Без страха и упрека

«Мы слишком вольно относимся к выдаче разрешительных документов на управление автотранспортом», – констатировал на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь Президент Александр Лукашенко.  Он подчеркнул, что при подготовке водителей надо ужесточать ответственность, хотя бы вернуться к тому, что было в советские времена. Эти слова красноречиво подтверждает и ситуация на дорогах. Очень часто неопытность водителей, а также несоблюдение Правил дорожного движения, лихачество и вождение в состоянии алкогольного опьянения приводят к трагедии.

 В Могилевской автошколе ДОСААФ свято чтут и продолжают традиции, заложенные в Советском Союзе. В те времена работа этой кузницы водительских кадров была отмечена на самом высоком уровне, о чем свидетельствует переходное знамя, которое хранится в музее учреждения.

– Материально-техническая база нашей автошколы не имеет аналогов, – рассказывает председатель Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ Дмитрий Телышев. – После развала Союза ее удалось сохранить, несмотря на тяжелые времена, которые пришлось пережить. Сегодня у нас есть учебные лаборатории, которых нет у других автошкол областного центра, просторный учебный корпус, хорошо оснащенные и оборудованные классы для каждой категории водителей, обширный автодром для обучения управлению транспортными средствами, компьютерный класс, классы автотренажеров и по медицинской подготовке.

Однако это не повод останавливаться на достигнутом, отмечает собеседник. Работа по совершенствованию материально-технической базы продолжается, ведь без этого невозможно успешное развитие автошколы. Свои условия диктует и конъюнктура рынка. Например, если сегодня популярностью пользуется обучение категории СЕ, значит, в скором времени автопарк пополнится новым грузовым автомобилем.

– Сегодня перед автошколами страны стоит задача улучшить качество подготовки водителей, – говорит Дмитрий Анатольевич. – Наверное, не стоит объяснять, насколько важен этот аспект при обеспечении безопасности, ведь каждый из нас является участником дорожного движения и знает, чем может обернуться незнание ПДД или отсутствие водительских навыков.

Работу автошкол оценивают по одному важному критерию – проценту сдачи экзаменов в Госавтоинспекции с первого раза. В учреждениях ДОСААФ он немного выше, чем в среднем по республике. Например, в автошколе Могилевской объединенной организационной структуры он составляет более 65% против 53,1% в целом по стране.

Однако этот показатель немного субъективен, поскольку не всегда несдача экзамена означает отсутствие знаний. Большое влияние оказывает и так называемый психологический фактор. Иногда именно волнение становится причиной провала: человек при слове «экзамен» начинает нервничать, кажется, все знания вылетают из головы. Хотя, конечно, такое волнение необходимо учиться преодолевать, ведь за рулем водителя подстерегают различные ситуации, нужно мгновенно на них реагировать и принимать решения.

– Если человек не сдал с первого раза, то это не значит, что его плохо обучали. Он обязательно сдаст экзамен во второй или третий раз. Судя по нашим курсантам, все так и происходит, а следовательно, знания есть, нужно только настроиться, – считает собеседник.

Несколько слов – об обучении. Подход к каждому человеку строго индивидуален, особенно это касается практических занятий. Есть те, которые впервые садятся за руль, и у них все проходит гладко, а бывают и казусные ситуации.

Существующая программа подготовки водителей достаточно оптимальна. Времени хватает на усвоение как теории, так и практики. Однако не стоит забывать и об отношении курсантов к учебе. Если ходить на каждое занятие,  полностью отдаваться учебному процессу, то полученных знаний хватит, чтобы успешно сдать экзамены в Госавтоинспекции.

Кстати, для Могилевской автошколы ДОСААФ не редкость, когда вся учебная группа сдавала экзамен по теории в ГАИ с первого раза. В положительных результатах своих учеников заинтересованы и преподаватели, и мастера производственного обучения. За это даже доплачивают, а вот если результаты экзаменов оставляют желать лучшего, то есть риск остаться без премии.

– Наша организация при подготовке водителей чувствует свою ответственность за безопасность на дорогах, – говорит Дмитрий Анатольевич. – Многие частные школы об этом и не задумываются. Их основная цель – получение доходов, а не конечный результат. Поэтому обучают по принципу «работа сделана – деньги получены». Чаще всего все необходимое берется в аренду – у таких организаций нет ни своего автодрома, ни учебных классов, ни автомобилей. Конечно, все это не может не сказываться на качестве подготовки водителей.

– У нас был опыт по привлечению к обучению категории В учеников 10 классов, – рассказал Дмитрий Телышев. – При успешной сдаче внутришкольных экзаменов они получают свидетельство об окончании автошколы, а по достижении 18-летнего возраста могут сдать экзамены в ГАИ.

Данный проект поддержали родители и педагоги, ведь это не только возможность получить полезный для жизни навык, но и внешкольная занятость. Один минус – между учебой и сдачей экзамена в ГАИ есть достаточно большой промежуток времени. Автошкола пошла навстречу юным курсантам – накануне испытаний в Госавтоинспекции им предоставляется компьютерный класс для повторения теории.

К слову, в автошколу приходят люди самых разных возрастов. Недавно заветную «корочку» получила 60-летняя женщина, которой права были нужны для того, чтобы возить внуков на дачу.

Готовят в Могилевской автошколе ДОСААФ и «особенных водителей». Чтобы получить удостоверение, в областной центр приезжают люди с ограниченными физическими способностями из разных уголков региона и даже соседних областей. Недавно учебу здесь прошел инвалид из Пинска, хотя в его городе также проводится подобное обучение.

Существенной разницы в процессе обучения вождению инвалидов от обычных курсантов нет. Каждому необходимо пройти 170 часов теории и 50 – вождения. Единственное отличие – учебный автомобиль. Он переоборудован для ручного управления и адаптирован для инвалидов различных категорий. Людям с ограниченными возможностями в автошколе созданы все необходимые условия, в частности, обустроена безбарьерная среда. Этой весной в учебное заведение уже записалось несколько особенных клиентов.

Всего Могилевская объединенная организационная структура ДОСААФ имеет 14 сертификатов на подготовку и переподготовку водителей категорий А, В, С, В и С, D, ВЕ, СЕ, DЕ, газобаллонных легковых и грузовых автомобилей, а также осуществляет подготовку водителей-электриков для Вооруженных сил. Только за прошлый год здесь было подготовлено более 1,7 тысячи специалистов.

Сейчас в автошколе обучается группа безработных от Центра занятости населения на категорию I. Подготовка специалистов ведется в тандеме с Могилевским филиалом «Троллейбусный парк № 1» ОАО «Могилевоблавтотранс». Чуть раньше провели обучение группы для Бобруйского филиала «Троллейбусный парк № 2» ОАО «Могилевоблавтотранс».

Ажиотаж на получение водительских прав категории В наблюдался в 2014 году. Еще недавно популярностью у населения пользовалась категория D, сегодня же в лидерах – категория Е. На рынке труда есть большая потребность в таких специалистах, чем объясняется и наплыв желающих. Если в прошлом году было достаточно одного учебного автомобиля, то в этом запущено еще два. В марте записывали клиентов на обучение в мае.

Подготовка водителей – это только одно из направлений Могилевской объединенной организационной структуры ДОСААФ. Большое внимание уделяется также патриотическому воспитанию и развитию технических видов спорта. Сегодня оргструктура имеет 20 первичных организаций в областном центре и Могилевском районе, причем их количество постоянно увеличивается.

Если говорить о культивировании технических видов спорта, то список достаточно внушительный – стрельба, пейнтбол, страйкбол, лазертаг, автоспорт, мотокросс. На базе оргструктуры работает автоклуб «4×4», который является владельцем кубка республики по этому виду спорта. В рамках патриотической работы с молодым поколением проводятся мероприятия и акции, посвященные различным событиям.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

В автошколах ДОСААФ Могилевской области достаточно высокий процент сдачи экзаменов в ГАИ с первого раза. Он составляет 66,1% (для справки: в целом цифра по республике – 53,1%). Причем есть в регионе и свои рекорды. Например, наиболее высокие показатели – у Костюковичской РОС (84,9%) и Бобруйской ООС (81,9%).

Средний показатель по региону мог быть и лучше, считают в Могилевской областной организационной структуре ДОСААФ. В некоторых райцентрах складывается такая ситуация – обучение вождению кандидаты в водители проходят в своем городе, а экзамен сдают, например, в областном центре. Некоторые так волнуются, выезжая на незнакомые дороги, что допускают множество ошибок.

Кстати, во времена Советского Союза экзамен по вождению проводился в том же городе, где и происходило обучение. Получив права, человек набирался опыта и уверенности в условиях знакомой метности, а уже после с легкостью выезжал и в областной центр, и в столицу.

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий