В связке «дорога – водитель» важное место занимает проверка технического состояния транспортного средства с точки зрения его безопасного участия в дорожном движении. О том, что предлагается сегодня клиентам на современных диагностических станциях, собственному корреспонденту «ТБ» Светлане СМОЛЕЙ рассказал начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области Витослав Лясоцкий.
– Витослав Янушевич, когда в Гродненской области появилось подразделение УП «Белтехосмотр» и как оно изменилось за эти годы? Насколько преобразилась сама система гостехосмотра?
– УП «Белтехосмотр» образовано 28 июля 2003 года, а 1 февраля 2006-го в Гродненской области был создан отдел организации государственного технического осмотра.
До 2006 года «Белтехосмотр» – это сеть станций, занимающихся диагностикой автомобилей, разрешения на их допуск к дорожному движению выдавались Госавтоинспекцией. С 1 февраля того же года функции по выдаче допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, а также отметки в сертификатах перешли к УП «Белтехосмотр». Поэтому в 2006 году на каждой станции диагностики Республики Беларусь появился инженер «Белтехосмотра», в том числе и в Гродненской области. В нашем отделе в 2006-м на 27 диагностических станциях работали 32 инженера. В офисе трудились тогда три человека. Отдел арендовал помещение в филиале «Грузовой автомобильный парк № 1 г. Гродно» ОАО «Гроднооблавтотранс».
Большим толчком к развитию системы государственного технического осмотра транспортных средств в регионе стало решение о создании филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области. Как и Брестский, он имеет обособленный баланс и более широкие функции в сравнении с другими. С 2017 года – тогда в центре Гродно завершилось строительство базовой диагностической станции УП «Белтехосмотр» – наш офис размещается по новому адресу: проспект Космонавтов, 60к.
Если до 2006 года у автомобилистов существовало понятие «отметить технический осмотр», то потом оно изменилось на «пройти технический осмотр». 2006-й и начало 2007-го запомнились каждому автовладельцу огромными очередями на диагностических станциях в декабре, январе, феврале. Тогда как раз истекали сроки допуска к дорожному движению, и автомобилисты дружно отправились на ДС. В очередях владельцы транспортных средств стояли сутками. Система «Белтехосмотра» упорядочила сроки прохождения процедуры: если автомобиль проходит технический осмотр в январе, то разрешение действует до января следующего года. Поэтому постепенно в течение 2007-го автовладельцы для проверки технического состояния своих авто более равномерно распределились по всем 12 месяцам. Тогда удалось совместить возможности диагностических станций, людей и народного хозяйства.
В 2006 и 2007 годах мы провели серьезную работу, чтобы эта система заработала. Один из ее итогов – практически исчезли очереди. Сейчас каждый волнуется: пройдет ли его автомобиль техосмотр? И это хорошо – люди готовятся к нему, еще больше думая о безопасности.
У отдела организации государственного технического осмотра в Гродненской области в то время имелись три собственные диагностические станции: в 2007 году в Дятлово открылась стационарная, в Островце и Лиде работали передвижные мобильные. На сегодняшний день филиал имеет в Гродно базовую диагностическую двухлинейную станцию № 235, которая была введена в эксплуатацию в апреле прошлого года. Действуют станции в Дятлово, Слониме, и недавно мы построили ДС № 78 в Островце. В Гродно находится станция № 201, которая расположена на арендуемых площадях, но является стационарной станцией нашего предприятия. Планируем в ближайшем времени реконструировать ДС в Слониме. В настоящее время заканчивается работа над проектом, и если получится, то к концу года, когда пройдут тендерные торги по выбору подрядчика, начнем реконструкцию. В Ошмянах услуги по прохождению гостехосмотра оказывает диагностическая станция № 73, которая имеет статус мобильной – мы арендуем площади в «Сельхозтехнике», но работает она стационарно. Таким образом, отдел в Гродненской области начинал с трех диагностических станций, сейчас у филиала их – шесть.
Сегодня в области оказывают услуги 37 станций. В регионе они работают на постоянной основе, а это большое преимущество перед мобильными, которые в районах могут находиться полгода, а то и меньше. Стоит отметить, что на этом рынке услуг сейчас активно действуют владельцы частных предприятий. Так, в Слониме недавно введена универсальная станция предприятия «ТузинТрансАвто». На ней, как и на остальных, представитель «Белтехосмотра» занимается идентификацией транспортного средства и выдачей разрешений на допуск к дорожному движению.
Предприятие «Белтехосмотр» также имеет полномочия оценивать деятельность всех станций диагностики, поэтому вместе с их руководством мы просматриваем данные с видеокамер, выясняем, в полном ли объеме выполняют свои функции инженеры по техническому осмотру транспортных средств и многое другое. Своевременно принимаются меры по совершенствованию условий и качества выполнения контрольно-диагностических работ, соблюдению норм охраны труда.
– Сколько человек работает в филиале и насколько устойчиво в финансовом плане чувствует себя предприятие?
– В филиале УП «Белтехосмотр» в Гродненской области трудится 88 человек. Мы имеем чистую прибыль, хорошую рентабельность. Средняя зарплата составляет более тысячи рублей. Наши клиенты положительно отзываются о работе персонала, приветствуют систему скидок и поощрений добросовестных автовладельцев, отмечают высокую культуру обслуживания. Оценка технического состояния транспортного средства на ДС области осуществляется на высоком уровне.
Хотелось бы, чтоб к количеству и качеству услуг, которые оказываются автовладельцам на диагностических станциях УП «Белтехосмотр», тянулись и другие станции области. Ежегодно предприятия, в чьем ведении они находятся, разрабатывают планы совершенствования работы каждой диагностической станции, и мы обсуждаем с их руководством.
– Расскажите о результатах проведения в Гродненской области гостехосмотра транспортных средств в этом году?
– Диагностическими станциями филиала за шесть месяцев проведено почти 20 тысяч технических осмотров. Выдано 1190 международных сертификатов ГТО, 770 подтверждений тестирования транспортного средства на пригодность к эксплуатации в рамках требований Директивы ЕКМТ, а также 500 свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов. Диагностическими станциями области в первом полугодии выдано 85 700 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
– Как организовано повышение квалификации сотрудников диагностических станций?
– В обязательном порядке не реже чем раз в пять лет специалисты повышают свою квалификацию. БНТУ вместе с УП «Белтех-осмотр» организует двухнедельные курсы, на которых обучаются инженеры по техническому осмотру транспортных средств. У нас трудятся только инженеры, а значит, все они имеют высшее техническое образование, умеют работать с документацией, нормативными документами. Кроме того, что очень важно, занимаются самоподготовкой – эта профессия предполагает постоянное самостоятельное повышение квалификации.
Раз в квартал в филиале проводятся тематические занятия по работе на диагностическом оборудовании. Мы находимся в тесном контакте с теми службами, которые предъявляют определенные требования к проведению гостехосмотра. Поэтому к нам часто приезжают специалисты Госавтоинспекции, МЧС, Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии, транспортной прокуратуры и других правоохранительных органов. Стараемся, чтобы каждый наш инженер не просто был исполнителем, а отлично знал требования по техническому состоянию транспортного средства и все нормативные документы.
– Подготовка водителей механических транспортных средств также проходит при вашем участии?
– Значимым направлением нашей деятельности, и это тоже один из этапов развития системы «Белтехосмотра», является сертификация услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств. В филиале работает несколько экспертов по качеству, которые получили соответствующие допуски в Госстандарте – сдали экзамены и допущены к сертификации услуг. УП «Белтех-осмотр» аккредитовано как орган по сертификации и фактически дает разрешение учебным организациям на подготовку водителей. И в соответствии с планами в учебных организациях мы проводим сертификацию услуг или инспекционный контроль.
Надо отметить, что согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства» немного упрощаются некоторые процедуры по сертификации. В Гродненской области сейчас – 54 учебные организации по подготовке водителей различных категорий. Раньше их количество доходило до 70. Число учебных организаций меняется в зависимости от потребностей населения: одни закрываются, другие, наоборот, открываются.
– Обеспечение безопасности на дорогах – задача многих организаций. Как налажено взаимодействие с ними?
– Все четко отработано. Филиал УП «Белтехосмотр» в Гродненской области, ГАИ УВД Гродненского облисполкома, филиал Транспортной инспекции по Гродненской области совместно контролируют эксплуатацию транспортных средств, выполнение Правил дорожного движения, прохождение гостех-осмотра – постоянно на линии по графику работают комплексные бригады организаций. Также участвуем в работе комиссий по безопасности дорожного движения.
Наряду со многими руководителями я являюсь членом областной комиссии по безопасности дорожного движения, где комплексно решается широкий спектр вопросов. К примеру, подготовка сельскохозяйственной техники к севу, уборке урожая, перевозка детей, работа автомобилей-такси. Безусловно, ведущую роль на таких совещаниях играет Госавтоинспекция, потому что вопросы безопасности в первую очередь – на ее плечах.
– Что делается для привлечения авто-владельцев, к примеру, именно на базовую ДС № 235?
– В нашем городе на более чем 360 тысяч жителей действует 11 диагностических станций, которые имеют 14 линий. Мы привлекаем клиентов прежде всего полным комплексом предоставляемых услуг. Перед персоналом ставится задача – человек, пришедший к нам, должен уйти с отличным настроением. Поэтому для клиентов созданы комфортные условия и удобная система оплаты. Рассчитаться за услуги можно наличными или карточкой, воспользовавшись бесплатным Wi-Fi для оплаты в системе ЕРИП. Есть возможность на месте оплатить госпошлину за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Кроме того, клиент может отдыхать и наблюдать на полутораметровом мониторе, как проходит диагностика технического состояния его автомобиля, за рулем которого в это время находится наш инженер. Особенно эта услуга востребована автоледи.
Мы руководствуемся таким принципом: если государство обязало автовладельца пройти гостехосмотр, то он должен прийти туда, где его ждут, где ему рады и желают помочь. У нас на 235-й станции практически нет очередей ни на одной, ни на второй линии, хотя в месяц проходит диагностику технического состояния свыше 700 машин. Когда клиенты подъезжают один за другим, то сотрудники, не занятые в этот момент, и начальник станции идут на осмотровые канавы, чтобы упредить возникновение очередей. Я тоже по системе видеонаблюдения вижу, сколько клиентов находится на станции, и соответствующим образом реагирую.
На ДС № 235 быстрота прохождения транспортного средства на линии идет не за счет исключения каких-то операций. Ее обеспечивают компетентность, точность выполнения каждого этапа проверки специалистами на линии. Конечно, немалую роль играет удобство введения информации – это выполняется на пяти постах. К тому же станция обеспечена хорошей локальной вычислительной сетью и высокой скоростью Интернета – 100 мегабит. Так что работаем быстро.
Диагностическая карта выдается на линии. Когда клиент чувствует доброжелательное отношение, ему объясняют нюансы по неисправностям автомобиля и советуют, где и каким образом их можно устранить, то и отзывы о работе станции положительные, и автовладелец вновь приезжает.
Проводим акции – дарим сувениры водителям, лучше других подготовившим свой автомобиль, выделяем в отдельную категорию автоледи. Наши специалисты, когда садятся в машину во время проведения гостехосмотра, используют разовые накидки на сиденье, которые потом остаются у владельца. Надо, чтобы и другие станции подходили к такому уровню обслуживания клиентов.
Хорошо зарекомендовала себя система скидок. Постоянным клиентам – юридическим лицам – мы вправе снять до 20 процентов оплаты за диагностику транспортного средства. Маркетинговые ходы, конечно, используют многие, и мы тоже их применяем. Участвуем в рассмотрении конкурсных предложений государственных и частных предприятий со своими предложениями по скидкам и ведем переговорный процесс.
Многих, особенно международных перевозчиков, устраивает, что мы работаем не по предоплате, а по факту. Допустим, пришла машина из рейса, водитель приезжает без предоплаты – и мы оказываем услуги: проводим испытания по ЕКМТ, выдаем подтверждения соответствия сертификатам безопасности, свидетельства на перевозку опасных грузов, международные сертификаты технического осмотра. Затем автомобиль отправляется в рейс, а оплату за оказанные услуги мы получаем в течение месяца. Но такой подход практикуем только по отношению к добросовестным клиентам. Стараемся также для сельскохозяйственного транспорта подобрать удобное время.
В обязательном порядке собираем начальников всех диагностических станций области и показываем, что нового внедрено. Они видят, что УП «Белтехосмотр» сделало на своих станциях и к чему нужно стремиться. За этим следует обсуждение всех проблем, предложений, единых вопросов гостехосмотра. Мы являемся инициаторами всех новшеств, потому что стараемся быть на полшага впереди остальных диагностических станций, чтобы потом они могли перенять наш опыт. И надо отметить, что многие предприятия также стараются идти вперед, поскольку тоже заинтересованы в притоке клиентов.