Несерьезно? Только до…

На тему пропуска транспортных средств специального назначения, движущихся с включенными спецсигналами, наша газета писала уже неоднократно. Складывающиеся на дороге и во дворах реальные ситуации, как и проводимые МГУ МЧС Республики Беларусь и УГАИ ГУВД г. Минска контрольные заезды, показывают итоги, заставляющие всех нас не просто задуматься, а незамедлительно принять меры. Ведь если подавляющее большинство водителей, движущихся по дороге, стараются пропускать специальный транспорт, то во дворах картина достаточно печальная. Из-за неправильно припаркованных транспортных средств проезд пожарной аварийно-спасательной техники затруднен или невозможен.

Несерьезно? Только до… Несерьезно? Только до… Несерьезно? Только до…

По этой причине одним из актуальных вопросов, рассмотренных участниками семинара «Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспорта», проведенного в рамках деловой программы XI Белорусской транспортной недели, стала тема затрудненного проезда пожарной аварийно-спасательной техники к местам возникновения ЧС в районах многоэтажной жилой застройки столицы. Подробно ее осветил заместитель начальника Минского городского управления МЧС Республики Беларусь Виталий ДЕМБОВСКИЙ:

– Минск сегодня является одним из самых интенсивно растущих городов по количеству личного автотранспорта. В связи с этим наши подразделения все чаще сталкиваются с проблемами затрудненного проезда к местам возникновения чрезвычайных ситуаций, требующих оперативного реагирования.

Сразу хочу обратить внимание на то, что в представленной статистике учтены только те случаи, когда проезд пожарно-спасательной автотехники был практически невозможен. С затрудненным же проездом мы сталкиваемся практически ежедневно. Это перегруженные улицы в дневное время, особенно в час пик. Вечером, когда граждане возвращаются с работы, они, к сожалению, стараются припарковать свой автомобиль не просто ближе к дому, а практически на крыльце подъезда.

Иногда доходит до абсурда. Не думая о возможности возникновения опасности, причем не где-то там, а рядом, владельцы машин оставляют их на ночь так, что невозможно не только проехать, но даже и пройти.

Вместе с тем по вполне понятным причинам техника, применяемая спасателями-пожарными, не может быть маленьких размеров. Думаю, никого и не устроит, если боевой расчет спасателей-пожарных станет прибывать на возгорание на легковом автомобиле. Ведь для ликвидации пожара необходимо много оборудования, причем значительных размеров. Да и ту же воду сжать невозможно. Вместе с тем, как всем известно, именно вода выступает решающим фактом в тушении пожаров. Поэтому наша техника – объемная и большегрузная. Но, повторюсь, практически ежедневно доехать к месту вызова у спасателей-пожарных не получается.

В таких ситуациях личный состав боевого расчета берет в руки достаточно тяжеловесные средства, необходимые для ликвидации пожара и спасения людей, и уже бегом добирается к месту возникновения чрезвычайной ситуации.

В результате значительно увеличивается время фактического прибытия на помощь человеку. Судите сами: бег с тяжелым оборудованием вместо его подвоза, развертывание рукавных линий и использование лестниц подъезда жилого дома или альпинистского снаряжения при подходе к месту пожара вместо специальных выдвижных лестниц, которыми оборудована пожарная аварийно-спасательная техника – это те самые драгоценные минуты, которые могут повлечь гибель людей и повлиять на последствия пожара.

Сегодня число возгораний в квартирах, к сожалению, увеличивается. Более того, многие ошибочно полагают, что погибнуть от пожара можно, только сгорев. Это обывательское мнение. При возгорании, если нет активных противопожарных средств, например, автономных пожарных извещателей, люди начинают задыхаться от дыма в считанные минуты. Во сне достаточно трех-четырех вдохов угарного газа, чтобы уже не проснуться. Именно этим и обусловлено наше волнение за каждую секунду напрасно потраченного времени.

Судите сами: подъехать и развернуться или подбежать и развернуться с тем, что смогли принести. Когда происходит беда, кроме спасателей-пожарных, остро чувствовать эту разницу начинают абсолютно все: пострадавшие, их соседи, жители окрестных домов и всего района.

Конечно, очень сложно выявить прямую зависимость между складывающимися ситуациями затрудненного проезда и гибелью людей. Но любой здравомыслящий человек понимает: каждая секунда времени должна быть использована максимально правильно, как и максимально быстро должны совершаться все действия спасателей-пожарных. Остановлюсь на нескольких примерах ситуаций, которые, возможно, могли бы закончиться иначе.

4 сентября в 01.30 в центр оперативного управления МГУ МЧС поступило сообщение о загорании в подсобном помещении трехкомнатной квартиры, расположенной по ул. Горецкого, дом 7, корпус 2. Подъезд к месту вызова был затруднен припаркованными транспортными средствами во внутридворовом проезде жилого дома. В квартире проживает шестеро детей, трое из которых были госпитализированы в учреждение здравоохранения «ГКБСМП» из-за травм, полученных в результате выпрыгивания из окна.

1 октября в 11.41 поступило сообщение о загорании в квартире дома № 48 по ул. Кунцевщина. Подъезд к месту вызова был затруднен припаркованными транспортными средствами во внутридворовом проезде жилого дома. При тушении пожара в горящей комнате был обнаружен 41-летний брат хозяйки квартиры. Его смерть констатирована бригадой скорой медицинской помощи.

Обратите внимание и на представленные фотоматериалы. Очевидно, что владельцы автотранспорта при постановке его на парковку учли возможность проезда легковой автотехники. Но проезд пожарной аварийно-спасательной техники и современных автомобилей скорой медицинской помощи затруднен, а в некоторых случаях невозможен.

Когда мы освещаем данную проблему на информационных порталах интернет-ресурсов, то очень часто сталкиваемся с возмущенными комментариями, авторы которых рекомендуют МЧС оцарапывать, таранить, отодвигать своей мощной техникой автотранспорт, затрудняющий проезд. Но это только в кино один автомобиль таранит другие, и те разлетаются в разные стороны. В реальности мы рискуем смешать весь транспорт в кучу, чем усложним ситуацию еще больше. Кроме того, нанесение материального ущерба владельцам транспорта – это крайне неэффективная мера. Поэтому мы никогда не реагировали на подобные комментарии-рекомендации. Не станем принимать их во внимание и сейчас.

По сути, во дворе многоквартирного дома транспорт не должен стоять изначально. И, на мой взгляд, нет иного решения проблемы, кроме обеспечения отсутствия стоящего транспорта на территориях дорог и проездов во дворах и массивах жилой застройки.

Со своей стороны мы принимаем все возможные меры, чтобы изменить ситуацию. Фиксируем на фото и видео все случаи, когда проезд аварийно-спасательной техники был затруднен и передаем эти материалы в Госавтоинспекцию, сопроводив письмом о необходимости привлечения владельцев транспорта к административной ответственности.

Мы вызываем инспекторов ГАИ и работников служб эвакуации к местам затрудненного проезда, но в считанные секунды они не могут прийти на помощь. Ведь даже при всей оперативности реагирования на вызов необходимо еще доехать и принять меры. Замечу, только на второе действие зачастую уходит значительно больше времени, чем у спасателей-пожарных на проведение мероприятий боевого развертывания.

Реальность такова, что из-за автовладельцев, нарушающих правила парковки, мы имеем ситуацию, требующую вмешательства. Поскольку во дворах многоквартирных домов все происходит на глазах соседей, то молчаливого согласия быть не должно. Поэтому всех собравшихся я призываю не оставаться равнодушными, вызывать Госавтоинспекцию самим и побуждать к аналогичным действиям соседей. Ведь несерьезной ситуация кажется только до того момента, пока не коснется кого-то лично или его близких, знакомых.

Считаю необходимым внести и ряд предложений.

– При реконструкции и проектировании дорог предусматривать выделение мест под стоянку автотранспорта вдоль проезжей части дороги.

– Изыскать возможность увеличения количества бесплатных парковок и стоянок, особенно в спальных районах.

– С целью исключения парковки на бордюрах и зеленой зоне на дворовых территориях активно внедрять установку малых архитектурных форм.

– Увеличить количество социальной рекламы на данную тематику.

Своевременное прибытие к месту вызова подразделений МЧС – залог успешного выполнения задачи по спасению людей, тушению пожара, уменьшению материального ущерба от пожара. Рассчитываем на активное содействие всех заинтересованных.

Адреса мест вызова подразделений МЧС, проезд к которым был невозможен
по состоянию на 1 октября

13 января

пр-т Победителей, 39

12 июня

ул. Лещинского, 47

31 января

пр-т Пушкина, 33

24 июня

ул. Р. Люксембург, 90а

3 февраля

ул. Никифорова, 17

24 июня

ул. Голубева, 15

14 февраля

пр-т Пушкина, 33

15 июля

пр-т Независимости, 151

18 февраля

ул. Руссиянова, 5/1

18 июля

ул. Куйбышева, 67/1

28 февраля

ул. Шаранговича, 49

23 июля

ул. Сухаревская, 14

2 марта

пр-т Любимова, 6

29 августа

ул. Могилевская, 36

11 марта

ул. Есенина, 47

4 сентября

ул. Горецкого, 7

15 марта

ул. Гинтовта, 6

19 сентября

пр-т Пушкина, 19

30 марта

пер. Корженевского, 6б

26 сентября

ул. Притыцкого, 84

16 мая

ул. Жуковского,5/2

1 октября

ул. Кунцевщина, 48

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий