Транспортная сеть в новом формате

По примеру государственного предприятия «Гомельоблпассажиртранс» аналогичные структуры создаются и в других областных центрах республики. Между тем в 2018 году исполнится семь лет с момента начала деятельности ГП «Гомельоблпассажиртранс» – первого областного оператора в регулярных пассажирских перевозках, призванного наладить четкую организацию работы между заказчиком, перевозчиком и пассажирами. Создание подобных предприятий в первую очередь свидетельствует об эффективной работе «Гомельоблпассажиртранса».

Транспортная сеть в новом формате Транспортная сеть в новом формате

Организация, контроль, комфорт

Сегодня транспортная отрасль совершенствует свою работу с учетом веяния времени и постоянно возрастающих требований к безопасности и качеству перевозки пассажиров. И в этом направлении коллектив «Гомельоблпассажиртранса» за прошедшие годы сделал немало. Первым в стране выступил в качестве оператора и взял на себя как организацию перевозок пассажиров, так и контрольно-ревизорскую деятельность. Подобных специализированных областных предприятий, где бы оператор не занимался перевозками, а планировал и разрабатывал маршруты по всей области, до этого не было.

ГП «Гомельоблпассажиртранс» выполняет широкий спектр задач. Как оператор пассажирских перевозок занимается подготовкой и проведением конкурсов на выполнение автомобильных перевозок, изучает пассажиропотоки, готовит предложения заказчикам (исполкомам), совершенствует маршрутную сеть, осуществляет диспетчерское управление и оперативный контроль за регулярностью движения автобусов и маршрутных такси на линии, координирует и утверждает расписания движения. При этом коллективу удается успешно совмещать сразу два направления деятельности – организацию пассажирских перевозок и контроль за ними.

Сегодня маршрутная сеть Гомельщины представлена 872 маршрутами в регулярном сообщении, их обслуживают порядка 1100 транспортных средств. Как оператор «Гомельоблпассажиртранс» сегодня сопровождает деятельность 277 перевозчиков, в том числе самого крупного в области – ОАО «Гомельоблавтотранс». В декабре 2017 года решением Гомельского горисполкома «Гомельоблпассажиртранс» признан оператором городского электрического транспорта областного центра. Гомельским облисполкомом также подготовлен проект решения об определении предприятия оператором междугородных межобластных перевозок.

По словам директора предприятия Дмитрия Комзолова, сегодня главное – обеспечить безопасность и комфорт не только пассажиров, но и перевозчиков. Именно в этом направлении работает коллектив. В 2017 году с целью улучшения качества транспортного обслуживания населения было организовано восемь новых маршрутов, велась работа по оптимизации маршрутной сети области. Также изменены схемы движения более десяти автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров. В связи с организацией новых маршрутов и изменением схем движения активно разрабатывались новые расписания движения для транспортных средств перевозчиков.

За безопасность – без нарушений и срывов

Выполняя функции оператора, в прошлом году предприятие подготовило и провело девять конкурсов на право выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении по городским, пригородным и междугородным внутриобластным маршрутам транспортными средствами категории М2 и М3 в Мозыре, Добруше, Речице, Жлобине и Гомеле.

На базе ГП «Гомельоблпассажиртранс» создана и эффективно работает комиссия по организации и регулированию перевозок пассажиров в регулярном сообщении и безопасности дорожного движения. В ее составе – представители заказчиков (исполкомов), ГАИ, Транспортной инспекции. На заседаниях комиссии регулярно рассматриваются актуальные вопросы по организации перевозок пассажиров, а также выявленные нарушения со стороны перевозчиков. В 2017 году проведено 44 заседания по организации и регулированию перевозок пассажиров в регулярном сообщении и безопасности дорожного движения на территории Гомельской области.

Постоянно проводятся осмотры санитарно-эстетического состояния внешнего вида и салонов транспортных средств, а также их оснащения в соответствии с Правилами автомобильных перевозок пассажиров и СТБ. Разработана и создана специальная электронная база данных по произведенным проверкам транспорта и всем выявленным нарушениям, где зафиксированы меры, принятые к каждому нарушителю.

Совместно с дорожными службами и Госавтоинспекцией проводятся обследования дорожных условий на соответствие требованиям государственного стандарта СТБ 1291-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

С сентября 2016 года для оперативного контроля применяется мониторинг соблюдения расписания движения, который позволяет выявить необоснованное отклонение автомобиля от расписания движения, например в начале маршрута, и впоследствии наверстывание времени путем нарушений Правил дорожного движения. Также диспетчерами отдела организации движения активизирована работа с водителями транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров в регулярном экспрессном сообщении, на предмет срыва рейсов. Работает телефон горячей линии, на который за год поступило 322 обращения граждан, все они обработаны.

Внедренная «Автоматизированная система диспетчерского управления пассажирскими перевозками», позволяющая координировать расписания движения всех видов пассажирского транспорта на территории области, постоянно дорабатывается и совершенствуется. Предусмотрена интеграция данной системы с «Автоматизированной системой оплаты и контроля проезда». За счет автоматизации системы управления транспортными потоками большие плюсы имеют и пассажиры. С помощью смартфонов и персональных компьютеров они могут воспользоваться онлайн-расписанием движения транспорта.

Совмещая два вида деятельности – операторскую и контрольноревизорскую – предприятие «Гомельоблпассажиртранс» обеспечивает эффективный контроль за соблюдением пассажирами, кондукторами и водителями транспортных средств законодательства Беларуси в области автомобильных перевозок пассажиров. Наряду с работой по организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении ГП «Гомельоблпассажиртранс» имеет полномочия для ведения административного процесса и привлечения к ответственности работников транспорта, допустивших нарушения Правил автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. На сегодняшний день деятельность контрольно-ревизорской службы позиционируется как дополнительная услуга к основному договору между оператором и перевозчиком.

За 2017 год предприятием произведена проверка 147 023 автобусов в регулярном сообщении. При этом выявлено 4202 случая нарушений Правил автомобильных перевозок пассажиров. Пресечен провоз водителями и кондукторами 724 пассажиров без билетов, которые по требованию контролирующих лиц были обилечены на сумму 795 рублей 39 копеек.

За безбилетный провоз пассажиров по ст. 18.32. КоАП РБ привлечено к административной ответственности 310 работников транспорта, сумма наложенного штрафа составила 29 049 рублей. За безбилетный проезд по ст.18.30 КоАП РБ привлечено к административной ответственности 2588 пассажиров, на которых наложен штраф в размере 29 166 рублей 30 копеек. В соответствии с действующим законодательством все выявленные административные правонарушения фиксируются в единую государственную систему регистрации и учета правонарушений.

Кроме того, совместно с представителями филиала Транспортной инспекции по Гомельской области, ГАИ УВД Гомельского облисполкома, налоговой инспекцией проверялась работа частных перевозчиков маршрутных такси. Проведено 3519 проверок, выявлено 448 нарушений, из них по безбилетному провозу по ст.18.32 – 94 случая, на водителей транспортных средств наложен административный штраф в размере 8947 рублей, составлено 346 рапортов о нарушениях Правил автомобильных перевозок пассажиров и оформления транспортных средств в соответствии с СТБ 1389-2003.

Коллектив предприятия постоянно совершенствует систему проведения проверок, внедряет новые формы контроля, использует современные технические средства. Так, для более эффективной работы мобильные группы обеспечены DGPS-информаторами, принимающими информацию о передвижении автобусов по маршрутам в режиме online, что позволяет исключить непроизводительные пробеги и сократить время ожидания автобусов при проведении проверки.

Пора решать проблемные вопросы?

В декабре прошлого года на базе ГП «Гомельоблпассажиртранс» состоялся республиканский семинар на тему «Проблемные вопросы функционирования оператора автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь». Участие в нем приняли операторы пассажирских перевозок страны, а также представители областных исполнительных комитетов. Они ознакомились с деятельностью предприятия, объектами транспортной инфраструктуры – интерактивными остановками, электронными табло и т. п. Также обсудили работу операторов после внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты в области автомобильного транспорта, вопросы финансирования деятельности оператора и организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном междугородном межобластном сообщении.

23 января 2018 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 года № 50-З, согласно которому внесены дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Однако по-прежнему остро стоит проблема финансирования деятельности оператора, о чем говорили участники семинара.

В частности, в статье 22 закона определено, что заказчик автомобильных перевозок пассажиров в лице местных исполнительных и распорядительных органов либо оператор автомобильных перевозок пассажиров обязан заключить с автомобильными перевозчиками договоры об организации перевозок пассажиров в регулярном сообщении, в которых определяются в том числе стоимость и порядок оплаты выполнения автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (транспортная работа). Также статья 23 закона говорит о том, что между заказчиком и оператором автомобильных перевозок пассажиров заключается договор об оказании услуг оператора автомобильных перевозок пассажиров в отношении городских, пригородных, междугородных внутриобластных, междугородных межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

В силу статьи 25 закона заказчик автомобильных перевозок пассажиров обязан осуществлять оплату услуг оператора по организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. К сожалению, данный порядок на сегодняшний день не определен. Оплату услуг по организации автомобильных перевозок пассажиров предприятию по-прежнему осуществляет перевозчик, так как в Бюджетном кодексе Республики Беларусь отсутствует статья расходов по финансированию услуг оператора. И эти проблемы в ближайшее время необходимо решать.

За прошедшие годы ГП «Гомельоблпассажиртранс» на деле доказал свою состоятельность, способность совершенствовать и развивать областные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении. Об этом, как и о высокой эффективности работы, свидетельствует и новый современный формат функционирования транспортной сети Гомельщины.

Людмила КОПАТЬ, «ТБ»

Добавить комментарий