Лояльность не значит вседозволенность

Безопасность пассажиров была и остается основной заботой Транспортной инспекции в части контроля за пассажироперевозками общественным транспортом и такси. И определенные послабления в отношении перевозчиков вовсе не означают снижения планки контроля.

Лояльность не значит вседозволенность

Размышлениями на эту тему с корреспондентом «ТБ» поделился начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Витебской области Константин РОЙ:

– Декретом Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 года значительно упрощена деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих перевозку пассажиров. Она, в частности, может выполняться по уведомительному принципу, то есть без получения специального разрешения – лицензии – на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта. Это касается довольно многочисленной категории пассажирских перевозок скажем, автомобилями-такси, а также нерегулярных перевозок в отличие от регулярного сообщения. Отсутствие необходимости в получении лицензии также влечет за собой необязательность наличия регистрационных номерных знаков транспортного средства «тип 13» (так называемых желтых номеров), упрощение предрейсовых медицинских осмотров водителей и иные последствия. Некоторые перевозчики воспринимают либерализацию деятельности как вседозволенность и полное снятие с них каких-либо обязанностей по организации комфортных и безопасных перевозок пассажиров.

Константин Владимирович обращает внимание на негативную тенденцию в интерпретации своих прав и обязанностей перевозчиками. Довольно странные толкования Декрета № 7 приходится слышать на встречах-семинарах с ними или в личных беседах. Некоторые директора предприятий делают откровенно ложные выводы:

— если не надо желтых номеров на такси – значит, можно полностью снять признаки оформления автомобиля в качестве такси (желтые полосы, фонарь и др.);

— если деятельность не лицензируется – можно гостехосмотр проходить как на обычный легковой автомобиль, а не каждое полугодие;

— если перевозчики вправе не оформлять путевой лист – можно не проходить предрейсовый медосмотр водителю и игнорировать контроль технического состояния транспортного средства;

— если Транспортная инспекция осуществляет мероприятия профилактическо-предупредительного характера – значит, перевозчикам можно делать все что угодно, все равно не проверят и не накажут…

Выходит, на местах пропагандируется анархия? Пусть пока она зреет в умах нерадивых руководителей, но это вполне может привести к хаосу в транспортной деятельности. До чего подобное доводит, судите сами.

В одном из районов Витебской области из-за вольной трактовки законодательства случилось ЧП. А суть его вот в чем. Учреждению образования необходимо было обеспечить выезд учащихся в Минск для участия в конкурсе. Руководство заключило договор с частным предприятием на перевозку группы школьников с сопровождающими на двух автобусах. В ходе следования по маршруту один из них сломался, и части детей с родителями пришлось возвращаться домой на электричке, а другой – добираться до Минска на попутках. И это с детьми, нуждающимися в особой заботе! Чем вызван такой риск?

При разбирательстве происшествия выяснилась интересная картина. Во-первых, оба автобуса, используемые для перевозки детей, странным образом обходились без государственного технического осмотра и допуска к участию в дорожном движении. Во-вторых, уведомление в Госавтоинспекцию о планируемой поездке детей не направлялось, соответствующий инструктаж с водителями не проводился. В-третьих, дополнительный технический осмотр перед отъездом сделал сам перевозчик, причем ненадлежащим образом. Кроме того, не были оформлены другие сопроводительные документы на перевозку пассажиров. Так что риск для школьников начался еще до отбытия в столицу – с халатности взявшихся за их доставку транспортников.

– Не реагировать на вопиющую расхлябанность должностных лиц мы не могли. Директор предприятия привлечен к административной ответственности за допуск к участию в дорожном движении автобусов, не имеющих на то разрешения. Ему выдано требование (предписание) об устранении выявленных нарушений. И на том все. Ранее, когда данная транспортная деятельность лицензировалась, административную ответственность за нарушение требований и условий понесло бы и само частное предприятие. А главное, поскольку вышеуказанные нарушения относились к грубым, действие лицензии было бы прекращено. Недобросовестный перевозчик смог бы получить новую лицензии только через год. Коснусь и роли педагогов в случившемся. Считаю, что работники учреждения образования могли указать в договоре на перевозку условие предоставления документов, оформленных надлежащим образом, и перед началом поездки проверить их наличие. Но основная вина, конечно, лежит на перевозчике, – выражает мнение Транспортной инспекции Константин Рой. – Не следует забывать, что Декретом Президента Республики Беларусь № 7 не только упрощена деятельность субъектов хозяйствования, но и введена ответственность за непринятие руководителем транспортного предприятия необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Вот почему, хотят того перевозчики или нет, Транспортная инспекция периодически проводит документальные проверки и мероприятия технического (технологического) характера. В январе–апреле работниками филиала по Витебской области в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (при наличии сведений о причинении вреда жизни, здоровью граждан) проведено шесть внеплановых проверок, по результатам которых выявлено 146 нарушений законодательства транспортной деятельности и выдано шесть предписаний, составлено 29 протоколов, вынесено шесть постановлений о наложении штрафов на сумму 612,5 рубля. В этот же период проведено 4869 мероприятий технического характера (для сравнения: за 4 месяца 2017 года их насчитывалось 11 342), в ходе которых установлено 740 различных нарушений, что на треть больше прошлогоднего. Между тем проверено 7686 транспортных средств, что на 32 процента меньше, чем за аналогичный период 2017 года. За допущенные нарушения законодательства в отношении производителей транспортных работ и услуг приняты соответствующие меры воздействия.

Константин Владимирович добавляет еще несколько цифр:

– За январь – апрель к административной ответственности по статьям КоАП Республики Беларусь привлечены 520 водителей и должностных лиц перевозчиков. Общая сумма наложенных штрафов составила 94 133 рубля, что на 45 процентов меньше, чем за рассматриваемый период 2017 года. Для принятия мер воздействия в другие органы контроля направлено 27 сообщений. По-прежнему ведем борьбу с нелегальными перевозчиками. С этой целью филиалом подписан график проведения совместных рейдов с ИМНС и ГАИ на второй квартал. Уже с начала года проведено 27 совместных рейдов с ИМНС. Не каждый результативен, но несколько человек все же схвачены за руку и наказаны, а это урок не только им, но и их товарищам по теневому промыслу. Важно при этом, что пассажир чувствует себя защищенным, не брошенным на произвол в море частников, далеко не всегда спешащих оказать ему грамотную и безопасную транспортную услугу.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»

Добавить комментарий