Основными причинами и условиями, способствующими совершению ДТП, являются нарушение Правил дорожного движения водителями (79,1% от общего количества ДТП), в т. ч. нарушение правил проезда пешеходных переходов (18,2% от числа ДТП по вине водителей), превышение установленной скорости движения (14,5%), несоблюдение очередности проезда перекрестков (10%), управление транспортным средством в состоянии опьянения (9,3%), нарушение правил маневрирования (9,3%), выезд на полосу встречного движения (3,6%), неподчинение сигналам регулирования движения, требованиям дорожных знаков и разметки (2,8%), нарушение правил обгона (2,8%). А также нарушение ПДД пешеходами (14,9% от общего количества ДТП), среди которых переход дороги в неустановленном месте – 41,3%, нахождение в состоянии опьянения – 41,3%, неожиданный выход на проезжую часть – 14,1% и неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 7,8%.
В целом по республике возросло количество ДТП, произошедших по причине нарушения правил обгона (с 20 до 31; +55%) вследствие увеличения числа таких происшествий в Витебской, Гомельской, Минской и Гродненской областях, а также из-за неподчинения сигналам регулирования дорожного движения, требованиям дорожных знаков и разметки (с 28 до 31; +10,7%). Количество таких автоаварий увеличилось в Брестской, Минской, Гродненской областях и г. Минске.
Выросло число ДТП, произошедших по причине нарушения правил проезда пешеходных переходов в Брестской (с 31 до 44) и Витебской (с 19 до 21) областях, превышения установленной скорости движения – в Брестском (с 15 до 28) и Минском (с 70 до 83) регионах, несоблюдения очередности проезда перекрестков – в Брестской (с 16 до 17) и Минской (с 17 до 21) областях, нарушения правил маневрирования – в Брестской (с 17 до 23), Витебской (с 4 до 5) областях и г. Минске (с 25 до 28), выезда на полосу встречного движения – в Брестской (с 3 до 7) области.
При этом количество случаев применения мер административной ответственности по ст. 18.14 КоАП за невыполнение водителями требований сигналов регулирования дорожного движения, правил проезда пешеходных переходов, обгона, маневрирования, а также совершение иных нарушений ПДД, являющихся основными причинами дорожно-транспортного травматизма, возросло в целом по республике со 151,3 тыс. до 157,1 тыс. (+5,8 тыс.; +3,8%).
Наиболее высокий уровень смертности при ДТП отмечается в результате наездов на пешеходов (39,1% от общего числа погибших в ДТП, или 84). Количество погибших в указанных автоавариях возросло в целом по республике с 83 до 84 (+1,2%): в Витебской области – с 10 до 16 (+60%), Брестской – с 11 до 17 (+54,5%), Могилевской – с 8 до 10 (+25%), Гомельской – с 9 до 11 (+22,2%).
В целом по республике увеличилось количество ДТП по вине пешеходов (со 174 до 206; +32; +18,4%), погибших (с 55 до 62; +7; +12,7%) и раненных (со 121 до 146; +25; +20,7%) в них людей.
Одной из причин формирования данной негативной тенденции является возросшее количество ДТП, произошедших по вине нетрезвых пешеходов (с 61 до 85; +24; +39,3%).
Кроме того, в целом по стране наряду со снижением количества ДТП, произошедших по вине велосипедистов (с 54 до 44; -10; -18,5%), и раненных (с 48 до 33; -15; -31,3%) в них людей возросло количество погибших (с 7 до 13; +6; +85,7%) в указанных автоавариях.
При этом в республике (со 160,5 тыс. до 175,9 тыс.; +15,4 тыс.; +9,6%) и во всех регионах, за исключением г. Минска (с 36,4 тыс. до 31,1 тыс.; -14,5%), увеличилась результативность работы по привлечению к административной ответственности нарушивших ПДД пешеходов и иных уязвимых участников дорожного движения.
В рамках принимаемых мер по предупреждению ДТП с участием пешеходов сотрудниками милиции общественной безопасности ОВД республики с проезжей части изъято 168,5 тыс. пешеходов, а также иных уязвимых участников дорожного движения, которые могли спровоцировать ДТП.
Возросло количество ДТП и с участием детей (со 120 до 163; +43; +35,8%), погибших (с 6 до 12; в 2 раза) и раненных (со 122 до 176; +54; +44,3%) в нихребят.
С участием несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет зарегистрировано 26 ДТП (16% общего количества ДТП с участием детей), в результате которых 3 подростка погибли (25% от общего числа погибших в ДТП детей) и 28 получили ранения (15,9% от общего количества раненных в ДТП детей).
Число ДТП с участием детей, погибших и раненных в них несовершеннолетних возросло в Брестской (с 18 до 40; с 1 до 5 и с 18 до 46), Минской (с 21 до 39; с 1 до 6 и с 24 до 40) и Могилевской (с 15 до 22; с 0 до 1 и с 17 до 22) областях. Наряду с этим в столице выросло количество таких происшествий и раненных в них детей с 14 до 26 и с 14 до 27 соответственно.
Наиболее многочисленными категориями пострадавших в ДТП детей являлись пешеходы (48,4%; 91 из 188) и пассажиры автотранспорта (40,9%; 72). Девять погибших в автоавариях несовершеннолетних являлись пассажирами транспортных средств (все в возрасте до 16 лет), по одному – пешеходом, велосипедистом и водителем (все – 17-летние подростки).
При этом из общего числа пострадавших несовершеннолетних пассажиров 24 (в Брестской области – 11, Минской – 6, Гомельской, Гродненской областях и г. Минске – по 2, Могилевской области – 1) перевозились с нарушением установленных правил (12 – без использования удерживающего устройства, 9 – ремня безопасности, 3 – мотошлема).
В то же время работа по выявлению и пресечению нарушений правил перевозки детей активизирована (с 14 905 до 18 548; +3643; +24,4%) во всех регионах страны.
В целом по республике снизилось количество ДТП (со 150 до 102; -48; -32%) по вине водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения, а также погибших (с 42 до 22; -20; -47,6%) и раненных (со 156 до 123; -33; -21,2%) в них людей.
Зарегистрировано также снижение числа ДТП по вине лиц, не имеющих права управления транспортным средством (со 105 до 87; -17,1%), погибших (с 22 до 14; -36,4%) и раненных (со 125 до 98; -27; -21,6%) в них людей. При этом Брестская область является единственным регионом страны, где одновременно возросло количество таких происшествий (с 13 до 24), погибших (с 1 до 4) и раненных (с 14 до 27) в них людей. Кроме того, число погибших в ДТП по вине лиц, не имеющих права управления, увеличилось в Витебской (с 1 до 3) и Могилевской (с 1 до 2) областях, раненых – в Могилевской (с 15 до 16).
Несмотря на снижение количества ДТП по вине водителей мототранспорта (с 81 до 78; -3,7%) и погибших в них людей (с 15 до 9; -40%) в республике возросло число раненных (с 74 до 80; +8,1%) в таких автоавариях. Количество погибших в указанных ДТП выросло в Витебской области (с 2 до 3), происшествий и раненных в них людей – в Гродненской (с 10 до 12 и с 10 до 13 соответственно), Могилевской(с 7 до 9 и с 6 до 10 соответственно) областях и г. Минске (с 10 до 11 и с 9 до 10 соответственно).
В республике наряду со снижением количества раненных (со 172 до 152; -11,6%) в ДТП по вине водителей транспорта предприятий возросло количество таких происшествий (со 133 до 134; +0,8%) и погибших (с 10 до 23; в 2,3 раза) в них людей. При этом одновременно увеличилось число указанных происшествий, погибших и раненных в них людей в Брестской (с 13 до 30, с 1 до 3 и с 16 до 35 соответственно) и Гомельской (с 14 до 24, с 0 до 7 и с 17 до 29 соответственно) областях. Кроме того, число погибших в ДТП по вине водителей транспорта организаций возросло в Витебской (с 1 до 4), Гродненской (с 1 до 2), Могилевской областях и г. Минске (с 0 до 1 в каждом регионе).
В целом по республике выросло количество ДТП, произошедших на республиканских автодорогах (с 340 до 392; +52; +15,3%), что обусловлено ростом числа таких автоаварий в Брестской (с 48 до 90; +87,5%), Гомельской (с 42 до 52; +23,8%), Гродненской (с 32 до 39; +21,9%) и Витебской (с 39 до 40; +2,6%) областях.
С учетом анализа причин и условий дорожно-транспортного травматизма прогнозируется, что в предстоящий период оперативная обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в республике не претерпит существенных изменений. Должная организация работы территориальных ОВД во взаимодействии с заинтересованными будет способствовать дальнейшей стабилизации ситуации с аварийностью.
Определяющее влияние на дорожно-транспортную обстановку в регионах страны продолжит оказывать сезонный фактор, прежде всего благоприятные погодные условия и традиционный сезон отпусков, способствующие активизации использования гражданами личного автотранспорта, в т. ч. двухколесного.
В предвыходные и выходные дни, а также в вечерние, ночные и утренние часы возрастает интенсивность движения транспорта в связи с выездом граждан за пределы населенных пунктов к местам (зонам) массового отдыха, оздоровительным лагерям и возвращением обратно. Традиционно это несет риск участия в дорожном движении водителей, находящихся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, а также совершения иных нарушений ПДД, которые могут привести к ДТП с тяжкими последствиями.
Не утратит своей актуальности проблема обеспечения безопасного передвижения уязвимых участников дорожного движения (пешеходы, велосипедисты) вблизи населенных пунктов, особенно в темное время суток.
Возможные в предстоящий период неблагоприятные погодные явления – резкая смена погоды, ливневые осадки, порывы сильного ветра, град, туман, задымления, пылевые бури и другие – могут кратковременно ухудшать видимость, осложнять восприятие окружающей обстановки уязвимыми участниками дорожного движения и создавать для них дискомфорт и дезориентацию. Также возможны периоды, характеризующиеся повышенной температурой окружающего воздуха, что негативно сказывается на самочувствии неподготовленных участников движения.
Основным фактором риска детского дорожно-транспортного травматизма в период летних школьных каникул является отсутствие должного контроля за поведением несовершеннолетних (пешеходы, велосипедисты) на улице со стороны взрослых, в т. ч. на дворовых территориях в городах, в сельской местности, а также несоблюдение правил перевозки детей в автотранспорте.
В связи с проведением уборочной кампании по дорогам общего пользования осуществляются перегоны сельскохозяйственной техники, что требует принятия во взаимодействии с заинтересованными необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
В целях стабилизации дорожно-транспортной обстановки при проработке и реализации мероприятий, направленных на предупреждение ДТП, в предстоящем периоде планируется уделить особое внимание организации:
– усиленного контроля за дорожным движением на потенциально опасных и других требующих повышенного внимания участках улично-дорожной сети, в т. ч. прилегающих к местам (зонам) массового отдыха граждан, вблизи оздоровительных лагерей, иных детских учреждений, в том числе в предвыходные и выходные дни;
– помощи в осуществлении надзора за дорожным движением территориальными ОВД, в зонах обслуживания которых складывается неблагоприятная дорожно-транспортная обстановка, используя при необходимости возможность обмена нарядами ДПС ГАИ соседних районов и областей;
– разъяснительной работы среди населения о рисках и угрозах безопасности на дороге в летний период с учетом причин и условий, способствующих совершению ДТП, а также оказанию всесторонней помощи участникам дорожного движения при неблагоприятных и потенциально опасных погодных условиях;
– выявления в ходе комиссионных обследований недостатков содержания улично-дорожной сети вблизи учебных заведений с принятием необходимых мер по координации устранения выявленных нарушений и повышению безопасности используемой детьми дорожно-транспортной инфраструктуры до начала нового учебного года;
– принятия во взаимодействии с заинтересованными необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения в период проведения уборочной кампании и недопущению ДТП с участием сельскохозяйственной техники.
Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ, заместитель начальника УГАИ МВД Республики Беларусь