Закон, порядок, безопасность

В управлении Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах подвели итоги работы в 2017 году. Как отметил начальник управления Анатолий Дудкин, проведенная во взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами работа положительно повлияла на состояние законности и способствовала сохранению позитивных изменений в динамике и структуре преступности.

Особое внимание в прошлом году уделялось реализации организационно-практических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности на предприятиях железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного и воздушного транспорта. Общее количество зарегистрированных на объектах железнодорожного и воздушного транспорта преступлений в сравнении с 2016 годом сократилось на 11,6% (с 732 до 647).

– На объектах транспорта отмечено снижение числа краж, хулиганств, фактов подделки, изготовления, использования либо сбыта поддельных документов, мошенничества, контрабанды, – констатировал руководитель ведомства. – Вместе с тем с 76 до 84 возросло число тяжких и особо тяжких преступлений. Рост количества зарегистрированных преступлений отмечен на территории УВД Минского и Витебского облисполкомов. Увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, по УВД Брестского, Витебского облисполкомов, а также по ГУВД Мингор-исполкома.

В прошлом году сохранилась тенденция уменьшения (с 41 296 до 35 401) количества сопровожденных сотрудниками органов внутренних дел поездов международных, межрегиональных, региональных и городских линий. Как следствие, возросло число преступных деяний.

Постоянная работа по координации деятельности правоохранительных органов и Белорусской железной дороги по предупреждению фактов травмирования граждан железнодорожным транспортом позволила достичь положительной динамики снижения на протяжении ряда лет случаев непроизводственного травматизма. В 2017 году на стальной магистрали произошло 122 таких случая (в 2016-м – 124), в которых пострадало 125 человек. Однако больше травмировано на Брестском, Гомельском и Могилевском отделениях. В связи с этим прокурорам Брестской, Гомельской и Могилевской областей необходимо принять ряд дополнительных мер по профилактике непроизводственного травматизма.

На объектах транспорта в минувшем году со 109 до 176 возросло число коррупционных преступлений. Наибольшее их количество выявлено в военизированной охране Белорусской железной дороги и государственном учреждении «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». Нарушения законодательства о борьбе с коррупцией в ходе проверок также установлены в РУП «Белтаможсервис», открытых акционерных обществах «Гомельтранснефть «Дружба», «ДОРОРС» и «Авиакомпания «Белавиа».

– Мы будем и в дальнейшем на постоянной основе анализировать работу, проводимую должностными лицами поднадзорных организаций по противодействию коррупционным проявлениям, – заверил Анатолий Дудкин.

Говоря о безопасности полетов в системе гражданской авиации, глава ведомства констатировал, что в 2017 году на 14,2% увеличилось количество авиационных событий с воздушными судами.

Управлением проведен анализ исполнения законодательства, регулирующего порядок использования воздушного пространства Республики Беларусь. Установлено, что при осуществлении полетов допускались случаи игнорирования разрешительного порядка его использования. При этом правонарушителями являлись как владельцы (пользователи) зарегистрированных и незарегистрированных воздушных судов и сверхлегких летательных аппаратов, так и авиационные организации. В минувшем году произошло более 20 таких случаев.

На предприятиях, эксплуатирующих магистральные трубопроводы, не было допущено аварий, случаев производственного травматизма со смертельным исходом, выбросов вредных веществ в окружающую среду. Вместе с тем результаты проверок и мониторингов, проведенных органами прокуратуры, показали, что имеют место проблемы, непосредственно влияющие на обеспечение безопасной эксплуатации трубопроводов. Соответствующая информация была направлена в Совет Министров Республики Беларусь и все облисполкомы. После этого местные органы власти значительно активизировали работу, оперативно устранив нарушения, которые не требовали существенных финансовых затрат. В Витебской области устранено 26 нарушений, Минской – 24, Гродненской – 18, Могилевской – 11.

– Вопрос обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов остается у нас на контроле, – заметил начальник управления.

Совместно с прокуратурами Могилевской и Витебской областей проведена проверка исполнения Министерством транспорта и коммуникаций, а также Витебским и Могилевским областными исполнительными комитетами требований Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 гг.

Установлено, что ее мероприятия реализовывались не в полном объеме, контроль за ходом их выполнения осуществлялся не на должном уровне, технический надзор за содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог велся с нарушениями.

Анатолий Дудкин остановился на теме надлежащего разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. В республике на учете состоит более 3,5 млн легковых и грузовых автомобилей физических и юридических лиц, не считая мотоциклов и прицепов. По информации унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр», в 2017 году на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдано 1 млн 382 тыс. разрешений. Значительная часть транспорта эксплуатируется без обязательного техосмотра.

В настоящее время рассматриваются варианты внесения изменений в законодательство, в том числе с возможностью оплаты дорожного сбора частями за 3 или 6 месяцев, либо когда оплачивается только сезонное использование автомобиля. Но окончательных решений пока не принято, и порядок остается прежним. Проблема требует решения, поскольку нахождение на дорогах такого количества транспортных средств без надлежащего разрешения на допуск к участию в дорожном движении, безусловно, создает угрозу безопасности, ухудшению экологической обстановки.

На протяжении ряда лет продолжает оставаться актуальным вопрос обеспечения судоходства маломерных судов на водоемах нашей страны. Его осуществляет ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам» (ГИМС). Аварийных происшествий, которые могли наступить по причине ненадлежащего технического освидетельствования объектов водного транспорта по ГИМС, не допущено.

В числе основных задач инспекции – контроль за безопасностью судоходства маломерных судов на внутренних водных путях Республики Беларусь и эксплуатацией этих судов и баз (сооружений) для их стоянок на внутренних водных путях страны, а также ряд других функций. Среди которых – проведение государственной регистрации и классификации, технического освидетельствования маломерных судов, организация обучения и проверки знаний гражданами правил управления моторными маломерными судами и другое. В 2016 году был сформирован институт внештатных сотрудников ГИМС, который на данный момент включает в себя 451 человека.

С 1 января 2018 года начал действовать Таможенный кодекс ЕАЭС (ТмК ЕАЭС), который основывается на международных стандартах в области таможенного дела и международной практике таможенного администрирования.

Новое законодательство призвано устранить правовые коллизии и пробелы. Основной акцент сделан на внедрении информационных технологий и информационного взаимодействия между таможенными и иными госорганами, а также субъектами внешнеэкономической деятельности. Определены приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования лишь в отдельных случаях.

В целях оптимизации бизнес-процессов и увеличения экономической привлекательности сокращен с момента регистрации декларации до 4 часов срок выпуска товаров. Ранее это осуществлялось в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары.

ТмК ЕАЭС закрепил общие подходы к использованию в деятельности таможенных органов механизма одного окна при совершении таможенных операций. Разграничены случаи, когда действие таможенных процедур завершается, а когда прекращается и приостанавливается. Изменены подходы к предоставлению отсрочки и рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин.

Изменения законодательства будут способствовать обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования.

В заключение начальник управления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах Анатолий Дудкин заверил: в его ведомстве и в дальнейшем будет осуществляться системная и целенаправленная работа по координации деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, обеспечению эффективности прокурорского надзора по защите интересов общества и государства, реализации государственной политики в сфере транспорта.

Ольга ОРЛОВА, «ТБ»

Добавить комментарий