По сравнению с аналогичным периодом 2017 года в республике зарегистрирован рост количества (с 843 до 861; +18; +2,1%) дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибших в них людей (со 128 до 152; +24; +18,8%). В то же время снизилось количество раненных в ДТП (с 923 до 915; -8; -0,9%).
Наиболее неблагоприятная дорожно-транспортная обстановка складывалась в Брестской и Минской областях, где одновременно выросло количество ДТП (со 110 до 162; +52; +47,3% и с 205 до 217; +12; +5,9% соответственно), погибших (с 15 до 29; +14; +93,3% и с 39 до 45; +6; +15,4% соответственно) и раненных (со 109 до 172; +63; +57,8% и с 227 до 232; +5; +2,2% соответственно) в них людей.
Наряду с этим количество погибших в ДТП увеличилось в Гродненской (с 10 до 17; +7; в 1,7 раза) и Гомельской (с 23 до 25; +2; +8,7%) областях.
Одной из причин осложнения дорожно-транспортной обстановки в отчетном периоде стали нехарактерные метеорологические условия, вызванные повышенной в сравнении с климатической нормой температурой воздуха и отсутствием устойчивого снежного покрова в январе и первой половине февраля.
Для стабилизации дорожно-транспортной обстановки было организовано проведение в масштабах страны:
в целях предупреждения ДТП с участием пешеходов и иных уязвимых участников дорожного движения, популяризации использования световозвращающих элементов и жилетов повышенной видимости в темное время суток – профилактической акции по «Не будь невидимкой на дороге!» (с 27 марта по 2 апреля);
в целях предупреждения ДТП по вине нетрезвых водителей – комплекса мероприятий по предупреждению и пресечению фактов управления транспортным средством в состоянии опьянения (с 6 по 12 марта) и социального проекта по профилактике пьянства за рулем под девизом «Калі не нуль – не сядай за руль!» (с 10 по 13 апреля);
в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма – республиканской профилактической акции «Безопасность детей – приоритет для взрослых!» (с 14 по 24 марта);
в целях предупреждения ДТП с участием мототранспорта – комплекса мероприятий (с 20 по 30 апреля), в том числе культурно-спортивного мероприятия «H.O.G. SpringChallenge. Открытие мотосезона–2018» (29 апреля), а также целевых акций с участием всех служб милиции общественной безопасности в течение всего сезона эксплуатации мототранспорта (подготовлено распоряжение Министра внутренних дел «О мерах по предупреждению ДТП с участием мототранспорта»); мероприятий по контролю за соблюдением транспортной дисциплины в сельскохозяйственных организациях при проведении весенних полевых работ (в апреле); мероприятий по изучению порядка функционирования автомобильных парковок вблизи объектов с массовым пребыванием людей (крупные торговые объекты, торгово-развлекательные центры и пр.), а также плоскостных стоянок и многоуровневых паркингов;
целенаправленных рейдовых мероприятий по контролю за выполнением водителями требований ПДД в части запрета на эксплуатацию транспортных средств с тонированными стеклами и использования мобильных телефонов за рулем (с 14 апреля); профилактических мероприятий в рамках единых дней безопасности дорожного движения; массированных отработок автомобильных дорог.
Зарегистрировано 5487 (в 2017 г. – 6157; -670; -10,9%) случаев управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачи управления ТС такому лицу либо отказа от прохождения проверки (освидетельствования), повлекших административную ответственность. По фактам совершения данного правонарушения повторно в течение года возбуждено 271 (в 2017 г. – 311; -40; -12,9%) уголовное дело.
По итогам января – апреля наиболее сложная ситуация с гибелью людей в ДТП отмечается в Солигорском (количество погибших возросло с 2 до 9), Ивьевском (с 0 до 5), Калинковичском (с 1 до 5), Брестском районах, г. Витебске (с 0 до 4 в каждом регионе), Минском (с 3 до 6), Малоритском и Сморгонском (с 0 до 3 в каждом) районах, травмированием – в Лоевском, Ляховичском, Пинском (количество раненых возросло с 0 до 5 в каждом), Дрогичинском (с 3 до 12), Лунинецком (с 2 до 8), Толочинском (с 1 до 6), Ивацевичском (в 3,7 раза; с 3 до 11), Узденском, Пружанском (в 3,5 раза; с 2 до 7) и Ивьевском (в 3 раза; с 3 до 9) районах.
Детальный анализ дорожно-транспортной обстановки показал, что наибольшее число ДТП регистрировалось в пятницу (18,2% от общего числа ДТП, или 157) и понедельник (16,3%, или 140), погибших – в пятницу и среду (по 18,4%, или 28).
По времени суток больше всего ДТП зарегистрировано в период с 17 до 21 часа (28,1%, или 242) и с 7 до 9 часов (15,3%, или 132), погибших – с 17 до 21 часа (32,9%, или 50) и с 7 до 9 часов (11,8%, или 18).
Наиболее высокий уровень смертности отмечается в результате наездов на пешеходов (45,4% от общего числа погибших в ДТП, или 69). Количество погибших в указанных автоавариях возросло во всех регионах, за исключением Гродненской области и г. Минска, наиболее существенно – в Витебской (с 7 до 12; +71,4%), Гомельской (с 5 до 8; +60%) и Брестской (с 9 до 14; +55,6%) областях.
В целом по республике возросло количество ДТП по вине пешеходов (с 122 до 165; +43; +35,2%), погибших (с 36 до 53; +17; +47,2%) и раненных(с 87 до 114; +27; +31,0%) в них людей. Данные тенденции на фоне отмеченного выше погодного фактора зимнего периода вызваны одновременным увеличением числа таких происшествий, погибших и раненных в них людей в Брестской (с 25 до 33; с 6 до 12 и с 20 до 22 соответственно), Витебской (с 15 до 27; с 5 до 9 и с 10 до 12 соответственно) и Минской (с 24 до 45; с 10 до 15 и с 14 до 30 соответственно) областях. Наряду с этим количество жертв рассматриваемой категории происшествий возросло в Гомельской (с 3 до 6) и Могилевской (с 4 до 5) областях.
Также в республике выросло число ДТП, произошедших по вине нетрезвых пешеходов (с 49 до 66; +17; +34,7%), что обусловлено увеличением количества таких происшествий в Брестской (с 17 до 19), Витебской (с 10 до 11), Могилевской (с 2 до 9), Минской (с 1 до 5), Гомельской областях и г. Минске (с 7 до 9 в каждом регионе).
Вместе с тем в целом по стране наряду со снижением количества ДТП, произошедших по вине велосипедистов (с 21 до 18; -3; -14,3%) и раненных (с 18 до 11; -7; -38,9%) в них людей, возросло число погибших (с 4 до 8) в указанных автоавариях. Брестская область является единственным регионом республики, где одновременно выросло количество ДТП (с 4 до 8) по вине велосипедистов, погибших (с 1 до 4) и раненных (с 3 до 4) в них людей. Кроме того, количество погибших в таких происшествиях увеличилось в Гродненской (с 0 до 2) и Гомельской (с 0 до 1) областях.
В рамках принимаемых мер по предупреждению ДТП с участием пешеходов сотрудниками милиции общественной безопасности ОВД республики с проезжей части изъято 132,4 тысячи пешеходов, а также иных уязвимых участников дорожного движения, которые могли спровоцировать ДТП.
В республике возросло количество ДТП с участием детей (с 57 до 90; +33; +57,9%), погибших (с 2 до 5) и раненных (с 61 до 97; +36; +59%) в них несовершеннолетних. Данная тенденция в определенной степени обусловлена изменением подхода к учету ДТП с участием детей, в котором с 1 января отражаются происшествия с пострадавшими в возрасте до 18 лет (ранее – до 16 лет).
Справочно: соответствующие изменения внесены приказом МВД
от 30.06.2017 № 184 в Инструкцию о порядке учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденную приказом МВД от 21.03.2013 № 97.
Число ДТП с участием детей, погибших и раненных в них несовершеннолетних возросло в Брестской (с 10 до 26; с 1 до 2 и с 10 до 27) и Минской (с 10 до 25; с 0 до 3 и с 14 до 26) областях. Наряду с этим в Могилевской, Гомельской областях и г. Минске увеличилось число таких происшествий (с 7 до 11, с 7 до 8 и с 6 до 11соответственно) и раненных в них детей (с 8 до 12, с 7 до 9 и с 6 до 11 соответственно).
Наиболее многочисленными категориями пострадавших в ДТП детей являлись пешеходы (53,9%; 55 из 102) и пассажиры автотранспорта (37,3%; 38).Четверо погибших в автоавариях несовершеннолетних были пассажирами транспортных средств, один – велосипедистом.
При этом из общего числа пострадавших детей-пассажиров 10 (в Брестской области – 5, Гомельской – 2, Гродненской, Минской и г. Минске – по 1) перевозились с нарушением установленных правил (5 – без использования удерживающего устройства, 5 – ремня безопасности).
В то же время работа по выявлению и пресечению нарушений правил перевозки детей активизирована в республике (с 10 065 до 12 018; +19,4%) и во всех регионах страны.
Подготовила Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь