Непостижимые вечные истины

Непостижимые вечные истины

Еще не один пешеход не задавил автомобиля, тем не менее недовольны почему-то автомобилисты
И. Ильф, Е. Петров

Это высказывание великих сатириков вспомнилось мне после прочитанного в социальных сетях обращения к пешеходам. Есть смысл привести его здесь, так сказать, в первозданном виде, извинившись предварительно за лексику автора: «Уважаемые пешеходы! Не делайте морду тряпкой, переходя дорогу даже по зебре. Машину остановить мгновенно невозможно. Уважайте водителей! Они-то сядут и выйдут! А вы ляжете и не встанете!».

Неуважение наказуемо

Призыв к уважению, конечно, можно только приветствовать. Правда, есть тут один небольшой, но весьма существенный нюанс – уважение на дороге должно быть взаимным. Это раз. Два – пресловутые Правила дорожного движения, которые четко трактуют данную ситуацию. Не стоит забывать, что к правам пешехода относится право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому при разрешающем сигнале регулировщика или светофора, а обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу.

Госавтоинспекция напоминает: согласно действующему законодательству на нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства обязан уступить дорогу людям, переходящим проезжую часть. А если перед переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других автомобилей, движущихся по соседним полосам в попутном направлении, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед этим транспортным средством нет пешеходов. За нарушение Правил дорожного движения водители транспортных средств могут быть привлечены согласно п. 6 ст. 18.14 КоАП РБ к административной ответственности в виде штрафа в размере от одной до пяти базовых величин. Стоит напомнить водителям: пешеходный переход для пешеходов. И это – единственная возможность безопасно пересечь проезжую часть как детям, так и взрослым. Не забывайте, что где-то и ваши близкие переходят улицу и рассчитывают, идя по пешеходному переходу, что вежливый водитель их пропустит.

Впрочем, Госавтоинспекция не только напоминает. В связи со сложившейся в этом плане тревожной ситуацией на дорогах с 6 по 15 декабря на территории Гомельской области ГАИ проводила профилактическое мероприятие «Уступи дорогу пешеходу», которое было направлено на профилактику дорожно-транспортных происшествий, связанных с непредоставлением преимущества в движении пешеходам.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» – истина стара как мир. И так же, как мир, непостижима.

А тем временем…

ДТП случилось днем 30 ноября прошлого года в Новобелицком районе города, сообщили в ГАИ Гомельской области. 26-летний водитель Ford, двигаясь задним ходом по тротуару вдоль дома № 87 на улице Ильича, сбил 70-летнюю женщину, которая шла по пешеходной дорожке. С ссадинами и переломами пенсионерку доставили в травматологическое отделение.

И это даже не на проезжей части! Кстати, с маневрированием у некоторых наших водителей, похоже, очень большие проблемы. Впрочем, как и со зрением. Примером тому следующее происшествие.

2 декабря, в субботу, около 6 вечера в Мозыре, в переулке Коллективный, в районе конечной остановки общественного транспорта, 42-летний мозырянин за рулем микроавтобуса «Мерседес-Спринтер» сбил пенсионерку. Произошло это в темное время суток на освещенном участке дороги. Водитель хотел припарковать свою машину, совершал поворот налево и не заметил пожилую женщину. 74-летняя пострадавшая с переломом бедра была госпитализирована. По факту наезда следователи проводят проверку.

Хотя определенные личности не видят (или не хотят видеть) даже сигналы светофора. Так, в половине восьмого утра 28 ноября в Гомеле 30-летний водитель, управляя автомобилем Nissan Almera, при проезде регулируемого пешеходного перехода проигнорировал запрещающий сигнал светофора и совершил наезд на двух женщин 54 и 65 лет, которые переходили проезжую часть на зеленый. Как сообщает ГАИ Гомеля, в результате происшествия пешеходы получили телесные повреждения и были доставлены в больницу. После осмотра и оказания медицинской помощи 54-летняя женщина была госпитализирована, а 65-летняя отпущена домой.

Воскресным утром 3 декабря гомельские автолюбители были вынуждены корректировать свои маршруты – один из самых оживленных в городе перекрестков оказался перекрыт. МВД официально сообщило: ДТП произошло примерно в 04.15. 29-летний гражданин Армении, управляя автомобилем «Лексус is250» и двигаясь по ул. Советской в Гомеле, в районе пересечения с ул.  Рогачевской совершил наезд на 33-летнего пешехода, который переходил проезжую часть дороги по нерегулируемому переходу, обозначенному дорожными знаками и разметкой. В результате происшествия мужчина погиб на месте. В сообщении милиции также подчеркивается, что оба местные жители. По факту ДТП возбуждено уголовное дело.

Примерно с 16.30 до 16.50 неустановленный водитель, управляя неустановленным легковым автомобилем темного цвета и двигаясь по ул. Кирова в Гомеле, на пересечении с ул. Телегина совершил наезд на 53-летнего пешехода, который переходил проезжую часть по регулируемому переходу на разрешающий сигнал светофора. Водитель не остановился и с места происшествия скрылся. Пешеход получил телесные повреждения, по факту которых обратился в УЗ «ГОКБ», откуда после обследования был перенаправлен для госпитализации в УЗ «БСМП г. Гомеля».

– Я уже лет пятнадцать пытаюсь понять, почему водители скрываются с места ДТП, – сказал в одном из интервью бывший сотрудник Госавтоинспекции. – И до сих пор не могу. Ведь в основном они все вполне нормальные люди. Без патологии.

А ведь и в самом деле без патологии. По крайней мере, видимой. Даже социальный портрет такого вот среднестатистического водителя, сбежавшего с места происшествия, вывести очень непросто. Но мы все же попытаемся.

В 60 процентах случаев ему – от 25 до 55 лет. Редко – моложе. И в основном мужчины. Хотя женщины тоже встречаются. Но это уже тенденция последнего времени. А главное, он трус и паникер. Это в лучшем случае. В худшем – преступник, который надеется всеми силами и средствами избежать наказания.

Кстати, рассчитывать на то, что, совершив ДТП и скрывшись с места происшествия, можно уйти от ответственности, весьма наивно. Об этом свидетельствует и приведенная выше статистика. Найдут все равно. Рано или поздно. Впрочем, поздно тут не бывает. Человек в любом случае должен нести наказание за свои действия. Или бездействие. Безнаказанность развращает. Более того, на дороге она смертельно опасна.

Наверное, целесообразнее, чтобы, получая водительские права, человек приносил справку не только от нарколога и психиатра (последние, кстати, выдаются чисто формально), а и от психолога. Иначе как-то странно получается: устройству автомобиля, к примеру, уделяется достаточно часов, хотя впоследствии его ремонтом самостоятельно занимаются единицы, а вот кризисные состояния (поведение человека в экстремальной ситуации) из поля зрения как-то выпадают. Потому и действуют некоторые на дороге скорее эмоционально, чем рационально. Оно, может, и ничего, если бы только последствия не были столь тяжкими.

Пешеходы тоже хороши…

И в этом нет сомнения. Они порой совершают на дороге маневры, которые вообще никак объяснить невозможно. Они сами вполне осознанно подвергают опасности собственную жизнь. Зачем? А просто так. Как в той старой и, на мой взгляд, достаточно глупой шутке: «Каждый водитель думает, что никому не хочется умирать, а каждый пешеход считает, что никому не хочется сидеть». Вот только на дороге такая глупость и самонадеянность оборачиваются вполне реальной трагедией.

В Гомельском районе 22-летняя женщина-водитель, управляя автомобилем «Рено-Лагуна» и двигаясь по автодороге Гомель – Урицкое со стороны г. Гомеля в направлении агрогородка Урицкое, примерно в 21.50 совершила наезд на 29-летнего пешехода, который двигался по проезжей части. Световозвращающими элементами он обозначен не был. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения и был госпитализирован в реанимационное отделение УЗ «ГОКБ».

Примерно в 6 часов вечера 34-летний водитель, управляя автомобилем «Опель-Вектра» и двигаясь по автодороге «Подъезд от а/д М8 к г. Гомелю», при встречном разъезде с неустановленным автомобилем совершил наезд на 39-летнего пешехода, который пересекал проезжую часть дороги в зоне видимости пешеходного перехода. Световозвращающими элементами обозначен не был. В результате происшествия пешеход получил телесные повреждения и был госпитализирован в травматологическое отделение УЗ «ГОКБ».

В Гомеле 26-летний гражданин Туркменистана, управляя автомобилем «Тойота-Камри» и двигаясь по ул. Советской, в районе пересечения с ул. Университетской примерно в 10.10 совершил наезд на 75-летнюю женщину, которая переходила проезжую часть дороги по регулируемому переходу на запрещающий сигнал светофора. В результате происшествия пешеход получила телесные повреждения и была доставлена в УЗ «ГОКБ», откуда после осмотра и оказания медицинской помощи отпущена домой.

Впрочем, не надо никому читать мораль. Каждый взрослый человек волен распоряжаться своей жизнью так, как ему заблагорассудится. Но! Большинство из нас, взрослых, – этородители, бабушки и дедушки. А значит, непререкаемый авторитет для своих детей. В несчастье, приключившемся с их ребенком, родители готовы обвинять кого угодно, даже не задумываясь, что этому предшествовало. Ведь так сложно признать свою вину, пусть даже косвенную.

Дети правила знают. Но…

Как свидетельствует все та же статистика, по большей части маленькие пешеходы и велосипедисты (о пассажирах разговор особый!) страдают из-за собственной невнимательности. Хотя это отчасти и объяснимо. Спросите любого психолога, и он вам расскажет, что они просто не в состоянии до конца осознать опасность. А самое главное – понять, что с ними может случиться что-то страшное, непоправимое. Дети считают себя бессмертными. Вернее, нет, они просто не в состоянии воспринять смерть как реальность. Но только ли вина детей в тех трагедиях, которые произошли с ними на дороге? Всегда ли родители, находившиеся в момент трагедии рядом, принимали все зависящие от них меры, дабы обезопасить своих чад и не допустить самого страшного?

2 декабря в 15.20 на улице Достоевского в Речице, недалеко от перекрестка с улицей Чкалова, произошло ДТП, в котором пострадала пятиклассница.

– Автомобиль «Пежо-306» на светофоре поворачивал с улицы Советской на улицу Достоевского. Вдруг из-за стоящего на красный свет автомобиля прямо на дорогу выбежала 10-летняя девочка. Водитель «Пежо», конечно, затормозил, но избежать наезда не удалось, – рассказал инспектор ДПС отдела ГАИ Речицкого РОВД Сергей Пырх. – В итоге пятиклассница была госпитализирована в травматологическое отделение районной больницы.

В Гомеле под колеса автомобиля попал 9-летний мальчик. ДТП произошло утром. 25-летний водитель автомобиля ГАЗ совершил наезд на маленького пешехода, который перебегал проезжую часть дороги в неустановленном месте. С телесными повреждениями мальчика доставили в больницу и после осмотра и оказания медицинской помощи отпустили домой.

Но бывает и по-другому. 27 ноября в девятом часу утра на улице Ленина в Лельчицах женщина на «Фольксвагене» сбила 11-летнего мальчика. Он переходил проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу, обозначенному дорожными знаками и разметкой. Ребенок с телесными повреждениями госпитализирован.

Тут вспоминается один из визитов сотрудников Госавтоинспекции в травматологическое отделение Гомельской областной клинической больницы. Как вы понимаете, именно больница и именно травматологическое отделение были выбраны отнюдь не случайно. Ведь если даже по счастливой случайности ребенок остался жив, от психологической травмы он сможет избавиться ой как не скоро. Если вообще сможет. О физических последствиях для здоровья я не говорю.

Так вот, дети правила знают. Ребята из команды «Лидер» Центра творчества детей и молодежи Центрального района Гомеля подготовили для маленьких пациентов занимательную игру, в которой они смогли почувствовать себя не только знатоками, но и самыми настоящими детективами. Да-да, им предлагалось разобраться в самой настоящей дорожной ситуации и вынести свой вердикт. И ведь не ошибались! А уж о загадках я и говорить не хочу. Интеллект младшего поколения был просто-таки на высоте. Хотя лично для меня самым большим сюрпризом стало доскональное и точное чтение зрителями команд регулировщика. Особенно после того, как понаблюдаешь в этой ситуации за беспомощно тычущимися в разные стороны взрослыми на сложном перекрестке, если, не дай бог, со светофором что-то случится.

А взрослые? Я не зря вначале упомянула об ответственности.

Мы не в Швеции

Гомельские городские власти недавно утвердили план мероприятий по обеспечению дорожной безопасности в Гомеле на 2018 год. Для предотвращения внезапного появления на проезжей части пешеходов решено установить турникеты в особо напряженных местах, прежде всего напротив остановок общественного транспорта. Впрочем, начало этой кампании уже положено. В 2017-м коммунальные службы установили более километра таких ограждений. Они появились на улицах Братьев Лизюковых, Гельман, Ильича, Чечерской, Подгорной, Волотовской, Интернациональной, на проспекте Космонавтов. В план на будущий год включено более 30 участков городских улиц, где время от времени на дорогу свободно выбегают люди. Предполагается, что турникеты направят людей к местам перехода с хорошим обзором для водителей.

Кроме того, для привлечения внимания водителей над дорожным полотном на переходах монтируют светодиодные светильники с датчиками движения, зажигающими свет при появлении пешеходов. ГАИ требует оснастить ими все нерегулируемые переходы, но, как обычно, все упирается в финансы. Так что на текущий момент в первую очередь были подсвечены зебры в районе учреждений образования.

Вообще, круг обсуждаемых вопросов был очень широк. Так, начальник отдела организации дорожного движения областной ГАИ Руслан Колесников отметил, что в 2017 году на городские улицы нанесли более 30 тысяч квадратных метров новой разметки. Но такую площадь освоили в основном за счет второстепенных дорог с малоинтенсивным движением. В то же время на проспекте Октября и улице Хмельницкого в прошедшем сезоне разметку не обновили. И там произошли аварии, в которых погибли люди.

Первый заместитель председателя Гомельского горисполкома Александр Сиваков поручил обновлять разметку на магистральных улицах с общественным транспортом в первоочередном порядке. А заодно навести порядок с дорожными знаками. Государственным предприятием «СМЭП Гомельского облисполкома» установлено 328 новых дорожных знаков, заменено 233. Однако организация не берет на обслуживание знаки на улицах Гомельской и Быховской. Три года назад по заказу Гомельского городского ЖКХ в этом районе «Гомельоблдорстроем» выполнялись текущий ремонт покрытия и замена знаков. Но те, что там висят сейчас, не соответствуют стандартам. Эксплуатационное предприятие требует их замены. Процесс застопорился. Александр Сиваков потребовал от заказчика в кратчайшие сроки решить проблему.

Также было отмечено, что городским властям не следует стесняться перенимать передовой мировой опыт. Начальник межрайонного отдела областной ГАИ Николай Кухоренко предложил членам горисполкома использовать технические решения, применяемые в Швеции – стране с самым низким уровнем смертности на дорогах в Европе.

Местные дорожные полицейские, принимая гомельчан с ознакомительным визитом, раскрыли им формулу успеха, которая заключается в исключении пересечения потоков автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Для вторых устраиваются обособленные велодорожки. Для третьих – надземные или подземные переходы через все дороги шире двухполосных. Применяется и такая мера успокоения потока, как сужение проезжей части перед пешеходным переходом. Это заставляет водителей снижать скорость, в то же время сокращая для пешеходов дистанцию, которую нужно преодолеть до противоположного тротуара.

С учетом того, что восемь пострадавших в ДТП из девяти в нашем городе – это пешеходы, информация полезная. Но строительство подземных переходов – вещь финансово емкая, поэтому их даже не включают в перспективный план. Достаточно вспомнить переход на Речицком проспекте напротив «Мандарина Плазы», который запланирован несколько лет назад, но в реальности дальше версии на рисунках не продвинулся.

Из ранее определенных мероприятий по повышению пропускной способности улиц и безопасности движения в план следующего года перенесено строительство кольцевых развязок на пересечениях улиц: Мазурова – Хатаевича – Восточный обход, Объездная – Давыдовская – Речицкий проспект, проспект Космонавтов – Полесская – Хмельницкого. Снизить аварийность и повысить пропускную способность должен капитальный ремонт улиц Бочкина, Жемчужной и Каменщикова.

Увы, многие мероприятия запланированы с оговоркой на достаточное финансирование. Но каждое по отдельности не столь уж сложное в реализации и может воплощаться в жизнь постепенно. В этом ряду – строительство островков безопасности для пешеходов на улицах вокруг Центрального рынка, оборудование подходов к переходам перилами для людей с ограниченными возможностями, строительство тротуаров по улицам 50 лет Гомсельмаша, Рогового, Иверской, Книжному и Интернациональному проездам, вдоль местных проездов на улицах Хмельницкого и Космической.

Улицы Чехова и Университетскую предлагают расширить до семи метров каждую и одновременно устроить на них конструктивно отделенные от проезжей части тротуары. На улицах Хатаевича, Новополесской и Плеханова организуют дополнительные парковки. Одновременно администрации районов города совместно с ГАИ Гомеля активизируют работу по эвакуации с парковок, в том числе дворовых, брошенных автомобилей с последующей сдачей полуразобранных машин в утиль.

Надеемся, все эти планы, хотя бы первоочередные, удастся воплотить в жизнь.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий