Госавтоинспекция вынесла на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», с которым можно ознакомиться, а также высказать свои предложения и замечания на правовом форуме Беларуси (ссылка для перехода https://forumpravo.by/forums/npa.aspx?forum=15&topic=10090).
Планируется возможность сдачи экзамена в ГАИ на автомобиле с коробкой автомат.
В связи с поступающими обращениями граждан ГАИ инициировала внесение изменений, предусматривающих прием практического квалификационного экзамена и предоставление права управления механическим транспортным средством с автоматической трансмиссией.
Так, кандидаты в водители после прохождения соответствующей подготовки смогут сдать экзамен в ГАИ на автомобиле с автоматической трансмиссией.
Следует отметить, что в таком случае водительское удостоверение будет выдаваться с отметкой о необходимости управления транспортным средством соответствующей категории только с автоматической трансмиссией. При этом в случае получения такого водительского удостоверения и управления транспортным средством с механической трансмиссией такие действия будут расцениваться как управление транспортным средством, не имея права управления.
Лица, сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, смогут управлять механическими транспортными средствами с любым видом трансмиссии.
Инициирован вопрос о выдаче международных водительских удостоверений.
Необходимость выдачи таких удостоверений обусловлена определенными затруднениями, возникающими у белорусских граждан за границей.
К примеру, в большинстве стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока без международного водительского удостоверения не получится взять в аренду автомобиль, а в некоторых – управление транспортным средством с национальным водительским удостоверением может расцениваться как управление без прав.
Международное водительское удостоверение представляет собой книжку формата A6 (148 x 105 мм) с необходимой информацией на различных языках, помимо государственного, и выдается на основании национального водительского удостоверения сроком на три года либо до истечения срока действия национального водительского удостоверения в зависимости от того, какой срок наступит раньше.
Следует отметить, что наличие такого удостоверения при управлении на территории Республики Беларусь не потребуется и его выдача будет осуществляться исключительно на добровольной основе по заявлениям граждан, которые планируют поездки на автомобилях в зарубежные страны, не ратифицировавшие конвенцию.
Предлагается урегулировать вопрос с допуском лиц к управлению мотовездеходами.
Одним из нововведений, предусмотренных законопроектом, является механизм предоставления права управления мотовездеходами (квадроциклами, снегоходами, снегоболотоходами).
Изменения обусловлены отсутствием на сегодняшний день порядка допуска лиц к управлению вышеуказанными транспортными средствами. Вследствие чего нередко ими управляют лица, не обладающие соответствующими навыками для этого, а также не прошедшие соответствующего медицинского освидетельствования, что, в свою очередь, создает угрозу безопасности дорожного движения.
Для этого вводятся две категории колесных тракторов и самоходных машин: H и I. Право управления мотовездеходами будет предоставляться лицам, достигшим 17 лет, после сдачи квалификационных экзаменов. При этом прохождение подготовки не потребуется. Также управлять мотовездеходами смогут лица, имеющие право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной хотя бы одной категории, за исключением АМ или A1.
Инициирован отказ от бессрочных водительских удостоверений.
Регулярно сотрудники ГАИ выявляют факты подделки либо предоставления подложных водительских удостоверений. На подобные преступления, как правило, решаются лица, не имеющие права управления механическими транспортными средствами и в ряде случаев не прошедшие соответствующего обучения, а значит не обладающие необходимыми навыками, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения.
Немаловажным является также вопрос обеспечения должного контроля за прохождением обладателями таких удостоверений обязательного медицинского переосвидетельствования.
Ежегодно в республике происходит ряд ДТП вследствие плохого самочувствия водителей, в том числе с тяжкими последствиями.
На сегодняшний день наличие медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами проверяется в основном при возврате водительского удостоверения и (или) талона к нему после изъятия, а также при их обмене.
Учитывая, что талон к водительскому удостоверению в текущем году будет упразднен, эффективность указанного контроля у рассматриваемой категории водителей значительно снизится.
С целью создания для граждан комфортных условий по обмену бессрочных удостоверений предлагается признавать последние недействительными с 1 января 2020 года.
Предлагается новый метод борьбы с систематическими нарушителями.
Анализ правонарушений в сфере дорожного движения показывает, что некоторым закон не писан. Значительное число водителей допускают свыше 25 нарушений в течение года, а особо злостные умудряются совершить за год более ста. Естественно, такие действия создают реальную угрозу безопасности не только для самих нарушителей, но и для других участников движения. Ведь не зря Правила дорожного движения называют законом жизни.
Вместе с тем в ряде случаев не представляется возможным эффективно влиять на таких водителей, поскольку лишь незначительное количество нарушений предусматривает лишение специального права, а штрафные санкции не всегда оказывают необходимое воздействие.
В этой связи ГАИ проработан вопрос о введении системы начисления штрафных баллов, которая предусматривает прекращение права управления транспортным средством при наборе лицом в течение года 15 баллов. В зависимости от характера совершенного правонарушения будет начисляться от одного до четырех баллов.
Для большинства водителей предлагаемая система никакой угрозы не представляет. Вместе с тем систематических правонарушителей, безрассудно относящихся к соблюдению установленных требований, возможные последствия заставят задуматься.
Сведения о количестве начисленных баллов будут сообщаться водителю при рассмотрении каждого правонарушения. Также для удобства граждан предусмотрена возможность удаленного просмотра указанной информации посредством соответствующего приложения, которое будет функционировать в глобальной компьютерной сети Интернет.
Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Республики Беларусь