ветеранов ДОСААФ, внесших большой вклад в дело воспитания и обучение летчиков, курсантов и спортсменов, в том числе и неоднократные чемпионы мира. И главное – именно здесь удалось сохранить богатую материальную базу, созданную еще во времена Советского Союза.

Сегодня в организации работает чуть более 40 человек. Такой небольшой коллектив успешно справляется с поставленными перед ним задачами. В их числе – осуществление летной подготовки курсантов авиационного факультета Военной академии, обучение спортсменов по самолетному, вертолетному, парашютному и авиамодельному спорту, а также участие в авиационных выступлениях и соревнованиях.

– Самый массовый у нас – парашютный спорт, – рассказывает Иван Иванович. – Ежегодно набираем группу в количестве 20–25 человек. В нее входит как уже сформированный костяк спортсменов, так и новички, прошедшие строгий отбор.

Заниматься парашютизмом можно с 15 лет. Сперва необходимо пройти теоретическую подготовку, которая осуществляется преимущественно в зимнее время. Затем начинается обучение на тренажерах. И только в апреле курсанты готовы выполнять прыжки.

Если говорить о подготовке летчиков, то здесь все гораздо сложнее, говорит собеседник. Таких спортсменов также готовят со школьной скамьи, с 15–16 лет, однако процесс этот дорогостоящий и длительный. Нынешнее финансирование позволяет обучать лишь пять–шесть наиболее перспективных человек, поэтому конкуренция очень большая. А вот разглядеть предрасположенность к летному делу с первого взгляда практически невозможно – это выясняется в процессе учебы.

Могилевский аэроклуб на протяжении более чем двадцати лет выполняет государственный заказ, осуществляя обучение курсантов летного факультета Военной академии Республики Беларусь. Юноши после окончания 2-го и 3-го курса проходят здесь летную практику.

– Такая подготовка довольно эффективна. Усвоение спортивной программы позволяет курсанту побывать в различных ситуациях, освоить все виды полетов: простой и сложный пилотаж, полеты по маршруту, полеты по приборам под шторкой и на групповую слетанность. В конечном итоге летчики приобретают неоценимые навыки и опыт, – комментирует собеседник.

Кроме того, на базе Могилевского аэроклуба работает авиа-

модельная лаборатория, в которой занимаются школьники самых разных возрастов. Руководит секцией инженер-авиамоделист Геннадий Быков. С его помощью мальчишки и девчонки осваивают секреты этого мастерства и достойно выступают на различных соревнованиях, в том числе этапах чемпионата Европы.

В последние годы под свое крыло аэроклуб взял и парапланеристов. Этот вид спорта долгие годы развивался спонтанно и неорганизованно. Теперь появилась специальная секция.

ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ

Чтобы написать обо всех достижениях Могилевского аэроклуба и его воспитанников, понадобится целая газетная полоса. За свою деятельность организацией подготовлено два заслуженных мастера спорта, два мастера спорта международного класса по парашютному спорту, 64 мастера спорта по парашютному и самолетному спорту и тысячи разрядников авиационных видов спорта.

Гордость аэроклуба – наличие двух двукратных чемпионок мира. Высокие награды получили парашютистки Галина Ракович и Елена Ярмольчук на соревнованиях во Франции в 1982-1983 годах. На счету каждой спортсменки – более 10 тысяч прыжков. К слову, Галина Викторовна до сих пор работает в аэроклубе. Ее муж Юрий Владимирович – рекордсмен по парашютным прыжкам. Сегодня он является руководителем полетов аэроклуба. Вместе с родителями трудится инструктором парашютно-десантной подготовки их сын Юрий. Молодой человек – неоднократный призер и победитель различных соревнований, мастер спорта международного класса.

Молодежь старается соответствовать той высокой планке, которую установили старожилы. На недавно прошедшем чемпионате республики по парашютному спорту в Рогачеве могилевчане выступили более чем достойно, несмотря на то что пару лет назад произошло обновление команды.

С 9 по 16 августа могилевские спортсмены участвовали в чемпионате мира по высшему пилотажу, который проходил в Румынии. В составе национальной сборной честь страны отстаивали Дмитрий Пащук, Денис Шкаренда, Федор Ганнутин и Александр Донской.

Активно готовятся спортсмены к чемпионату республики, который состоится в конце сентября, а также участвуют в других мероприятиях. Например, недавно летчики аэроклуба были задействованы в открытии чемпионата мира по вертолетному спорту на аэродроме Боровая в Минске. В июле демонстрировали свое мастерство на празднике «Александрия собирает друзей», принимали участие в праздновании Дня Независимости и других городских мероприятиях.

А еще Могилевский аэроклуб в будущем планирует принять чемпионат мира на самолетах Як-52. Впервые подобные соревнования прошли пять лет назад, в прошлом году они состоялись в Туле.

По мнению Международной авиационной ассоциации, Могилев – идеальная площадка для проведения подобных состязаний, учитывая его выгодное географическое положение, а также введение безвизового режима на территории Беларуси. А еще здесь внушительный авиапарк Як-52: всего в Беларуси сохранилось 15 единиц данной модели, из них 13 – в Могилеве. Всего в советское время было выпущено около двух тысяч Як-52, признанных лучшим учебным самолетом.

НАВСТРЕЧУ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Уже почти 30 лет Иван Касим находится у штурвала организации. Время, когда он приступил к исполнению обязанностей начальника Могилевского аэроклуба, было тяжелым: распался Советский Союз, многие предприятия распродавали свое имущество за копейки.

А вот аэроклуб сохранил свою материально-техническую базу и большой авиапарк. И все это благодаря усилиям работников, фанатов своего дела и руководителя. Несмотря на все трудности, коллектив думал о будущем, не забывая о дне сегодняшнем. Самолеты простаивали: авиационный бензин в Беларуси не производили, денег на его покупку за рубежом не было, а вот керосин – топливо для вертолетов – имелся. Поэтому в кратчайшие сроки все пилоты переучились на вертолетчиков.

Для этого руководство аэроклуба обратилось к начальнику авиации полковнику Михаилу Шестаку. Переход с самолетов на вертолеты обосновали: летчики смогут вылетать на тушение пожаров, работать как санавиация. Такая инициатива была одобрена и вплоть до 1996 года пилоты летали параллельно и на самолетах, и на вертолетах.

Этот небольшой эпизод достаточно показателен: руководителя аэроклуба Ивана Касима, не пугают трудности. Его путь к авиации был долог и непрост: прошло достаточное количество времени, пока его юношеская мечта о небе была воплощена в реальность.

На родине, в Болградском районе Одесской области (Бессарабии), каждое его утро начиналось с рева моторов. Из окна родного дома была видна площадка аэродрома, расположенного «на вершине холма». С самого раннего утра здесь начиналась подготовка к полетам – Ан-2 работали на обработке полей. Когда Иван шел в школу, самолеты уже кружили над его селением. Он завороженно провожал взглядом каждый из них и мечтал, что когда-нибудь и ему удастся покорить небо.

После окончания школы Иван Касим твердо решил посвятить жизнь авиации и поступить в летное училище. Но судьба распорядилась по-другому: он прошел не на штурманское, а на диспетчерское отделение учебного заведения. В приемной комиссии его уверяли: перевестись в штурманы можно и позже. Но потом оказалось, что это невозможно.

– Оставался один вариант: доучиваться и идти в армию, тем более что после окончания училища нам присваивали звание младшего лейтенанта, – рассказывает мой собеседник.  Однако вновь возникли трудности: профессиональных диспетчеров в стране катастрофически не хватало, поэтому на всех специалистов объявили «бронь».

По распределению Иван Касим попадал в Одесский аэропорт и случайно узнал, что в городе работает аэроклуб. Еще в 1910 году здесь состоялись первые в Российской империи показательные полеты летчиков Михаила Ефимова и Сергея Уточкина. Славился он и на весь Советский Союз.

После четырех лет обучения в аэроклубе Касиму присвоили звание мастера спорта, карьера в аэропорту тоже шла в гору – его направили на обучение в Военную академию. Но уже на втором курсе он твердо решил: диспетчер – это не его призвание. Долго искал место пилота и нашел  работу по сердцу в Могилевском аэроклубе.

Что же заставило променять лучший город на земле, как называют Одессу ее жители?! Мой собеседник признается: во всем виновата женщина. Сперва Иван Иванович прилетел в Могилев погостить к сестре, которая по распределению работала здесь в местном облпотребсоюзе, и влюбился в Беларусь с ее лесами и снежной зимой. А потом запала в сердце и вскоре стала его женой одна из девушек, с которой он познакомился в городе на Днепре.

Недавно Ивану Касиму вручили специальную премию Могилевского горисполкома «Достижение». Это признание не только его личных заслуг, но и той важной роли, которую играл аэроклуб в жизни города.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий