Меньше, но по существу

Если задаться вопросом, какими профессиональными знаниями должен обладать специалист Транспортной инспекции, то большинство из нас ответит достаточно кратко: в объеме, необходимом для контроля водителя или перевозчика. Вопросы организации транспортной деятельности ими подразумеваются как-то сами собой. Ведь как можно что-то перевезти без подготовки?

Меньше, но по существу

Вместе с тем именно здесь таятся нюансы, благодаря которым и обеспечиваются соблюдение белорусского законодательства пользователями платных дорог, сохранность груза и, самое главное, безопасность пассажиров. Получается, что работа организатора транспортной деятельности не просто нуждается в контроле, а требует особого внимания. По этой причине число сотрудников инспекции все чаще пополняется специалистами, имеющими юридическое образование.

Одним из них стал Денис Немчик. После окончания юрфака БГУ он пришел работать специалистом филиала ТИ по г. Минску и Минской области и уже через четыре года стал начальником информационно-аналитического отдела Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Согласитесь, скорость карьерного роста потрясающая.

О том, как добиться такого успеха, наша редакция решила спросить у самого 28-летнего руководителя.

– Денис Валерьевич, ваше образование открывало достаточно широкий перечень сфер деятельности для карьерного роста. Вы выбрали Транспортную инспекцию. Почему?

– Когда я ходил в детский сад, мой дедушка работал водителем. Можно сказать, я вырос в кабине его машины. Он брал меня во все поездки, а потом ушел на пенсию, и мы перестали путешествовать. Воспоминания сохранились до сих пор. Причем и о том, как дед следил за автомобилем: он постоянно что-то подкручивал, накачивал колеса… Теперь-то я понимаю, что он хорошо следил за техническим состоянием машины. Но в детстве это воспринималось как увлекательная игра.

– Тогда почему вы не стали водителем?

– Была мечта стать дальнобойщиком. Но обстоятельства сложились по-другому, точнее, поменялись интересы. Дело в том, что в моей семье у всех разные профессии. Мама – врач, папа – инженер и очень близок к транспорту, тетя – юрист. Каждый из них доволен своим профессиональным выбором.

Выслушав мнения родных, взвесив все за и против, решил после окончания девяти классов 219-й минской школы попробовать свои силы при поступлении в юридический колледж. Окончил я его в 2009 году.

– Поменялась ли профессиональная цель?

– Да. Теперь я хотел работать в следственных органах. Сразу после колледжа поступил на сокращенный курс обучения юридического факультета БГУ. Осознанно выбрал правоведение со специализацией судебно-прокурорско-следственной деятельности. Высшее образование получил за три года. Но приступить к работе не получилось – не осилил слишком высокие требования медкомиссии.

Но я не сдался. Начал искать работу и узнал, что есть такая организация – Транспортная инспекция. После того как ознакомился с направлениями ее деятельности, решил позвонить в отдел кадров. Даже не рассчитывал, что будут вакансии. Но мне предложили подъехать в филиал по Минску и Минской области.

Разговор с начальником филиала Георгием Владимировичем Жулего был обстоятельным. В итоге он предложил ждать телефонного звонка для приглашения на кадровую комиссию.

За это время много читал о возможной будущей работе. И, знаете, как-то почувствовал даже, что это мое. Все, о чем мечтал в детстве с дедушкой, обсуждал с родными в юности, сошлось воедино. Ведь, с какой стороны ни посмотреть, все профессии в нашей семье так или иначе связаны с безопасностью человека и транспортом. А работа в инспекции – это содействие обеспечению безопасности транспортной деятельности.

В общем, я даже стал переживать, что не попаду на комиссию. Как это ни банально прозвучит, но мне казалось, что каждый день длился вечность. Человек я достаточно сдержанный, но здесь несколько раз звонил, уточнял.

– Что почувствовали, когда узнали, что приняты?

– Радость. С 1 апреля 2013 года я начал работать в должности специалиста отдела административной практики филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области.

Для начала мне надо было изучить все нормативные документы, вникнуть в курс дела. Моим первым наставником стал Сергей Сергеевич Шеламов, который всегда и во всем мне помогал. С ним мы работаем вместе и сейчас.

– Но уже буквально через три месяца вы перешли на работу в управление контроля транспортной деятельности.

– Да. Теперь, после изменения структуры Транспортной инспекции, это – управление контроля автомобильного транспорта. Так или иначе, но здесь я получил должность специалиста 2-й категории, через три месяца стал специалистом 1-й категории, а еще через полгода – ведущим специалистом.

– Это достаточно быстрый профессиональный рост. В чем секрет?

– Моим начальником был Иван Леонидович Алисейко, его заместителем – Сергей Викторович Глембовский. Их основные требования к работе – безупречное знание нормативной правовой базы, быстрое и качественное исполнение поставленных задач. Как наставники научили, так и действую теперь.

Всегда стараюсь вникнуть в суть любого дела. Если что-то не ясно, не стесняюсь задавать вопросы. Но самое главное, на мой взгляд, – самостоятельно и постоянно повышать уровень своих профессиональных знаний. Изменения, уточнения, дополнения вносятся в нормативную правовую базу достаточно часто. Я не жду, пока мне укажут, что мои знания уже не соответствуют действующему законодательству. Внесены изменения – изучаю, нет – совершенствую знания.

Глубоко убежден в том, что не надо бояться работы или лениться. Сама карьера не сложится, надо много и продуктивно работать.

– Чуть меньше двух месяцев вы возглавляете новое структурное подразделение Транспортной инспекции – информационно-аналитический отдел информационно-аналитического управления. Чем занимаетесь?

– В настоящее время все внимание направлено на проверку полноты уплаты в бюджет сбора за проезд по дорогам общего пользования иностранных транспортных средств в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь. Но это – одно из направлений. В дальнейшем отдел будет заниматься комплексным информационным сопровождением деятельности Транспортной инспекции, в том числе и ее контрольных мероприятий.

– Информация и анализ – это основа деятельности любого предприятия. В 28 лет вы возглавили отдел, который во многом будет слагать политику деятельности Транспортной инспекции в целом. Это очень ответственно.

– Согласен. Я приложу все усилия, чтобы оправдать оказанное руководством доверие.

– К вопросу о проведении контрольных мероприятий. На ваш взгляд, кем сегодня должен быть работник Транспортной инспекции: юристом или техническим специалистом?

– Чтобы быть компетентным специалистом, надо хорошо владеть вопросами как юридического плана, так и технического. То есть универсальным в данных сферах специалистом.

Уметь логически мыслить, обладать настойчивостью и быть эмоционально устойчивым. Необходимо не только грамотно, юридически верно и точно излагать мысли, но и уметь аргументировать свою точку зрения.

– А перевозчик?

– Одним из критериев для получения лицензии выступает наличие лица, ответственного за организацию перевозок. Но, к сожалению, не все организации, предприниматели относятся к этому серьезно. Некоторые полагают, что главное – это наличие транспортного средства, необходимого для определенного вида транспортной деятельности. На деле все немного сложнее. Не просто так с заинтересованными проводится специальный курс обучения.

Если отнестись к нему как некоторые школьники: не спросили – пронесло и учить не надо, то отсутствие необходимых правовых знаний оборачивается административными взысканиями в виде больших штрафов или нашими представлениями в Минтранс предложений о приостановлении или прекращении действия лицензии.

Недостаточный уровень знания права прослеживается и в обращениях некоторых граждан. Многим из заявителей мы просто разъясняем статьи действующего законодательства. Поясняем, за какое нарушение было наложено то или иное административное наказание.

В данной связи хочу еще раз напомнить перевозчикам: основа процветания бизнеса – это уверенные и актуальные знания законодательства. Надо постоянно вникать в суть изменений, дополнений, уточнений.

– Многие исследователи утверждают, что словарный запас юристов самый большой из всех профессий и составляет около 15 тысяч слов. Применимо ли это к вам?

– Можно и меньше, но по существу.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Фото Никиты ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий